Рабочая Программа Внеурочной деятельности Здоровым быть здорово!


Краснодарский край Абинский район ст. Холмская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17
муниципального образования Абинский район
«УТВЕРЖДЕНО»
решением педсовета протокол №_1_
от 30.08. 2014 года
Председатель
____________ С.Б. Трещева
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
«Утверждаю»
________________________Директор МБОУ СОШ№17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
«Здоровым быть здорово!»
Направление:
спортивно-оздоровительное
Возраст участников: 12-13 лет
Срок реализации рабочей программы : 2 года
учитель физической культуры
Квашина Зоя Владимировна
ст. Холмская
2014-2015уч.год
Содержание.
1 Пояснительная записка
2
2. Общая характеристика программы
3-4
3 Место программы в образовательной деятельности общеобразовательных учреждений (учреждений отдыха, оздоровления) и занятости детей в каникулярный период 5-6
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
7-11
5. Содержание модульной программы.
12-16
6. Тематическое планирование.
17
7. Планируемые результаты реализации модульной программы.
18-21
8. Критерии эффективности
22
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
23
10. Список литературы.
24-25
Пояснительная записка.
Физическая культура сегодня – это не только один из механизмов в воспитании у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, но и большая педагогическая, творческая деятельность по конструктивному выявлению и использованию прошлого опыта в процессе создания новых форматов работы с ребятами в этом направлении.
Предметные результаты по программе «Физическая культура» должны отражать большой диапазон приобретаемого обучающимися опыта как в части укрепления и сохранения индивидуального здоровья, развития личной двигательной активности, понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни, толерантного социального поведения, так и в овладении отдельными техническими элементами базовых и иных видов спорта, мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Удовлетворение индивидуальных спортивных интересов обучающихся должны обеспечивать также различные программы, курсы по выбору и разнообразная внеурочная деятельность физкультурно-спортивной направленности.
     Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Общая характеристика программы.
    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
-требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
-Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
-Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889
-Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011г №1560;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Цели программы:
-формирование умений и навыков повышения двигательной активности у обучающихся через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях;-создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья школьников через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
< формирование у обучающихся умений и навыков в выполнении физических упражнений, направленных на укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, развития вредных привычек;
< использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни с учетом индивидуального интереса в области физической культуры и спорта, состояния здоровья и функциональных возможностей организма;
< формирование у обучающихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, используя при этом ресурсы физической культуры и спорта;
< формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности.
< обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
< формирование интереса к народным традициям;
Развивающие:
< развитие познавательного интереса к кубанским народным играм, < включение их в познавательную деятельность;
< развитие активности, самостоятельности, ответственности;
< развитие статистического и динамического равновесия;
< развитие глазомера и чувства расстояния;
< развитие внимательности, как черты характера, и свойства личности.
Воспитательные:
< воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь;
< формирование установки на здоровый образ жизни;
< воспитание бережного отношения к народным традициям.,< формирование этических норм поведения.

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам ученика общеобразовательного учреждения в части формирования и использования навыков и правил здорового образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Физическая культура».
В программе делается акцент на дифференцируемость её использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физическими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспечения общеобразовательного учреждения.
Очень важно также и то, что обучающиеся при использовании данной програмы приобретают хорошую физическую форму и обеспечивают себе крепкое здоровье, воспитывая при этом такие черты характера, как чувство товарищества и солидарность.
Место программы в образовательной деятельности общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту по модулям: «Спортивные игры» (мини-футбол, баскетбол, настольный теннис), «Народные казачьи игры» по программе физической культуры общеобразовательной школы; «Президентские тесты» («Президентские состязания» и «Президентские игры») - по федеральным положениям. Рабочая программа разработана для учащихся в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно- оздоровительная деятельность» и рассчитана на 2 года обучения , 34 часа (1 час в неделю).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 12 - 13 лет. Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка. Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным и спортивным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Гибкость содержания и структуры программы обусловлена:
-возможностью её использования при различных уровнях оснащения материально-технической спортивной базы учреждения;
-возможностью использования как программы в целом, так и отдельных ее модулей;
-возможностью её использования в иных форматах (внеурочная деятельность, физкультурно-спортивный кружок в системе дополнительного образования, в рамках школьных каникул, спортивно-массовые мероприятия пр.).
Формы и методы работы.
Формы организации занятий:
- практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные)
- проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале.
Приёмы и методы обучения на занятиях.
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
- беседы о культуре народов Кубани , их подвижных и спортивных играх;
- практические занятия по разучиванию игр;
- организация соревнований по проведению спортивных игр.
Обучение знаниям, умениям и навыкам физической культуры при реализации программы строится на дидактических принципах:
Принцип сознательности – осмысленное вдумчивое отношение к занятиям, понимание изучаемого материала, оценка своих сил и возможностей, критическое отношение к своим действиям на тренировках и соревнованиях, понимание и сознательное выполнений требований, связанных с тренировкой, соблюдение режима.
Принцип активности – стремление расширить свои знания, самостоятельно анализировать ошибки на соревнованиях, своевременно проводить разминку и т.п.
Принцип систематичности и последовательности – соблюдение трех правил: от простого к сложному, от легкого к сложному, от известного к неизвестному.Принцип наглядности – основными средствами соблюдения этого принципа является показ, изучение упражнений с кратким объяснением.
Принцип доступности – в занятиях очень важно учитывать возраст, физическую подготовленность, без знаний индивидуальных особенностей трудно определить нагрузку, выбрать средства тренировки, совершенствовать техническое мастерство.
Принцип прочности - Получаемые в процессе обучения и тренировки знания, умения, навыки должны прочно усваиваться и закрепляться. Достигается это повторением пройденного материала параллельно с изучением нового, регулярные занятия и достаточно частые повторения упражнений формируют полноценные навыки. Развивают физические качества.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы.
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания данной программы в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по спортивным и народным играм..В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности спортивных и народных игр.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в спортивных и народных играх;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в спортивных играх, а также применения их в соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по видам программы.
Содержание модульной программы.
Модуль I-3 Спортивные игры
(мини-футбол, баскетбол, настольный теннис)
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, мини-футбол, настольный теннис.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к обучающимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.
Модуль 4. «Народные казачьи игры».
В условиях Краснодарского края представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности- самобытных подвижных игр. В них заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир ребёнка и его физическое состояние. На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества формировались самобытные народные игры, которые развивались, передавались от поколения к поколению. Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: камешки, веревки, палки, тряпичные мячи, набитые кусочками ткани либо опилками).
Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места. Местом для игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал.
Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться кубанские казачьи подвижные игры.
При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности.
В программе делается акцент на дифференцируемость её использования в соответствии с физкультурно-спортивными интересами обучающихся, их физическими возможностями, приоритетами в образовательной политике учреждения в данном направлении, уровнем материально-технического спортивного обеспечения общеобразовательного учреждения.
«Лапта». Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека, которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость, организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозор и ловкость, быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.
«Городок»- одна из популярнейших казачьих игр нашего района. Развивает ловкость, смелость, быстроту реакции. Учит взаимовыручке, коллективизму, толерантности.
Модуль 5. «Президентские тесты».
«Президентские тесты» в программе объединили два важнейших направления пропаганды здорового образа жизни, формирования позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма : «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Цель которых :
-содействие возрождению и дальнейшему развитию массового спорта в общеобразовательных учреждениях,
-определение уровня двигательной активности обучающихся, степени их вовлеченности в систематические занятия физической культурой и спортом;
-привлечение обучающихся к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
-развитие соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта;
Легкоатлетические упражнения.
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и меняя условия их проведения. B результате освоения данного раздела программы ученики приобретают основы умений бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метании в цель и на дальность.
Учебно-тематическое планирование.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. Предлагаемая программа внеурочной деятельности состоит из набора основных модулей, освоение которых направленно на повышение роли физической культуры в воспитании современных школьников и укрепления их здоровья.

№ п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов В том числе
теория практика
Раздел 1. Спортивные игры 20 часов -баскетбол
-мини-футбол
-настольный теннис 7
7
6 В процессе занятий 7
7
6
Раздел 2. Народные казачьи игры 7 часов 2. -«Лапта»
«Городок»
3
4 В процессе занятий 3
4
Раздел 3. Упражнения «Президентских тестов» 7 часов 3 Легкоатлетические упражнения
-на развитие быстроты;
-на развитие выносливости;
- на развитее координационных
способностей;
- на развитие гибкости;
- на развитие силы. 2
1
1
1
1
1 В процессе занятий 2
1
1
1
1
1
Итого 34 ч.
34 часа
Основы знаний о физической культуре ( в процессе занятий).
.Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Здоровье физическое, психическое, социальное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души. ( В процессе занятий)
Спортивная одежда и обувь. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Что такое Физическая культура. Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья и влияние на развитие человека. Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Олимпийское образование. История возрождения Олимпийских игр.
Символы, талисманы, ритуалы Олимпийских игр. Кубанские спортсмены - Олимпийские чемпионы.
Модуль 1. Мини-футбол (7 час)
1-1. Правила игры. Техника безопасности при занятиях мини-футболом. Подвижные игры с мячом. (1 час)
1-2. Техника удара по мячу.(2 часа).
Удары внутренней и внешней стороной стопы; серединой, внутренней и внешней частями подъема; носком и пяткой. Закрепление технических приемов с пассивным и активным сопротивлением партнера. Техника удара по воротам.
1-3 Техника ведения мяча. (1 час) Ведение мяча. Обманные движения. Обводки. Ведение с изменением направления и скорости. Учебная игра.
1-4.Техника остановки и отбора мяча. (1 час) Способы отбора мяча: перехват, подкат. Остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы, подошвой. Двусторонняя игра.
1-5.Тактические приемы при взаимодействии с соперником.(2часа) Открывание вперед, в сторону, назад. Закрывание и опека соперника. Двусторонняя игра
Модуль 2. Баскетбол (7 час)
2-1. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Подвижные игры с мячом. (1 час).
2-2 Техника ведения мяча (1 час): на месте, в движении шагом, бегом, с изменением направления и скорости, с переводом с руки на руку.
2-3. Техника ловли и передачи мяча (1 час) ): на месте, после ведения, в движении.
2-4.Техника броска в кольцо(1час) Бросок двумя руками от груди с места. Бросок в кольцо после ведения одной рукой.
2-5. Техника и тактика защитных действий (1 час)
2-6 Техника и тактика игры в нападении. (1 час)
2-7.Применение изученных технических приемов и тактических действий в двусторонней игре. (1час)
Модуль 3. Настольный теннис (6 час)
3-1. Вводное занятие. (1 час) Техника безопасности. Правила игры в настольный теннис. Упражнения с ракеткой и мячом.
3-2. Техника настольного тенниса: удары. (2 часа) Игра толчком справа и слева. Техника выполнения ударов по высокому мячу. Атакующие удары по диагонали. Атакующие удары по линии. Атакующие удары справа разной силы и направления. Атакующие удары слева разной силы и направления. Игра с коротких и длинных мячей. Отработка ударов накатом. Поочередные удары правой и левой стороной ракетки. Игра в защите. Переход от защиты к атаке.
3-3. Техника настольного тенниса: подачи и прием подач (2 часа) Выполнение подач .Подача срезкой. Подача накатом. Подача боковым вращением. Прием подачи.
3-4. Игровая практика. (1 час) . Индивидуальная и парная игровая практика.
Модуль 4. « Народные казачьи игры.» (7 час)
4-1 «Лапта» (3 часа) История игры. Игровые правила. «Лапта» и бейсбол. Оборудование игровой площадки и изготовление спортинвентаря. Отработка игровых приемов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольного турнира по «Лапте».
4-2. «Городок» (4 часа). История игры. Игровые правила. Оборудование игровой площадки . Отработка игровых приемов. Двусторонние игры. Организация силами школьников внутришкольного турнира по «Городку».
Модуль 5. «Президентские тесты»
5-1. Легкоатлетические упражнения
Техника безопасности на занятиях легкоатлетическими упражнения ми.
-на развитие быстроты; (2 часа)
-на развитие выносливости (1 час)
- на развитие координационных способностей. (1 час)
5-2. Упражнения на развитие гибкости; (1час)
на развитие силы. (1 час)
Как улучшить уровень физической подготовленности.
Физические качества Контрольное упражнение (тест) Упражнения, направленные на развитие физической подготовленности
Скоростные Бег 30 м, сек Упражнения, выполняемые в максимальном темпе – бег с максимальной скоростью на 60 метров, бег на простых коньках на 300 метровКоординационные Челночный бег 3х10 м, сек Упражнения подвижных и спортивных игр: упражнения по совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, бег с изменением направления, скорости, «челночный» бег с ведением и без ведения мяча, метание в цель мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, игровые упражнения с мячом двое против одного, трое против одного, двое против двоих др., эстафеты с мячом, подвижные и спортивные игры.
Легкоатлетические упражнения: «челночный» бег, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления, метание в цель и на дальность различных снарядов, из различных положений (ведущей и не ведущей руками).
Гимнастические и акробатические упражнения: общеразвивающие с предметами и без, в сочетании с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне, акробатические упражнения (кувырки, стойки, «мостик»), прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину, эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря, гимнастической стенке.Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, смПрыжки на одной и двух ногах в длину и высоту, через скакалку с большой частотой, прыжки на двух ногах через мячи, метание мячей, броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками (выполняется с партнёром).
Выносливость 6-минутный бег Бег, кросс, , езда на велосипеде, гребля, игры в футбол, , теннис, гандбол и т.д.
Гибкость Наклон вперёд из положения сидя (стоя), см Упражнения на растягивание: динамические (пружинистые, маховые движения) и статические (сохранение максимальной амплитуды при различных позах).
Ожидаемые результаты реализации программы.
< Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков.
<Создание условий для доступности занятий физической культурой и спортом;
<Развитие социально-активной личности и воспитание гражданской ответственности, патриотизма у воспитанников школы;
<Создание самостоятельной альтернативной системы тренировок, соревнований для детей, подростков, не вовлеченных в сферу деятельности спортивных школ.
Воспитательные результаты внеурочной спортивно оздоровительной - деятельности школьников распределяются по трем уровням. 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни ) : приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом , о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе ; о приятных в обществе нормах отношения к природе , к памятникам истории и культуры ; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны ;о русских народных играх ;о правилах конструктивной групповой работы ; об основах разработки социальных проектов и организации досуга других людей ; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ):развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу ,к труду ,к другим людям.
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия ): приобретение школьником опыта актуализации спортивно -оздоровительной деятельности в социальном пространстве ; опыта заботы о младших и организации их досуга ; опыта волонтерской деятельности ; опыта самообслуживания , самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков. . В результате освоения модульной программы по внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений обучающиеся 5 классов должны :
знать /понимать:
–роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
–основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
–способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
-- способы организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной функциональной направленностью,
-правила использования спортивного инвентаря и оборудования,
принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
уметь:
–составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
–выполнять технические действия в различных видах спортивных игр;
–выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, с учетом состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся;
–осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, самоконтроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
–соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
–использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;
-проводить самостоятельные занятия по формированию осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
-включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
показывать: уровень физической подготовленности не ниже:
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
№ п/пФизические способ-
ностиКонтрольное упраж-
нение (текст) Возраст
лет Уровень
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Мальчики Девочки
1. Ско-
рост-
ныеБег 30 м,
сек. 11 6,3 и выше 6,1-5,5 5,0 и выше 6,4 и выше 6,3-5,7 5,1 и ниже
12 6,0 5,8-5,4 4,9 6,2 6,0-5,4 5
13 5,9 5,6-5,2 4,8 6,3 6,2-5,5 5
14 5,8 5,5-5,1 4,7 6,1 5,9-5,4 4,9
15 5,5 5,3-4,9 4,5 6 5,8-5,3 4,9
2. Коорди-
национ-
ныеЧелночный
бег
3x10 м,
сек. 11 9,7 и выше 9,3-8,8 8,5 и ниже 10,1 и выше 9,7-9,3 8,9 и ниже
12 9,3 9,0-8,6 8,3 10 9,6-9,1 8,8
13 9,3 9,0-8,6 8,3 10 9,5-9,0 8,7
14 9 8,7-8,3 8 9,9 9,4-9,0 8,6
15 8,6 8,4-8,0 7,7 9,7 9,3-8,8 8,5
3. Ско-
ростно-
сило-
вые Прыжок
в длину
с места,
см 11 140 и ниже 160-180 195 и выше 130 и выше 150-175 185 и выше
12 145 165-180 200 135 155-175 190
13 150 170-190 205 140 160-180 200
14 160 180-195 210 145 160-180 200
15 175 190-205 220 155 165-185 205
4. Вынос-
ливость6-минут-
ный бег,
м 11 900 и менее 1000-1100 1300 и выше 700 и выше 850-1000 1100 и выше
12 950 1100-1200 1350 750 900-1050 1150
13 1000 1150-1250 1400 800 950-1100 1200
14 1050 1200-1300 1450 850 1000-1150 1250
15 1100 1250-1350 1500 900 1050-1200 1300
5. Гиб-
кость Наклон
вперед
из положе-
ния стоя,
см 11 2 и ниже 6-8 10 и выше 4 и ниже 8-10 15 и выше
12 2 6-8 10 5 9-11 16
13 2 5-7 9 6 10-12 18
14 3 7-9 11 7 12-14 20
15 4 8-10 12 7 12-14 20
6. Сило-
вые Подтягива-
ние на
высокой
переклади-
не из виса
(мальчики),
кол-во раз; 11 1 4-5 6 и выше - - -
12 1 4-6 7 - - -
13 1 5-6 8 - - -
14 2 6-7 9 - - -
15 3 7-8 10 - - -
на низкой
перекла-
дине извиса лежа
(девочки),
кол-во раз 11 - - - 4 и ниже 10-14 19 и выше
12 - - - 4 11-15 20
13 - - - 5 12-15 19
14 - - - 5 13-15 17
15 - - - 5 12-13 16
B результате освоения внеурочной программы обучающиеся шестого класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры и знать:
•oб особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
•о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
•о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
•о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
•об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
•о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
•способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
•правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Критерии эффективности программы.
Количественные показатели отслеживаются через анализ данных в учетно-отчетной документации по итогам полугодия, года:
Востребованность программы, выраженная в количественном составе детей и подростков, принимающих участие в реализации программы;
Стабильность состава занимающихся;
Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития;
Разнообразие культивируемых видов массового спорта
Количество проведенных мероприятий (соревнований, турниров, товарищеских встреч, учебно-тренировочных занятий);
Занятые призовые места в соревнованиях различных уровней, в том числе и краевых;
Качественные показатели отслеживаются в ходе педагогического наблюдения (журналы, беседы с воспитанниками, обратная связь с родителями), а также через анализ деятельности учителя по ФК:
Показатели социального развития личности - обучение воспитанников знаниям, умениям, навыкам физической культуры. Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков, молодежи и взрослого населения.
Показатели социальной адаптации личности - снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность воспитанников в спортивных и досуговых мероприятиях.
Показатели общественного мнения - популярность программы, социально-профилактический эффект.
Технологические показатели - уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников.
Экономические показатели - соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов.
Формы аттестации воспитанников
Входящий контроль включает в себя тестирование, позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребенка, об основных интересах, увлечениях.
Промежуточный контроль проводится в середине года, позволяет отследить уровень полученных знаний (викторина, спортивные эстафеты).
Итоговый контроль включает в себя разработку проектов «Мой режим дня», «Любимая подвижная игра», «Виды спорта» (элементы проектной деятельности) и проведение соревнований по любой изученной казачьей игре.
Учебно-методическое и дидактическое
обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение.
Финансирование деятельности программы предполагается за счет бюджетного финансирования Управления Образованием Муниципального образования Абинский район.
Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов.
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.
Технические средства обучения:
диски с музыкальным сопровождением
магнитофон
компьютер
принтер
5. телевизор
6. видеомагнитофон
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений: Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

п/пНаименование объектов и средств материально-технического оснащения Необходимое количество Примечание
Основная школа 1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) Д
1.3 Учебник по физической культуре «Физическая культура» 5-7класс. Авторы: М.Я. Виленский, И.М.Туревский. Г В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
2 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

2.1 Щит баскетбольный игровой Д
2.2 Стенка гимнастическая Г
2.3 Скамейки гимнастические Г
2.5 Стойки волейбольные Д
2.6 Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола Д
2.7 Обручи гимнастические Г
2.8 Комплект матов гимнастических Г
2.9 Перекладина навесная универсальная Д
2.10 Набор для подвижных игр К
2.11 Аптечка медицинская Д
2.12 Столы для настольного тенниса Г
2.13 Комплект для настольного тенниса Г
2.14 Мячи футбольные Г
2.15 Мячи баскетбольные Г
2.16 Мячи волейбольные Г
3 Спортивные залы (кабинеты)

3.2 Спортивный зал игровой . С раздевалками для мальчиков и девочек
4 Пришкольная площадка

Список литературы для учителя.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам от "10" апреля 2009 г. N 123
Сборник нормативных документов. Физическая культура. М: Дрофа 2004 (федеральный компонент государственного стандарта, Федеральный базисный учебный план)
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010г. (Одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 № ПК-2)
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
Величко В.К. Физкультура без травм. – Просвещение, 1993.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М., 2002.
Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта, Махачкала, Издательство «Юпитер», 2002.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.
Техника безопасности на уроках физкультуры. – М.: Спорт-АкадемПресс, 2001.
11. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2000.
12. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «ФиС», 2001.
13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006.
14. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом - М.: Астрель, 2002.
15.Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002.
16. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Список литературы для учеников.
1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. Физическая культура. 5-7 кл. [Просвещение]
2. Адашкявичене Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 1993.
3. Родиченеко В.С. ,Кофман Л.Б.,Силкова Н.П. Твой Олимпийский учебник.
Москва «Советский спорт», «Физкультура и спорт»,1996

«Согласовано» «Согласовано» Протокол заседания МО учителей ФК и ОБЖ Заместитель директора по УВР
От 28.08.14 № 1 _________ Копченко С.В.
____________________ Квашина З.В. (подпись) (расшифровка)
( подпись руководителя МО) Расшифровка Дата 28.08.15