«Изучение и анализ документов ФГОС, регламентирующих оценку достижения планируемых результатов освоения программы начального образования»
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра адаптивного образования
Самостоятельная работа № 2
«Изучение и анализ документов ФГОС, регламентирующих оценку достижения планируемых результатов освоения программы начального образования»
Сергеевой Наталии Евгеньевны,
Группа № 2
МОУ ДПО «Учебно – методический центр»
г. Кашира
2011г.
Оценка форм и содержания текущего и итогового контроля усвоения знаний учащимися, действующим сейчас и обозначенным в документах стандартов.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно- методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно- практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо
выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.
Разработанный в ходе данного проекта инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования (далее инструментарий) включает:
- образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру;
- спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов;
- демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.
Инструментарий разработан в соответствии с требованиями к освоению результатов обучения, сформулированными в планируемых результатах.
Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному их выполнению, переносу на новые классы объектов. Это проявляется в способности обучающихся решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно- познавательных и учебно- практических задач.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с Требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения
действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.
Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.
В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.
Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Пример подобной проверочной работы для выпускников по курсу естествознания приводится в конце данного параграфа.
Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.
Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой или дипломной работы), так и в форме комплексной интегрированной письменной контрольной работы, охватывающей в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно, естественно, и сочетание этих форм.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предетах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
В работе используется большое разнообразие типов и форм заданий.
По форме ответа в работе используются задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на установление последовательности и соответствия, задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета) и со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Для экспериментальной проверки зависимости результатов выполнения работы от расположения заданий (на первом или втором уроке, или в начале или конце урока) подготовлены несколько вариантов работы, отличающиеся расположением отдельных заданий – комплекты А или Б. В каждую школу направляется только один комплект А или Б. Каждый комплект состоит из 2 вариантов.
Спецификация проверочной работы для выпускников начальной школы
Целью проверочной работы является оценка способности выпускников начальной школы решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа:
1) Стандарт общего образования. Требования к результатам освоения общеобразовательных программ. Москва. Просвещение, 2006.
2) Планируемые результаты освоения программ начального образования. Математика.
3) Планируемые результаты по математике освоения программ начального образования. Русский язык.
4) Планируемые результаты освоения программ начального образования. Окружающий мир (общество и естествознание).
5) Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования
6) Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования
Структура работы.
Материалы представлены в двух комплектах, на выполнение которых отводится разное время. На выполнение комплекта 1 планируется 80 мин (два урока по 40 мин), комплекта 2 – 40 мин (один урок по 40 мин).
Организационная часть, а также ознакомление с инструкцией выполнения заданий не включается в указанное на выполнение работы время.
Работа, представленная в каждом комплекте, состоит из двух частей. Каждая из частей состоит из одного комплексного задания. В каждом комплексном задании предлагается одна ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.
-Список литературы.
Планируемые результаты начального общего образования.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе.
Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования.
Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы.
Система оценки качества образования Московской области/ Л.Н. Антонова, М.М.