Методическое пособие Развиваем логическое мышление на уроках информатики

Сборник упражнений



I часть


Методическое пособие


Челябинск, 2013
Сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» / Ю.А. Филатова, Н.Г. Волкова – ЧПК №1, 2013.-33с.

Успешность обучения учащихся начальной школы напрямую зависит от развития их логического мышления. Оно должно стать постоянной заботой родителей, воспитателей и учителей. Учителя, применяя на уроках информатики, специально разработанные упражнения, смогут успешно развить логическое мышление школьников.
Предлагаемый сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» включает в себя занимательный материал: загадки, шарады, анаграммы, головоломки, ребусы и другие интересные задания, с методическими рекомендациями по их использованию.
Данный сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» был успешно апробирован на уроках информатики при работе с учащимися третьих классов по темам «Сравниваем и обобщаем», «Проявляем смекалку», «Зеркальные изображения», «Составляем алгоритмы».
Его целесообразно применять учителям информатики при изучении учащимися третьих классов следующих тем: «Алгоритмы», «Объекты», «Логические рассуждения», «Истинность высказываний», «Аналогия».



Составитель: Филатова Ю.А.

Содержание
Предисловие 4
Раздел I. Алгоритмические этюды 5
Занятие 1 . «Познакомимся поближе» 6
Занятие 2. «Путешествие с алгоритмом» 8
Занятие 3. «Поиск потерянной информации» 10
Занятие 4. «Вперед по течению» 12
Занятие 5. «Веселая чехарда» 13
Занятие 6. «А не пора ли нам отвлечься?» 14
Занятие 7. «Пора прощаться» 15
Ответы к разделу I 16
Раздел II. Объекты 17
Занятие 8. «А вот и новые знакомые» 18
Занятие 9. «Разложи и покажи» 20
Занятие 10. «А как это называется?» 21
Занятие 11. «Найди общее» 22
Занятие 12. « У кого - что» 23
Занятие 13. «Начнем с хвоста» 24
Занятие 14. «Веселые ребусы» 25
Ответы к разделу II 26
Методические рекомендации для учителя 27
Итоговый тест 29
Список литературы 31


Предисловие
По мнению Л.С. Выготского, задержка в развитии логического мышления и в образовании понятий у детей истекает непосредственно из того, что они не овладели еще достаточно языком логического мышления и образования понятий. Приобретать этот язык помогает ученикам школа. От учителя начальных классов в первую очередь зависит формирование у учеников умения учиться.
Включенные в сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» развивающие занятия отнюдь не тождественны традиционным заданиям на уроках информатики, в ходе решения которых ученик овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл представленных упражнений в том, чтобы учителя информатики, опираясь на уже имеющиеся способности учеников, имели возможность совершенствовать мышление, продвигать вперед их логическое развитие.
Для успешного обучения учащихся начальной школы, понимания ими учебного материала учителю необходимо сформировать три составляющих мышления:
высокий уровень элементарных мыслительный операций;
высокий уровень активности, проявляющийся в продуцировании большого количества различный гипотез, идей, нескольких вариантов решения проблемы;
высокий уровень организованности и целенаправленности.
Если поставленные задачи по развитию логического мышления учащихся начальной школы станут для учителя приоритетными, то процесс дальнейшего усвоения учениками знаний, умений и навыков будет более успешным.


Раздел I. Алгоритмические этюды
Целью данного раздела является демонстрация учащимся того, что результат выполнения алгоритма определяется порядком определенных действий.
Типы упражнений, используемые в разделе:
определение влияния порядка действий на результат;
составление алгоритмов;
использование различных способов для записи одного алгоритма;
анализ реальных ситуаций;
анализ алгоритмов и их пошаговое исполнение, сравнение, сопоставление;
кроссворды;
шарады;
загадки;
ребусы;
симметрия;
зеркальные отображения.







Занятие 1. «Познакомимся поближе»
Перед тем, как начать занятие с обучающимися по данному сборнику упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики», необходимо рассказать следующую историю:
Ребята, вчера к нам на почту пришло письмо от мудрого Алгоритма, который очень любит нашу школу. В письме он говорил, что хочет приехать к нам в гости и остаться на какое-то время. Мы встретим его, как полагается?
Заранее предупреждаю вас, если вы не хотите, чтобы наш Алгоритм обиделся, то вам надо будет выполнять все его упражнения, которые он приготовил.
А вот и он!



Мудрый Алгоритм любит читать и решать логические задачки. И хочет, чтобы вы тоже познакомились с ними. А еще он будет помогать вам «Волшебными подсказками».
А вот и первые задания!

Упражнение 1.
Пронумеруйте шаги-рисунки «Снеговик». В какой последовательности вы их будете ставить.





Упражнение 2.
Посмотрите на картинку, и подумайте, все ли верно пронумеровано? Если нет, то исправьте.




Занятие 2. «Путешествие с алгоритмом»
Упражнение 1.
Прочитайте задание, которое приготовил Алгоритм, и напиши ответ. Только будь внимателен, Алгоритм любит шутить.


Упражнение 2.
Укажите стрелками путь «восхождения к вершине».







Упражнение 3.
Отгадайте ребус и установите правильный порядок слов.


Й


А знаете ли вы, что
Лабораторные исследования показали, что пчёлы умеют выбирать оптимальный маршрут. После локализации расставленных в разных местах цветков пчела совершает облёт и возвращается обратно таким образом, что итоговый путь оказывается наикратчайшим. Таким образом, эти насекомые эффективно справляются с классической «задачей коммивояжёра» из информатики, на решение которой современные компьютеры, в зависимости от количества точек, могут тратить не один день.

Занятие 3. «Поиск потерянной информации»
Упражнение 1.
Необходимо по клеточкам дорисовать рисунок.

Упражнение 2.
«Затерянные знаки»




Упражнение 3.
Подумайте, найдите ошибку на схеме и исправьте.
Отец и два сына отправились в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он на воде выдерживает или отца, или двух сыновей. Как переправиться на тот берег отцу и двум сыновьям?




Упражнение 4.
Собери слова.
Перед вами части слов. Алгоритм раскидал их в разные стороны. Ваша задача: вернуть части слов на свои привычные места, соединив их стрелками. Слова должны быть связанны с информатикой. Будьте внимательны, части правой стороны, соединяем с частями левой с помощью линейки









Занятие 4. «Вперед по течению»
Упражнение 1.
Помогите алгоритму добраться до магазина. Отвечайте на каждый вопрос «Да» или «Нет» и перебирайтесь на следующую клеточку.





Упражнение 2.
Подумай и ответь.
Толя веселее, чем Андрей. Андрей веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
________________
Упражнение 3.
Ребята, алгоритм придумал сложное задание. И хочет, чтобы вы его решили. Вам необходимо поменять буквы местами и написать напротив правильные ответы.





Занятие 5. «Веселая чехарда»
Упражнение 1.
Суть заданий состоит в том, чтобы обнаружить слово, соединяющее два других слова, так, чтобы конец одного слова стал началом другого, например: по???тра – поЛЮСтра






Упражнение 2.
Угадай у кого какой шарик?
Саше, Маше, Тане и Ване купили по воздушному шарику. Машин шарик не самый маленький, но меньше, чем у Саши и Вани. Сашин шарик не меньше, чем у Вани.







Упражнение 3.
Нарисуйте в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.



Занятие 6. «А не пора ли нам отвлечься?»
Упражнение 1.
Сегодня Алгоритм пришел к нам в гости и принес с собой шарады, которые сам придумал. А теперь он хочет, чтобы вы разгадали их.








Упражнение 2.
На четырех рисунках изображены цифры от 1 до 4 вместе со своими зеркальными изображениями:

Каким будет следующий рисунок?

______________
Упражнение 3.
Подумай и ответь.
Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна – варежки. Алла и Вера вязали разные вещи, Вера и Галя – тоже. Что вязала каждая девочка? _______________________________
Занятие 7. «Пора прощаться»
Ребята, пришла пора прощаться с Алгоритмом. Ему пора уезжать. Но на последок он оставил нам интересное задание. Нам надо решить кроссворд и вписать в него правильные ответы.

























Ответы первого раздела:
Второе занятие, упр. 3: Книга источник знаний;

Третье занятие, упр. 4: Задача, мышка, монитор, урок, модель, ребус;

Четвертое занятие, упр. 2: Толя
3: Компьютер, Процессор, Мышка, Клавиатура, Алгоритм;

Пятое занятие, упр. 1. меШОКолад, уГОЛова, лоТОКарь, обыЧАЙка, прикЛАДья;

Шестое занятие, упр. 1: Буквы, удача, парта;
3: Вера – варежки, Алла и Галя – шапки;

Седьмое занятие: 1. Троллейбус 2. Семь 3. Жук 4. Скала 5. Лиза 6. Пять 7. Восемь 8. Четыре












Раздел II
Объекты
Целью данного раздела является научить обучающихся, находить общее в составных частях, называть общие признаки из одного класса предметов.
Тип заданий:
Логические ряды;
Слова – антонимы;
Изменение порядка букв;
Общее в предложении;
Шарады;
Поиск главного;
Отличительные свойства;
Стихи-загадки.















Занятие 8. «А вот и новые знакомые»
Ребята, наш Алгоритм уехал домой. Но у меня есть хорошие новости! Он рассказал своим друзьям о нашей школе. И они решили, что тоже, хотя побывать у нас.
А вот и они!








Вновь новые и интересные задания от волшебников!
Упражнение 1.
Перед вами блок цифр. Ваша задача, в каждом ряду подчеркнуть ТРИ числа, дающие в сумме то, которое стоит в конце ряда.







Упражнение 2.









Раб – Ирак –
Лес – Лира –
Рот – Ложь –
Воля – Русь –
Дань – Мука –
Кров – Сода –
Рык – Корка –
Ода – Корона –

Занятие 9. «Разложи и покажи»
Упражнение 1.

Упражнение 2.
Вместо многоточий вставь слова, противоположные выделенным по смыслу (антонимы).
Скажу я слово: высоко!
А ты ответишь: !
Скажу я слово: далеко!
А ты ответишь !
Скажу тебе я слово: трус!
Ответишь ты: !
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: !
Упражнение 3.
Вам даны слова, но в каждом из них потерялись гласные буквы, попробуйте восстановить их.





Занятие 10. «А как это называется?»
Упражнение 1.
Отгадайте шараду и напишите правильный ответ.


Упражнение 2.
Угадай, какое слово надо поставить вместо пропусков, чтобы вместе с буквами, стоящими рядом, получились новые слова.












Занятие 11. «Найди общее»
Упражнение 1.
Найдите спрятанные имена.
Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай мне свежие – в апельсиновом желе. ________, __________, __________
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! ________, ______, _______, _______
Ковал я железо ясным днем. А к сим делам не трудно – легко приступить. ________, __________, __________, __________
Не мешает и майский свет, а плохо мне – от ночи ранней. _______
·, ________, __________
Все ваш совет знают, но не ловится коварный малек сейчас, честно расскажу. ________, __________, __________, __________

Упражнение 2.


1 4 7 10 13 ________
2 4 3 16 25 ________
2 8 3 7 4 6 ________
6 9 12 15 ________
4 10 5 12 6 14 ________
15 12 9 6 ________
1 3 4 7 11 18 ________

Занятие 12. «У кого - что»
Упражнение 1.


Упражнение 2.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся с ними в отношении последовательности:
Февраль – _________________________________________
Вторник – _________________________________________
Первый – _________________________________________
1990 – _________________________________________
Упражнение 3.
Жители Теремка Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик – в домике с большим окном, мышка – с большим окном и высокой крышей.




_____________ _____________ ______________ ____________
Занятие 14. «Начнем с хвоста»
Упражнение 1.



__________________________

Упражнение 2.
Просмотрите ряды, и в каждом подчеркни слово, которое отличается от всех остальных каким-либо качеством.
Печка, свечка, утка, овечка 2. Крик, кричать, квакать, кукарекать
3.Крум, Брук, Друг, Шмяк 4.Рыба, рак, угорь, скорпион
5.Ночь, дочь, рожь, мышь 6.Уши, голова, ноги, плечи
Веселая перемена!
Ложку обычно используют для еды. Но ее еще можно использовать в качестве музыкального инструмента.
А теперь придумайте такие же способы для:
Зонта _______________________________________________
Стакана _______________________________________________
Кресла _______________________________________________
Занятие 14. «Веселые ребусы»
Реши ребусы и прочитай, что сказал каждый волшебник.













Ответы второго раздела:
Занятие 9, упр. 3: пион, ария, веер, змея, диво, кино;

Десятое 10, упр. 1: Кисель;
2: Пол, Гол, Пот
3: Коля;

Занятие 11, упр. 1. 1. Мария, Женя, Ева;
2. Кира, Яна, Игорь, Егор;
3. Валя, Зоя, Максим, Олег;
4. Тима, Света, Ира;
5. Сева, Яков, Алексей, Нора.
Занятие 14. Работа сердце веселит;
Не в бровь, а в глаз.












Методические рекомендации для учителя

НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ
Развитие мышления в начальной школе – дело чрезвычайно тонкое, требующее тщательного соблюдения баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным. Очевидно, что для этих целей не годится традиционный учебник с сериями однотипных упражнений и сухими пояснениями к ним, даже если эти упражнения – «развивающего характера».
Целью сборника является:
Использование сборника как дополнительного источника знаний;
Развитие мышления с помощью интересных заданий.
Сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» не сложен в обращении. Вся информация изложена в доступной форме. К каждому заданию прилагаются ответы.
Прежде всего, нужно сказать, что сборник упражнений «Развиваем логическое мышление на уроках информатики» разбит на два раздела, в каждом по семь занятий. На каждом занятии ученик может выполнить от двух до четырех упражнений по темам «Познакомимся поближе», «Путешествие с Алгоритмом», «Поиск потерянной информации», «Вперед по течению», «А не пора ли нам отвлечься?», «Веселая чехарда», «Пора прощаться», «А вот и новые знакомые», «А как это называется?», «Разложи и покажи», «Найди общее», «У кого - что», «Начнем с хвоста», «Веселые ребусы».
Самое главное, это соблюдать порядок занятий. Все они разработаны по определенному принципу: от простого к сложному, от изученного к новому. Каждое занятие носит разнонаправленный характер, и имеют общую цель – развивать.
На первом занятии необходимо дать учащимся первоначальное представление о том, что они будут заниматься. Так же познакомить их с условными обозначениями, которые встречаются в рабочей тетради:
* - Усложненное упражнение;
? – Смотри раздел «Волшебная помощь»;
!!! – Будь внимателен;
– Переменка

Необходимо отметить, что в рабочей тетради условные обозначения расположены лесенкой, но не подписаны. Подписывают учащиеся их вместе с учителем. После того, как ребята закончат подписывать тетрадь, можно пройти и посмотреть, все ли ребята догадались, что первые два обозначения подписываются с правой стороны, а два последних с левой. Для себя нужно отметить ребят, которые с этим заданием не справились и взять их на заметку, чтобы в дальнейшей работе обращать на них внимание.










Итоговый тест

Выполни действия. Впиши результат.
Задумай однозначное число ;
Прибавь 5 ;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10 ;
Вычти удвоенное задуманное число ;
У тебя получилось 11? Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Какие действия и в каком порядке надо выполнить, чтобы решить этот пример: 37 * 3 + 28 : (17 – 3) = ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
.
.
.
.
.
Продолжи ряд справа и слева.
. . . . . .
. . . . . . гора, дом, ель, жаворонок
43 54 65
Дополни предложение:
Сегодня 30 августа, значит завтра
Если вчера был четверг, то завтра будет
Если слово – существительное в именительном падеже, то оно отвечает на вопросы
Миша живет в 15 метрах от школы, Катя живет на 7 метров дальше, чем Дима, а Дима живет в 30 метрах от Миши. Кто живет дальше всех от школы?
Я антоним к слову лето, в шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, потому, что я
*7. Каждый раз в день рождения, родители дарили Саше книгу. В 1996 году Саше исполнилось двенадцать лет, и он получил в подарок от родителей четвертую книгу. В каком году, в каком месяце и какого числа родился Саша?
*8. Нарисуйте в клеточках веселый, грустный и удивленный смайлик, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых смайликов.





*9. Необходимо поменять буквы местами и написать напротив правильные ответы.
1) О Д Р О А Г . . .
2) О Г Р Д О
3) О Р О Д Г О
4) О Д Р А Г А
*10. В джунглях разгорелся пожар. Багира должна перенести котенка, лисенка и мышонка, чтобы спасти их от огня. В какой последовательности она будет их переносить, учитывая, что котенок и лесенок охотятся за мышами?

Список литературы
Агафонова, И.Н. Учимся думать / И.Н. Агафонова. – СПб.: «МиМ-Экспресс», 1996 – 96 с.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009. – 272 с.
Винокурова, Н.К. Подумаем вместе / Н.К. Винокурова. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 128 с.
Никольская, И.Л. Гимнастика для ума / И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. – 208 с.
Паутова, А.Г. Информатика и ИКТ: Комплект компьютерных программ к учебнику: 2 класс: Методическое пособие / А.Г. Паутова. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 72 с.
Паутова, А.Г. Информатика: Комплект компьютерных программ к учебнику: 3 класс: Методическое пособие / А.Г. Паутова. – М.: Академкнига/Учебник, 2007. – 100 с.
Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 208 с.
Тихомирова, Л.Ф. Басов, А.В. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
Тонких, А.П. Логические игры и задачи на уроках математики / А.П. Тонких, Т.П. Кравцов, Е.А. Лысенко, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415



9

2

13

20

=

0

Ребята, я сегодня к вам так торопился и по ошибке все перепутал! Я надеюсь, вы поможете разобрать мне несколько упражнений и расставить все на свои места!

4

2

3

1

На каждой березе – по 2 ветки, на каждой ветке – по три
яблока. Сколько всего яблок на дереве?



3 + 4

7 + 4

11 + 13

24 + 6

30 - 8

22 - 6

18

,

,,,

1, 2, 3, 4

1, 2, 3, 4



Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.


За

Мы

Мони

рок

бус

дача

У

дель

Мо

шка

Ре

тор

В году 12 месяцев

Хобби – это животное?

Олимпийские игры зародились в Спарте?

Главная часть компьютера – мышь?

Компьютер предназначен для игры?

Магазин

М О К П Ь Р Е Т Ю

Г О Р А Л И Т М

К А М Ы Ш

Т У В И А К Л А Р А

Ц Е Р О С П С Р О











Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.


Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.

Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье слог второй,
А в целом - школьный столик твой.


______________


______________


______________


Дети
Первый ребенок
Отец и ребенок

ме???олад
у???ова
ло???арь
обы???ка
прик???ья

____________ _____________ ___________ ____________

1.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
3. Кто украл Дюймовочку у жабы?
4. Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
8. Два мальчика играли в шашки четыре часа. Сколько играл каждый мальчик?




2. Сначала у Кати было пять карандашей, потом к ним прибавили еще два. Сколько карандашей стало у Кати?
5. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
6. На складе было пять цистерн с горючим, по шесть тонн в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось?
7.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?



По горизонтали:

По вертикали:

7..

1..

8..

6.

3

5

4

2

10 6 5 9 8 7 11 15
10 2 3 7 9 12 8 4
9 6 11 20 14 7 8 23
6 18 20 11 19 4 30 5
10 9 12 7 3 1 15 6



24
15
37
42
18

Вам предлагается изменить одну лишь букву в каждом слове так, чтобы получилось новое – название какого-либо животного, например, щит – кит.


Найдите лишнее слово и подчеркните его:
А) Стол, карась, зима, телевизор
В) Зима, стол, лошадь, капля
С) Зеркало, книга, море, колесо

_ Р _ _


П _ _ Н


ЗМ _ _


Д _ В _


В _ _ Р


К _ Н _


Моих три первых буквы произносят,
Когда врага мышей к себе манят,
Вторых три буквы в дом приносят
На Рождество, когда особенно хотят
Детей порадовать. А целое – едят!
________________


Е Н О
Ё Т
Ь З А
К А

О Д
Е Н Ь
О В А
У Б Ь

Ш Ё
К А
К О М
Т О

Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и дополните его.


Люба, Катя, Марина, Даша и Света летом уезжали из города. Две девочки отправились в деревню, а три – на юг.
Света поехала туда же, куда и Марина. Катя и Марина, Катя и Даша поехали в разные места, Даша и Люба – тоже поехали в разные места.
Кто из девочек поехал в деревню? _______________________

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?



________________________________________


____________________________________________

Ответ:

Ответ:


Ответ: