План-конспект открытого урока по делопроизводству


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого занятия учебной практики
на тему:
«Составление и оформление служебных писем»
по профессии «Делопроизводитель»
Разработала: мастер п\о
__________________ М.М. Смоляк
Согласовано: председатель методической комиссии
______________А.В. Аникина
«__»_____________ 2014 г.
Залари 2014
Дата проведения урока: 22.01.2014 года.
ПМ 01. Документационное обеспечение деятельности организации.
МДК 01.01 Документационное обслуживание управления
Межпредметные связи: Делопроизводство, Компьютерное делопроизводство, Учебная практика, Организационная техника.
Тема занятия: «Составление и оформление служебных писем»
Группа (специальность):
Группа 41, профессия – делопроизводитель, курс – 1
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: урок совершенствования знаний, целевого применения усвоенного материала, формирования и совершенствования профессиональных компетенций, умений и навыков.
Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, практического выполнения задания по составлению и оформлению служебных писем.
Цели урока: научить правильно составлять и оформлять служебные письма.
Образовательные: закрепление знаний по созданию и оформлению служебных писем, реквизитов к данному документу,формирование навыков работы над учебным проектом. Формирование ПК -7. (Составлять и оформлять служебные документы, материалы с использованием формуляров документов конкретных видов.)Развивающие: способствовать развитию творческой активности учащихся; формированию познавательных способностей; расширению кругозора и обогащению словарного запаса; развитие умения оперировать полученными знаниями, применять их на практике; ОК. 2 (Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.).
Воспитательные: формирование творческой активности; развитие навыков самостоятельного мышления; способствовать повышению мотивации к изучению делопроизводства и учебной практики по профессии делопроизводитель; ОК 2(Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.), ОК 3(Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.), ОК 6(Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.).
Практические задачи: закрепление и контроль степени усвоения знаний, умений и навыков работы по составлению и оформлению служебных писем, изученных и сформированных на уроке теоретического обучения. ОК 5(Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.).
Методическая цель: отработка методики подготовки и проведения занятия учебной практики с применение ИКТ.
Метод проведения урока: опрос, показ трудовых приемов, деловая игра «Вам письмо», самостоятельная работа, карточки-задания, электронная презентация.
Материально-техническое оснащение урока:
Оборудование: стационарные компьютеры, телевизор.
Методическое обеспечение: рабочая программа, тематический план, методическая разработка урока, план урока, карточки-задания.
Ход урока:
1.Организационный момент . (2мин).
Приветствие, проверка явки учащихся, отметка отсутствующих, готовность группы к уроку.
Вводный инструктаж.
1.1. Мотивационный момент.
Слово мастера (слайд 1, 2), (слайд 3)
Важным элементом делового общения является переписка. Почти любое управленческое решение или коммерческая сделка сопровождаются обменом письмами. Основным признаком, по которому письма выделяются в особую группу документов, является пересылка их по почте, хотя в последнее время они могут пересылаться с помощью телеграфа, факсимильной связью, электронной почтой. Письма составляют большую часть (до 80%) исходящих и входящих документов любой организации.
Мастер формулирует тему урока, знакомит студентов со структурой урока. Студенты слушают мастера, записывают в рабочую тетрадь тему урока. Мастер совместно со студентами формулируют что должны уметь и что должны знать сегодня на уроке.
1.2 Актуализация знаний путем фронтального опроса обучающихся:
Мастер предлагает студентам оживить в памяти пройденный на уроке теоретического обучения материал по теме «Составление и оформление служебных писем».
Все мы знаем прекрасную русскую поговорку «Каждый кузнец своего счастья, особенно если владеет своей кузницей». Так давайте закрепим свою кузницу фронтальным опросом.И первый вопрос для проверки: 1. Дайте определение письма. (Наиболее массовый способ обмена деловой информацией, используется для решения перспективных и текущих задач в управлении).
2. К какому виду документов относятся письма?
(К информационно-справочным документам). 3. Какое максимальное количество реквизитов может быть в документе? (30) 4. Перечислите способы расположения постоянных реквизитов. (продольное, угловое)
Мастер задает вопросы. Студенты отвечают на них.
1.3.Инструктирование по основным вопросам и предстоящей практической работы.
1.3.1.Повторение правил техники безопасности при работе на ПК и правил поведения в компьютерном классе.
Мастер предлагает повторить правила техники безопасности при работе на ПК.При выполнении работы должны соблюдаться правила ТБ и правила поведения в компьютерном классе.
1. Какие действия в соответствии с техникой безопасности должен воспроизвести делопроизводитель до начала работы? (включить полностью освещение в помещении; проветрить помещение; подготовить к работе необходимые инструменты; убедиться в исправности кабелей компьютера).
2. Какие меры безопасности должен соблюдать делопроизводитель во избежание поражения электрическим током? (не подключать и не отключать компьютер от электросети мокрыми руками; не соприкасаться одновременно с рабочим оборудованием и оборудованием, имеющим соединение с землёй).
3. Что необходимо делать делопроизводителю на рабочем месте через каждые 2 часа? (проветривать помещение и делать перерыв в работе на 10-15 минут).
4. Какие действия необходимо выполнить делопроизводителю в случае неисправности в работе компьютера: при появлении искрения, запаха гари? (немедленно отключить прибор от электросети и сообщить о случившемся администрации учреждения).
5. Какие требования безопасности должен соблюдать делопроизводитель по окончанию работы? (отключить электрические приборы, привести в порядок рабочее место, проветрить помещение, закрыть форточки).
II. Текущий инструктаж
2.1. Организационный момент
Перед проведением деловой игры я бы хотела провести для вас небольшой
конкурс профессионального мастерства. Найти реквизиты, не входящие в состав реквизитов письма:
1. наименование вида документа; 2. гриф согласования; 3. резолюция; 4. дата; 5. гриф утверждения; 6. регистрационный номер; 7. место составления и издания; 8. заголовок к тексту; 9. адресат; 10. текст; 11. подпись; 12. справочные данные об организации; 13. визы; 14. отметка о наличии приложения; 15. ссылка на дату и регистрационный номер; 16. печать. Обоснуйте свой выбор. (Используя презентацию в программе Notebook.)
Предлагаю разделиться на две команды. Каждая команда становится коллективом одного из дочерних акционерных обществ - «Гранд» и «Эдем». Каждой команде предлагается выбрать: директора, он возглавит команду.
1.2. Необходимо наиболее полно ответить на вопросы, заданные ведущим, Команды отвечают по очереди, если на вопрос будет дан неполный или неверный ответ, то команда-конкурент имеет право дополнить данный ответ или дать свой:
1. Какими ключевыми фразами начинаются письма-напоминания? (Напоминаем Вам: Вторично напоминаем Вам:, Обращаем Ваше внимание на то, что: Ставим Вас в известность, что:) 2. В чем особенность составления гарантийного письма? (гарантийное письмо подписывается руководителем и главным бухгалтером организации).
3. В каком случае отсутствует ссылка на регистрационный номер и дату? (При составлении инициативного письма)
4. В чем особенность составления сопроводительных писем? (Они используются для отправки документов, не имеющих адресной части).
5. Какими бывают письма по количеству отражаемых вопросов? (По количеству отражаемых вопросов письма бывают простыми и сложными (более одного вопроса)).
6. В каком случае составляется служебное письмо-напоминание? (В случаях, когда организация-партнер не выполняет взятые на себя обязательства или принятые договоренности).

2.2.Этап реализации практической работы силами студентов.
Деловая игра "Вам письмо".
Слово мастера: А сейчас для формирования практических навыков мы проведем небольшую практическую работу, целью которой является создание и рассылка письма-предложения.
1.1. Составить письмо-предложение по предложенной ситуации и напечатать его на компьютере.
1.2. Зарегистрировать письмо в журнале исходящей документации.
1.3. Полученное письмо зарегистрировать в журнале входящей документации.
В процессе выполнения студентами комплексной работы мастер осуществляет целевые обходы с целью проверки:
- своевременности начала работы и правильности организации рабочего места;
- соблюдения правильности оформления служебных писем;
- соблюдения правильности заполнения журналов регистрации.
Студенты выполняют практическую работу по составлению и оформлению служебных писем:
- производят подготовку к работе компьютеров;
- создают документ в программе «WORD»;
- составляют и оформляют служебное письмо в соответствии с правилами;
-распечатывают документ;
- отправляемое письмо регистрируют в журнале исходящих документов, полученное письмо регистрируют в журнале входящих документов.
III. Заключительный инструктаж
3.1. Подведение итогов работы
Мастер предлагает студентам произвести сравнение созданного ими документа с эталоном.
3.2. Анализ и оценивание мастером деятельности студентов
Анализ деятельности обучающихся и ее оценивание мастер производит, пользуясь таблицей контроля усвоения навыков профессиональной деятельности.
3.3. Выдача домашнего задания
Дома мастер предлагает студентам повторить изученный на уроке теоретического обучения материал по созданию служебных писем и выполнить практическое задание в рабочей тетради на стр. 28-29
Студенты записывают домашнее задание в дневнике производственного обучения.
3.3. Рефлексия
Студенты отвечают на вопросы:
Чему они научились на данном уроке производственного обучения?
Что им понравилось больше всего на уроке производственного обучения?
Какие были сложности в работе?
Итак, наш урок подошел к концу, я рада, что урок вам понравился. Я благодарю вас за урок. Спасибо.