Конспект урока по литературному чтению на тему Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок.


Цель: рассмотреть понятие «быль»; учить выполнять структурно-содержательное деление текста; совершенствовать умения определять кульминацию, ориентироваться в тексте, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения.
Задачи:
- организовать деятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемный характер, что отвечает   личностным интересам и потребностям  обучающихся;
- способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать речь;
- создать ситуации успеха для каждого ребенка;
- вызвать  эмоциональный  отклик  на прочитанное, чувство сопереживания;
- содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему;
- развивать у обучающихся потребность  в творческой деятельности, самовыражении;
- содействовать развитию умения общаться.
Личностные результаты обучения:
- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
- формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
- формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей, ориентации в нравственном содержании и смысле  своих поступков и поступках других людей.
Метапредметные  результаты обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно  формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
- формировать умение оценивать свою работу на уроке.
Познавательные УУД:
- формирование критического мышления;
- формирование умения извлекать информацию, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- овладение диалогической и монологической речью;
- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Применяемые технологии:
- технология  продуктивного чтения;
- технология развития критического мышления через чтение;
- технология деятельностного подхода;
-инфографика.
Оборудование:  учебник; портрет писателя, произведения Л.Н.Толстого.
Технические средства обучения:   мультимедийный проектор,  компьютер.

Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя. Его жизнь можно связать с такими словами. ( слайд 1)
-Это Лев Николаевич Толстой. (доклады детей по биографии Толстого)
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ Тулы, в дворянской семье. Был родственником А.С.Пушкина, их прабабушки были сёстрами. Это дом, в котором он родился. Мать Толстого – княжна Мария Николаевна Волконская. Мама умерла очень рано, когда маленькому Льву было полтора года. Это единственное изображение , которое осталось. Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой. Лев всегда с любовью вспоминал о своих родителях. С 1841 года дети Толстые (их было 4 сына и дочка) жили в Казани у тётушки. Там Лев Толстой поступил в Казанский университет. Он отличался от всех пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ на военную службу. После службы он возвращается на родину в Ясную Поляну и открывает школу для крестьянских детей, где сам обучает их грамоте. Создаёт первую «Азбуку», пишет сказки, басни, рассказы. Супруга Толстого – Софья Андреевна Берс. Толстой в окружении семьи. 20 ноября 1910 года Толстой умирает. Похоронен в Ясной Поляне. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, живописные парки, сады и леса. Здесь по – прежнему живут традиции семьи Толстых.
Выставка книг Толстого.
- А какие произведения Толстого читали вы, ребята? (ответы детей)
- Один из рассказов авторы учебника поместили в нашем литературном чтении. В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами. ( слайд 11,12)
Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е.высота 3 – 5 этажного дома. На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко добывала себе обезьянку, которая потешала их в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным – давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой.
( слайд с темой урока)
-Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
( Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии)
Словарная работа.( слайды 15,16)
- Объясните мне лексическое значение слова «прыжок». (слайд 14)
- Наша задача сегодня на уроке разобраться - «прыжок» в рассказе это просто действие или Толстой вложил какой – то другой смысл в это слово.
Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.
1.Первичное чтение текста. (Прослушивание записи мр3)
-Внимательно слушайте текст и наблюдайте, как меняется настроение на протяжении всего рассказа.
-Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
-Из – за чего мальчик совершил прыжок?- Разные у нас получились мнения, поэтому нам с вами необходимо углубленно проанализировать этот текст.
2.Комментированное чтение рассказа по смысловым частям.
-Давайте разделим текст на смысловые части.
ВСТУПЛЕНИЕ
- Как обезьяна развлекала матросов на палубе? Какое настроение было на палубе?
-Озаглавьте эту часть. НА КОРАБЛЕ. (на доске появляются названия частей)
ЗАВЯЗКА
-Как подшутила обезьяна над сыном капитана? Что она сделала со шляпой? Какое настроение у мальчика? Найдите подтверждение в тексте.
-Как озаглавим? ПРОКАЗЫ ОБЕЗЬЯНЫ.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
-Как повёл себя мальчик?
-Что руководило его поведением?
-Как озаглавим? ПОГОНЯ ЗА ОБЕЗЬЯНОЙ.
КУЛЬМИНАЦИЯ
-Что раззадорило мальчика?
- Какие чувства испытывали вы, слушая эту часть?
-Как назовём эту часть? НА ПЕРЕКЛАДИНЕ.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
-Какой перед нами капитан?
Почему недостаточно было крикнуть просто «прыгай»?
-Придумайте название этой части. РЕШЕНИЕ ОТЦА.
РАЗВЯЗКА
-Какие чувства пережил капитан?
-Какое настроение наблюдаем в этой части?
- Как назовём? ПРЫЖОК.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
1 ряд – найдите и прочитайте отрывки из рассказа, которые подходят к этим рисункам.(рисунки на слайде)
2 ряд –найдите в тексте слова, которые описывают действия обезьянки.
3 ряд – найдите в тексте слова, которые описывают действия мальчика.
Выслушиваются дети 1 ряда, 2 ряда.3 ряда.
-Связано ли поведение мальчика с поведением матросов? (Поведение мальчика напрямую связано с поведением матросов: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, которые являются подчинёнными его отца)
-Почему во второй половине рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказа? (Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, который развернулся между мальчиком и людьми на палубе, поэтому в конце рассказа о ней ничего не говорится)
-Кто тогда является главным героем рассказа, если не обезьяна?
-Каким представляется мальчик в рассказе? Какие слова подходят для его характеристики? Выберите. Объясните свой выбор. (слайд21,22)
-Давайте перечислим, какими качествами обладал капитан. ( слайд 23)
-Чем мальчик похож на своего отца? А чем непохож? (Мальчик в отличие от отца совершил необдуманный поступок, забравшись на мачту за обезьяной. Взрослые люди обычно обдумывают свои поступки и их последствия.)-Почему мальчик совершил прыжок? (Это было единственно правильное решение для спасения его жизни. Если бы он не прыгнул в воду, то разбился бы об палубу)-Кто ещё вместе с ним совершает «прыжок»? (слайд24) ( Отец.
Прыжок связан с душевным состоянием человека. «Прыжок» - это как бы мгновенное состояние души человека в страшные минуты жизни. Это проявление качеств человека в особых, экстремальных условиях. )Итог урока.
Составление детьми синквейна со словами «мальчик» «отец»
(слайд25)
1 строка – тема ( существительное)
2 строка – описание темы ( прилагательное)
3 строка – описание действия (глагол)
4 строка – отношение к теме
5 строка – синоним к названию темы
(По желанию дети зачитывают свои сочинения)
-Какие чувства и мысли у вас возникли после чтения рассказа «Прыжок»? Свой ответ вы можете начать со слов….(слайд26)
Домашнее задание.
Пересказ основных событий рассказа от лица:
главного героя
кого-нибудь из матросов
капитана