Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3-4 классов


Коррекционно - развивающее занятие "КЛАД ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ"
для учащихся 3 - 4 классов специальной / коррекционной/общеобразовательной школы 8 вида
Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.
Задачи: 1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взрослого. 2) Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности. 3) Развивать когнитивные процессы младших школьников с ОВЗ. 4) Научить детей работать со схемой - картой.
Подготовка к занятию: 1. Сделать карточки по количеству учащихся со специальными заданиями, необходимыми для работы. 2. Сделать конверты для заданий - 7 штук. 3. Сделать карту схему класса, в котором будет проходить игра-путешествие. Разделить её на 7 равных частей и положить в конвертики. 4. Подобрать "клад" для учащихся ( это может быть кулек с конфетами ) 5. Оформить для учащихся задания. 6. Подготовить платки для завязывания глаз. 7. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
//Учащиеся сидят в классе на своих местах. Все они делятся на 2 игровые команды, так как в ходе занятия им предстоит участвовать в различных соревнованиях, выполняя задания//
Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Путешествие это не простое, а необычайно интересное. Где-то совсем не далеко, а рядом с нами (вам это стало доподлинно известно) волшебной птицей вороной (Кто из вас помнит: как выглядит эта птица?) оставлен КЛАД. И мы с вами, не выходя из этого кабинета, постараемся найти его. Путешествие наше называется "Клад за семью печатями" семи, конвертиках лежат обрывки карты, по которой мы сможем его найти. Каждый конверт скреплен особой печатью и чтобы эту печать снять, нам надо выполнить какое-нибудь задание.
ИТАК, нам многое надо успеть сделать, давайте отправимся в путь.
Проверим готовность всех участников игры. А для этого посмотрим хорошо ли вы знаете друг друга и сможете ли узнать своих одноклассников среди чужих людей. Давайте поиграем с вами в игру "Лягушка"
Игра "Лягушка"
Цель: Развитие слухового восприятия.
//Ведущий объясняет условия игры учащимся//
Психолог: Давайте сначала разучим слова, которые нужно говорить в ходе игры. ИТАК: Вот лягушка по дорожке,             Скачет вытянувши ножки,             Увидала комара, закричала:             "Ква, ква, ква!"
//Учащиеся разучивают слова, затем выбирают водящею, который отворачивается от участников игры. Все участники хором говорят слова разученного стишка до слов "Ква, ква, ква!" Эти слова будет говорить один участник. Водящий должен угадать, кто произнёс слова " Ква, ква, ква!". Если он угадает, то водящим становится тот, кого назвал водящий. Игра повторяется несколько раз//
Психолог: Вы все успешно справились с первым испытанием. Давайте откроем первый конверт и посмотрим, что находится внутри.
//Дети находят внутри конверта кусочек карты, на которой изображена часть помещения, где спрятан клад//.
Психолог: Продолжаем подготовку к нашему путешествию. Следующее испытание состоит вот в чём... Давайте поиграем ещё в одну игру. Называется она " Узнай на ощупь ".
Игра "Узнай на ощупь"
Цель: Развитие кинестетического восприятия
//Ведущий объясняет условия игры, выбирается водящий. Одному из участников игры завязывают глаза. На столе лежат несколько предметов. Участник должен угадать, потрогав предмет, что же лежит на столе. Игра проводится несколько раз, чтобы все желающие попробовали угадать.//
Психолог: Каждый из вас знает, что отправляясь в путешествие, все обычно берут с собой в дорогу всё самое необходимое. Пришло время и нам с вами взять с собой в дорогу вещи и друзей. ИТАК, давайте поиграем в игру "Что возьмём с собой в дорогу".
Игра "Что возьмем с собой в дорогу"
Цель: Развитие воображения, мыслительных операций, активизация словаря.
//Проводится игра " Кого и что возьмём с собой в путь". Участники игры-аукциона по очереди называют предметы, которые можно взять с собой в дорогу. Победителем игры станет тот участник, который последним назовёт предмет или вещь. Можно усложнить игру и называть предметы на какую-нибудь определённую букву. Выбирается самый активный участник игры, ему предоставляется право открыть второй конверт с кусочком карты.//
Психолог: Вы успешно прошли все испытания и все достойны отправиться в путешествие. ИТАК, мы отправляемся в путь ! Для того, чтобы открыть первую печать вам надо выполнить следующее задание : называется оно " Графический диктант"
Упражнение "Графический диктант".
Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.
//Упражнение графический диктант выполняется каждым учащимся на специально приготовленных листочках под диктовку психолога//
1) 1 клетка вправо 2) 1 клетка вверх 3) 1 клетка вправо 4) 4 клетки вниз 5) 2 клетки вправо 6) 1 клетка вверх 7) 1 клетка вправо 8) 5 клеток вниз 9) 1 клетка влево 10) 2 клетки вверх 11) 2 клетки влево 12) 2 клетки вниз 13) 1 клетка влево 14) 5 клеток вверх 15) 1 клетка влево 16) 2 клетки вверх
//После выполнения данного задания ученик, который первым сдал свою работу получает право открыть третий конверт, в котором дети находят часть схемы класса//
Психолог: Итак, мы с вами успешно справились с первым заданием, но это только начало. Нам предстоит открыть ещё 4 конвертиков, прежде чем мы узнаем, где же спрятан клад. Давайте посмотрим, какое же второе задание нам предстоит выполнить?
Упражнение "СОСЧИТАЙ СКОЛЬКО?"
Цель: коррекция зрительного восприятия, распределения внимания, устного счёта.
//Каждому ученику психолог раздает карточки с изображением нескольких предметов, наложенных один на другой. Учащимся надо сосчитать, сколько всего предметов изображено на картинке. Упражнение направлено на коррекцию восприятия, распределения внимания, проверяется устный счет//
Психолог: Молодцы, ребята, все справились с этим заданием, а сейчас давайте откроем четвёртый конвертик. Право вскрыть печать предоставляется (называет ученика), который первым справился с заданием.
//Учащийся открывает четвертый конверт//
Психолог: А сейчас нам предстоит поработать устно. Давайте порешаем простые задачки. Будьте внимательны. Слушайте меня вое.
Упражнение "РЕШИТЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ"
Цель: Развитие мышления и мыслительных операций.
Задача 1. Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл каждый мальчик? (ОТВЕТ: 2 часа)
Задача 2. Можно ли бросить мяч так, чтобы он пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (ОТВЕТ: Можно, если бросить мяч вверх)Задача 3. На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (ОТВЕТ: 3 стакана)
Задача 4. Алёша идёт в школу 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдёт в школу вместе со своей сестрой? ( ОТВЕТ : 5 минут )
Задача 5. Шли 7 стариков, у них 7 посошков, На каждом посошке 7 сучков, На каждом сучке 7 узелков, На каждом узелке 7 пирогов, На каждом пироге 7 воробьев, На каждом воробье 7 хвостов. Сколько было стариков ? (ОТВЕТ : 7 стариков)
Задача 6. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы и 2 вишни. Сколько всего деревьев зацвело? (ОТВЕТ: Зимой деревья не цветут)Задача 7. У животного2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 нога спереди, 2 ноги сзади. Сколько всего ног у животного? (ОТВЕТ : 4 ноги)
Психолог: Самым активным при решении задач был (называет ученика) Ему предоставляем право открыть пятый конвертик с частью карты.
Задание "РЕШИТЕ ПРИМЕР".
Цель: коррекция когнитивных процессов. Психолог: Сейчас я раздам каждому учащемуся карточку, на которой написан один пример, чтобы его правильно решить, вместо значков нужно подставить цифры.
5 + * + * + 5 = 15         * + * + 5 + 5 = 15         2 + * + * + 5 = 12
* + * + 2 + 1 = 10         * + б + * + 3 = 10         2 + * + 7 + * = 11
9 - * - 1 - * = 3         10 - * - 4 - 3 - О         10 - * - 2 - 5 = 1
7 - 3 - * - * = 2         6 - * - 1 - * = 1         9 - 7 - * - * = 0
Психолог: Еще одна преграда позади, мы справились ещё с двумя заданиями и можно открыть шестой конвертик. А откроют их следующие ребята.
//Учащиеся открывают шестой конверт. В нем также находится частички карты с изображением схемы класса//
Психолог: А сейчас поработайте все вместе. В начале игры - путешествия вы разделились на две команды. И вот сейчас пройдут коллективные соревнования. Игра называется "Составь слово".
Игра называется "Составь слово".
Цель: Коррекция мыслительных операций, обогащение словаря.
//Учащимся раздаются 2 листка, на которых нарисованы слоги. Им необходимо стрелками соединить эти слоги так, чтобы из них получились слова //

Психолог: Ну что ж, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями и нам осталось совсем немного открыть конвертиков, чтобы узнать, где же волшебная ворона оставила свой клад. Давайте приступим к выполнению следующего задания.
//Учащиеся открывают последний конверт. Складывают из частей карту и узнают, где спрятан клад. Все участники отправляются на его поиски. Когда клад найден, проходит заключительная часть занятия//.
Психолог: Вы все - молодцы! Задания выполнили, клад нашли. И теперь пора возвращаться домой. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и попрощаемся. Наше занятие подошло к концу. До следующей встречи.