Сборник Развиваем логическое мышление на уроках информатики
Сборник упражнений
I часть
Для учащихся 3-х классов
Челябинск, 2013
Фамилия _____________________
Имя _________________________
Класс ________________________
!!!
?
Подпиши и запомни
Раздел I. Алгоритмические этюды
Первое занятие «Познакомимся поближе»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алгоритм, я люблю читать, решать задачки, сочинять стихи и знакомиться с новыми ребятами. Я давно хотел попасть к вам в гости, но вот времени все не хватало. Я живу очень далеко, а по пути к вам я заезжал в разные школы. А сейчас я хочу узнать вас поближе! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только честно.
Твое имя _____________________________________________
Твой возраст __________________________________________
Любимый школьный предмет ____________________________
Чем ты увлекаешься ____________________________________
Любимое домашнее животное ____________________________
Расскажи что-нибудь о себе ______________________________
_________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Вот мы и познакомились! Я очень рад, теперь у меня есть новые друзья! А вот и первые задания!
Ребята, я сегодня к вам так торопился и по ошибке все перепутал! Я надеюсь, вы поможете разобрать мне несколько упражнений и расставить все на свои места!
Упражнение 1.
Пронумеруйте шаги-рисунки «Снеговик». В какой последовательности вы их будете ставить.
!!!
Упражнение 2.
Посмотрите на картинку, и подумайте, все ли верно пронумеровано? Если нет, то исправьте.
1
3
2
4
Занятие 2. «Путешествие с алгоритмом»
Упражнение 1.
Прочитайте задание, которое приготовил Алгоритм, и напиши ответ. Только будь внимателен, Алгоритм любит шутить.
Ответ:
На каждой березе – по 2 ветки, на каждой ветке – по три
яблока. Сколько всего яблок на дереве?
Упражнение 2.
Укажите стрелками путь «восхождения к вершине».
18
22 - 6
11 + 13
30 - 8
24 + 6
7 + 4
3 + 4
?
Упражнение 3.
Отгадайте ребус и установите правильный порядок слов.
,,,
,
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
Й
А знаете ли вы, что…
Лабораторные исследования показали, что пчёлы умеют выбирать оптимальный маршрут. После локализации расставленных в разных местах цветков пчела совершает облёт и возвращается обратно таким образом, что итоговый путь оказывается наикратчайшим. Таким образом, эти насекомые эффективно справляются с классической «задачей коммивояжёра» из информатики, на решение которой современные компьютеры, в зависимости от количества точек, могут тратить не один день.
Занятие 3. «Поиск потерянной информации»
Упражнение 1.
Необходимо по клеточкам дорисовать рисунок.
Упражнение 2.
«Затерянные знаки»
20
13
Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
2
9
0
=
Упражнение 3.
Подумайте, найдите ошибку на схеме и исправьте.
Отец и два сына отправились в поход. На их пути встретилась река, у берега которой находился плот. Он на воде выдерживает или отца, или двух сыновей. Как переправиться на тот берег отцу и двум сыновьям?
Дети
Первый ребенок
Отец и ребенок
!!!
Упражнение 4.
Собери слова.
Перед вами части слов. Алгоритм раскидал их в разные стороны. Ваша задача: вернуть части слов на свои привычные места, соединив их стрелками. Слова должны быть связанны с информатикой. Будьте внимательны, части правой стороны, соединяем с частями левой с помощью линейки
рок
За
Мы
бус
Мони
дача
дель
У
Мо
шка
Ре
тор
Занятие 4. «Вперед по течению»
Упражнение 1.
Олимпийские игры зародились в Спарте?
Помогите алгоритму добраться до магазина. Отвечайте на каждый вопрос «Да» или «Нет» и перебирайтесь на следующую клеточку.
Хобби – это животное?
В году 12 месяцев
Главная часть компьютера – мышь?
Магазин
Компьютер предназначен для игры?
Упражнение 2.
Подумай и ответь.
Ответ:
Толя веселее, чем Андрей. Андрей веселее, чем Алик. Кто веселее всех?
________________
Упражнение 3.
Ребята, алгоритм придумал сложное задание. И хочет, чтобы вы его решили. Вам необходимо поменять буквы местами и написать напротив правильные ответы.
М О К П Ь Р Е Т Ю
Г О Р А Л И Т М
К А М Ы Ш
Т У В И А К Л А Р А
Ц Е Р О С П С Р О
Занятие 5. «Веселая чехарда»
Упражнение 1.
Суть заданий состоит в том, чтобы обнаружить слово, соединяющее два других слова, так, чтобы конец одного слова стал началом другого, например: по???тра – поЛЮСтра
ме???олад
у???ова
ло???арь
обы???ка
прик???ья
?
Упражнение 2.
Угадай у кого какой шарик?
Саше, Маше, Тане и Ване купили по воздушному шарику. Машин шарик не самый маленький, но меньше, чем у Саши и Вани. Сашин шарик не меньше, чем у Вани.
____________ _____________ ___________ ____________
Упражнение 3.
Нарисуйте в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.
Занятие 6. «А не пора ли нам отвлечься?»
Упражнение 1.
Сегодня Алгоритм пришел к нам в гости и принес с собой шарады, которые сам придумал. А теперь он хочет, чтобы вы разгадали их.
Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
Начало деревом зовется,
Конец - читатели мои,
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке есть они.
______________
______________
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом - школьный столик твой.
______________
Упражнение 2.
На четырех рисунках изображены цифры от 1 до 4 вместе со своими зеркальными изображениями:
Каким будет следующий рисунок?
Ответ:
______________
?
Упражнение 3.
Подумай и ответь.
Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна – варежки. Алла и Вера вязали разные вещи, Вера и Галя – тоже. Что вязала каждая девочка? _______________________________
Занятие 7. «Пора прощаться»
Ребята, пришла пора прощаться с Алгоритм. Ему пора уезжать. Но на последок он оставил нам интересное задание. Нам надо решить кроссворд и вписать в него правильные ответы.
По горизонтали:
По вертикали:
1.Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
3. Кто украл Дюймовочку у жабы?
4. Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То - гора, наверное.
8. Два мальчика играли в шашки четыре часа. Сколько играл каждый мальчик?
2. Сначала у Кати было пять карандашей, потом к ним прибавили еще два. Сколько карандашей стало у Кати?
5. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?
6. На складе было пять цистерн с горючим, по шесть тонн в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось?
7.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей?
6.
8..
7..
3
5
1..
40874952870202
4
Раздел II. Объкты
Восьмое занятие «А вот и новые знакомые»
Ребята, наш Алгоритм уехал домой. Но у меня есть хорошие новости! Он рассказал своим друзьям о нашей школе. И они решили, что тоже, хотя побывать у нас.
А вот и они!
Ребята, подумайте, и подпишите под каждым волшебником имя, которое вы бы хотели ему дать.
38103810
Упражнение 1.
Перед вами блок цифр. Ваша задача, в каждом ряду подчеркнуть ТРИ числа, дающие в сумме то, которое стоит в конце ряда.
24
15
37
42
18
10 6 5 9 8 7 11 15
10 2 3 7 9 12 8 4
9 6 11 20 14 7 8 23
6 18 20 11 19 4 30 5
10 9 12 7 3 1 15 6
Упражнение 2.
Вам предлагается изменить одну лишь букву в каждом слове так, чтобы получилось новое – название какого-либо животного, например, щит – кит.
92710102235
Раб – Ирак –
Лес – Лира –
Рот – Ложь –
Воля – Русь –
Дань – Мука –
Кров – Сода –
Рык – Корка –
Ода –Корона –
Занятие 9. «Разложи и покажи»
Упражнение 1.
Найдите лишнее слово и подчеркните его:
А) Стол, карась, зима, телевизор
В) Зима, стол, лошадь, капля
С) Зеркало, книга, море, колесо
Упражнение 2.
Вместо многоточий вставь слова, противоположные выделенным по смыслу (антонимы).
Скажу я слово: высоко!
А ты ответишь: !
Скажу я слово: далеко!
А ты ответишь !
Скажу тебе я слово: трус!
Ответишь ты: !
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: !
Упражнение 3.
Вам даны слова, но в каждом из них потерялись гласные буквы, попробуйте восстановить их.
_ Р _ _
В _ _ Р
П _ _ Н
Д _ В _
ЗМ _ _
К _ Н _
Занятие 10. «А как это называется?»
Упражнение 1.
Отгадайте шараду и напишите правильный ответ.
Моих три первых буквы произносят,
Когда врага мышей к себе манят,
Вторых три буквы в дом приносят
На Рождество, когда особенно хотят
Детей порадовать. А целое – едят!
________________
Упражнение 2.
Угадай, какое слово надо поставить вместо пропусков, чтобы вместе с буквами, стоящими рядом, получились новые слова.
О Д
Е Н Ь
О В А
У Б Ь
Е Н О
Ё Т
Ь З А
К А
Ш Ё
К А
К О М
Т О
?
Занятие 11. «Найди общее»
Упражнение 1.
Найдите спрятанные имена.
Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай мне свежие – в апельсиновом желе.________, __________, __________
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! ________, ______, _______, _______
Ковал я железо ясным днем. А к сим делам не трудно – легко приступить.________, __________, __________, __________
Не мешает и майский свет, а плохо мне – от ночи ранней. _______, ________, __________
Все ваш совет знают, но не ловится коварный малек сейчас, честно расскажу.________, __________, __________, __________
Упражнение 2.
Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и дополните его.
1 4 7 10 13 ________
2 4 3 16 25 ________
2 8 3 7 4 6 ________
6 9 12 15 ________
4 10 5 12 6 14________
15 12 9 6________
1 3 4 7 11 18________
Занятие 12. «У кого - что»
Упражнение 1.
Люба, Катя, Марина, Даша и Света летом уезжали из города. Две девочки отправились в деревню, а три – на юг.
Света поехала туда же, куда и Марина. Катя и Марина, Катя и Даша поехали в разные места, Даша и Люба – тоже поехали в разные места.
Кто из девочек поехал в деревню? _______________________
?
Упражнение 2.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся с ними в отношении последовательности:
Февраль – _________________________________________
Вторник – _________________________________________
Первый – _________________________________________
1990 – _________________________________________
Упражнение 3.
Жители Теремка Мышка, Лягушка, Зайчик и Лисичка построили себе отдельные домики. Лисичка поселилась в домике с высокой крышей, зайчик – в домике с большим окном, мышка – с большим окном и высокой крышей.
_____________ _____________ ______________ ____________
Занятие 14. «Начнем с хвоста»
Упражнение 1.
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
__________________________
Упражнение 2.
Просмотрите ряды, и в каждом подчеркни слово, которое отличается от всех остальных каким-либо качеством.
Печка, свечка, утка, овечка 2. Крик, кричать, квакать, кукарекать
3.Крум, Брук, Друг, Шмяк 4.Рыба, рак, угорь, скорпион
5.Ночь, дочь, рожь, мышь6.Уши, голова, ноги, плечи
Веселая перемена!
Ложку обычно используют для еды. Но ее еще можно использовать в качестве музыкального инструмента.
А теперь придумайте такие же способы для:
Зонта_______________________________________________
Стакана_______________________________________________
Кресла_______________________________________________
?
Занятие 14. «Веселые ребусы»
Реши ребусы и прочитай, что сказал каждый волшебник.
245110248920
____________________________________________
________________________________________
Волшебная помощь
Ребус – это такая головоломка, в которой вместо слов поставлены знаки, фигуры, нарисованные предметы, названия которых надо отгадать. Например, слово «дорого» можно изобразить, нарисовав ноту «до» и рога, допустим оленьи. Сложив название рисунков (до + рога), получим слова рога. Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует убрать букву. Запятая после рисунка указывает на то, что последнюю букву в названии предмета надо убрать.
Существуют ребусы, в которых буквы обыграны и таят подвох, который нелегко обнаружить. Читать такие буквы можно с помощью различных предлогов: «в», «на», «за», «над», «под». Например, если внутри буквы «о» изобразить «л», получим слово «вол».
Часто в ребусах встречаются зачеркнутые буквы над рисунком. Это означает, что указанные буквы надо выбросить из названия предмета.
Знак равенства между буквами предполагает замену одной буквы на другую. Например, если над изображением лука стоит «у=а», то следует читать «лак».
У=А
Волшебная помощь
Школьники Дима, Саша и Коля получили задание сделать к празднику украшения: елочные игрушки и гирлянды.
Дима и Саша делали одинаковые украшения, а Дима и Коля разные. Коля делал игрушки. Что делал Саша?
Напишем и нарисуем:
Дима Саша Коля
Будем рассуждать. Раз Коля делал игрушки, проведем стрелку от Коли к игрушкам. Дима и Коля делали разные украшения, значит, если Коля делал игрушки, то Дима — гирлянды. Проведем стрелку от Димы к гирляндам. Далее известно, что Саша и Дима делали одинаковые украшения, значит, и Саша делал гирлянды. Проведем нужную стрелку. Вот что у нас получилось:
Дима Саша Коля
Волшебная помощь
Дима, Саша, Коля и Миша ловили рыбу. Один мальчик поймал щуку, а трое наловили карасей. Дима и Саша поймали разных рыб. Саша и Коля тоже поймали разных рыб. Что поймал каждый из мальчиков?
В записи этой задачи можно использовать знаки = и = (равенства и неравенства).
Сказано, что Дима и Саша поймали разных рыб. Это можно записать так:
Д = С
Саше и Коле тоже попались разные рыбы:
С = К
Из этих двух суждений следует, что Саша поймал рыбу, отличающуюся и от рыбы Димы, и от рыбы, которую поймал Коля. А поскольку в задаче сказано, что один мальчик поймал щуку, а трое — карасей, то ясно, что именно Саша поймал щуку, а Дима, Коля и Миша — карасей. Если предположить, что Саша поймал карасей, то все остальные должны поймать щуку. Тогда щук должно оказаться три, что противоречит условиям задачи.
Волшебная помощь
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник, третий – четвертый, день – ночь.
Волшебная помощь
Разберем пример: «Принеси коФЕ Дяде сынок», - вы видите, что здесь спрятано имя ФЕДЯ. Правда, в самом задании слоги-имена не выделены, так как это задания было бы слишком легким для вас. В некоторых предложениях прячется много имен, поэтому будьте очень внимательны.