Сценарий круглого стола «Кто прав: ученик или учитель?»

Сценарий круглого стола
«Кто прав: ученик или учитель?»
Участники круглого стола:
- учащиеся 10-11 классов (всего 20 человек);
- молодые учителя;
- педагоги, имеющие педагогический стаж более 25 лет;
- администрация школы;
- ведущий (модератор) – Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса;
- социальный педагог.
Цели круглого стола:
- раскрыть широкий спектр мнений по проблеме взаимоотношений учеников и учителей в образовательном процессе;
- определить отношения между учеником и учителем, основаные на правовом аспекте, через достижение консенсуса.
Задачи:
1. Осуществлять правовой всеобуч посредством изучения основных положений Права ребенка на образование
2. Создать условия для формирования правового самосознания у участников круглого стола.
3. Развивать представления о своих правах, их взаимосвязи с правами ругих людей и о своих обязанностях.
4. Формировать убеждения о равных правах учеников и учителя согласно Конституции РФ.
5. Организовать обмен мнениями посредством дискуссии.
6. Мобилизовать и активизировать участников круглого стола на решение проблемы взаимоотношений между учениками и учителями.
Оборудование:  проектор, компьютер, презентация «Права ребенка в школе».
Предполагаемый результат:
Продуктивный:
1. Составлен перечень правил, которые необходимо соблюдать ученикам и педагогам в образовательном процессе.
Количественный:
2. Высказали мнение во время дискуссии не менее 50% участников круглого стола.
Качественный:
3. Участники круглого стола во время выступлений основываются на правовые документы: Закон об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Достигнут консенсус по проблеме взаимоотношений ученика и учителя.

Ход круглого стола
I. Подготовительный этап – вступление
Вступительное слово ведущего (модератора):
Здравствуйте, участники круглого стола!
Школа – это государственное учреждение, в котором взаимодействуют две стороны: ученик и учитель. Отношения учителя и ученика были разные. В прошлом учитель был неперекаемым авторитетом. Слово учителя являлось законом. В школе 19 века учитель мог наказать ученика физически: розгами, указкой и т.д. И никогда не возникало между участниками образовательного процесса конфликтов. Сегодня времена изменились: общество демократично, т.е. в нем все равны. И все больше и больше в средствах массовой информации и в нашей школе говорят о возникновении конфликтных ситуаций между учеников и учителем:
- Так ли это?
(Ведущий предлагает сначала старшеклассникам высказать свое мнение,
затем педагогам)
- В чем заключается конфликт между учителем и учеником?

II. Дискуссионный этап:
1. О праве ребенка на образование.
Ведущий:
Учитель – это профессия, работа, за которую ему платят. Ученик – это подросток, временным занятием которого является учение, его род занятий, обусловленный необходимостью получения образования. Учитель опытнее и старше, ученик моложе и немного еще знает.
- Что же объединеяет в школе этих субъектов?
Ведущий:
Объединяет педагога и ученика образование. Один его дает, другой берет.
Учитель совершенствуется сам во время образовательного процесса. А ученик формируется и развивается.
- Как возникает конфликт между учителем и учеником?
Ведущий:
Получается, ученик не хочет выполнять требования учителя, или учитель не справедлив к ученику. Опрос учащихся 8-9 классов показал, что 43% ребят считают, что учитель не понимает его совсем или понимает, но не то, что он хотел сделать. 26% опрошенных отмечают, что учитель может не взлюбить ученика и потом «мстить». Учителя же отмечают главную причину в непонимании друг друга – это грубость и ленность учащихся. Мы знаем случаи, когда ребенок не сдерживался и оскорблял учителя, унизив его достоинство.
-Можно ли исключить ученика из школы за такой поступок?
- А может, можно исключить из школы за систематическую неуспеваемость и пропуски занятий?
Ведущий:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
На многие вопросы, касающиеся прав детей, вы найдете ответы, посмотрев презентацию «Права ребенка в школе: модели их защиты»
Просмотр презентация «Права ребенка в школе»
Ведущий:
Вы познакомились с основными положениями права ребенка на образование, обозначенными в Конвенции.
- Чего в рамках права на образование, считаете Вы, лишены ученики в нашей школе?
2. О взаимоотношениях учителя и ученика.
В основе Конвенции постулат - все дети пользуются одинаковыми правами, одним из таких прав является право на образование. Получается, учитель должен считаться с этим правом.
- Может ли учитель проявлять авторитаризм и свое превосходство перед учеником во время образовательного процесса?
Ведущий:
Поведение ученика определено в главном школьном документе.
- В каком? (Ответ дают ученики: Устав школы)
- Назовите права и обязанности школьника, указанные в Уставе школы (Подготовленные ученики зачитывают права и обязанности школьника из Устава школы)
- Какие права и обязанности имеет учитель? (Их зачитывает педагог)
- Получается, если ученики и учителя будут соблюдать права и обязанности, конфликтов между учащимися и педагогами не будет? (отвечают желающие участники круглого стола от группы учителей, учеников и администрации).
- Какой характер, на Ваш взгляд, должны носить отношения между педагогами и учениками: авторитарный со стороны учителя или партнерские? Почему? (отвечают сначала педагоги, администрация, затем старшеклассники).
- Какой главный принцип, по-вашему, лежит в основе любых отношений? (Ответ дают ученики, затем педагоги: Взаимоуважение).

III. Завершающий (постдискуссионный) этап:
Ведущий:
Конечно, взаимоуважение лежит в основе конструктивных отношений. Завершая дискуссию, давайте составим перечень правил, которые необходимо соблюдать и ученикам и учителям во время образовательного процесса.
Каждый по очереди говорит свое мнение, а мой помощник набирает их, и мы видим их на экране. Если Вы согласны с предыдущим выступающим, то приведите свои аргументы.
(Участники называют правила. Так в списке будет не менее 10 пунктов)
Ведущий:
Список составлен. Если все будут соблюдать эти правила, в основе которых лежат права и обязанности участников образовательного процесса, то конфликтов не будет. Я так понял из ваших выступлений.
- Как вы думатете, что нужно сделать, чтобы в школе все познакомились с этими правилами?
(Задача ведущего вести диалог так, чтобы участники предложили следующее:
- учащимся школы познакомиться с правилами на классных ученических собраниях;
- педагогам обсудить их и принять к исполнению на педагогическом совете).
Ведущий:
И так решение нашего круглого стола «Кто прав: уечник или учитель?»:
- учащимся школы познакомиться с правилами на классных ученических собраниях;
- педагогам обсудить правила на педагогическом совете.
Я желаю всем соблюдать эти правила и не забывать, что любой конфликт можно предупредить, если стоять на букве закона – соблюдать права и обязанности!










15