Рабочая программа внеурочной деятельности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ!


Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Артезиан
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Артезианская средняя общеобразовательная школа№2»
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__
от «__»_________20__ года
Председатель педсовета ___________/Боктаева Л.С./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Быть здоровым!»
на 2015-2016 учебный год
для учащихся 5 класса

Составитель:
Плаксина Д.Р.
Пояснительная записка.
Школа- это второй дом для малыша, а не просто учреждение образования. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды развития ребенка, он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни.
Во многом успех будет зависеть от того, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания получил.
Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей. Это проявляемая вне уроков активность, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя в окружающей действительности, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- учет возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.
Внеурочная деятельность может осуществляться через:
- учебный план образовательного учреждения; (в нашей школе существуют традиционные праздники и мероприятия )- внутришкольную систему дополнительного образования; (в нашей школе работают кружок танцев, спортивные секции по футболу, баскетболу)
- классное руководство (экскурсии…) (сама являюсь классным руководителем 7 класса- проводила праздники, игры, экскурсии…)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.
Программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно- правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.
Цели программы:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие, как умение сотрудничать, нести ответственность за принятое решение;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способами приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- формирование представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом питании) и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учебы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;- обучать: осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье; правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячек» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литераура, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Предмет Содержание учебной дисциплины Содержание программы «В здоровом теле здоровый дух»
Литература Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
Биология Сезонные изменения в природе.
Организм человека.
Наше питание. Экскурсия «У природы нет плохой погоды»
Осанка – это красиво.
Умеем ли питаться.
Технология От замысла к результату.
Технологические операции. Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.
Изобразительное искусство Мир фантазии. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций: Бетховена, Шопен, Глинки и т. Д.
Физическая культура Отличие физических упражнений от обыденных.
Эстафеты. Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс упражнений зарядки. День здоровья.
Музыка Выразительность музыкальной интонации. Мир эмоций и чувств.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебой и внеурочной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа жизни. А будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 35 мин.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале, на территории школы.
Формы и методы работы: игры, соревнования, веселые старты, экскурсии, «Дни здоровья», школьные конференции, праздники, беседы, тестирование, во время учебного процесса - пальчиковая гимнастика, зарядка для глаз, физминутки, секции.Программа предназначена для учащихся 5 класса. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение одного часа в неделю в год-35 часов.Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности самотического, психологического и социального здоровья.
Разделы программы:
«Школа- наш второй дом»: личная гигиена, утренняя гимнастика, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи (8ч.)
«Я и мое здоровье»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений деятельности организма, здоровый образ жизни (8ч.)
«Спорт- это здорово»: конкурсы, соревнования, праздники (17-18ч.)
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.Тематический план программы
№ Тема Кол-во часов Теория Практика Дата
I. «Школа- наш второй дом» 8ч 3ч. 5ч. 1. Личная гигиена 2ч 1ч. 1ч. 1.Беседа «Мой Додыр» 1ч. 2.Оазис Здоровья 1ч 2. Утренняя гимнастика 3ч 1ч 2ч 1.Беседа «Энергия на весь день» 1ч. 2.На зарядку становись! 1ч. 3.Звуки природы (дыхательная гимнастика) 1ч. 3. Культура поведения. 3ч 1ч 2ч 1.Беседа о культуре поведения. 1ч. 2.Поиграем в гости. 1ч. 3.Мы пешеходы и пассажиры. 1ч. II. «Я и мое здоровье» 8ч 3ч. 5ч. 1. Окружающая среда. 2ч 1ч 1ч 1.Экология. 1ч. 2.Игра «Земля, вода, воздух» 1ч. 2. Режим дня. 2ч 1ч 1ч 1.Беседа о режиме дня. 1ч. 2.Я и мой день. 1ч. 3. Здоровый образ жизни. 4ч 1ч 3ч 1.Беседа о здоровом образе жизни. 1ч. 2.Поиграем- отдохнем! 1ч. 3.Игры на свежем воздухе. 1ч. 4.Станция «Здоровье». 1ч. III. «Спорт- это здорово!» 18-19ч 3ч. 15-16ч 1. Спортивные игры. 6ч 1ч 5ч 1.Беседа о спортивных играх. 1ч. 2.Олимпиады. 1ч. 3.Богатырские потешки. 1ч. 4.Игры с мячом. 1ч. 5.Тихие игры. 1ч. 6.Игры с обручем 1ч. 2. Соревнования. 6ч 1ч 5ч 1.Беседа о видах спорта. 1ч. 2.Веселые старты 1ч. 3.К тайникам силы 1ч. 4.Лыжные соревнования 1ч. 5.Эстафеты 1ч. 6.Мини- футбол 1ч. 3. Праздники. 7ч 1ч. 6ч
1.Беседа о спортивных праздниках. 1ч. 2.Многоликая сила. 1ч. 3.Защитники Отечества 1ч. 4.Веселые учения 1ч. 5.Мама. папа и я- спортивная семья! 1ч. 6.А ну-ка, мальчики! 1ч. 7. А ну- ка, девочки! 1ч. Планируемые результаты освоения
обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате работы формируются следующие УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности науроке и во врем проведении мероприятий;
- определять последовательность постановки целей с учетом конечного результата;
- уметь вносить коррективы в план и способ действий для достижения желаемого результата;
- осознавать, что усвоено и что еще подлежит усвоению;
- уметь выбрать линию поведения.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и мотивом ;- обеспечивать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- уметь добывать, выделять и применять необходимую информацию;
- уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- уметь работать в команде;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями деятельности.
Предполагаемая результативность программы:
- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения (Интернет), приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром;
- портфель ученика (результативность деятельности).
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка. Любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого материала.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции от 17.07.2009г.) Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009г., № 373 Здоровьесберегающая технология в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: мет. Рекомендации/ под ред.М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.,2002г. ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования».-«Просвещение», Москва, 2009г. Электронный журнал «Учительская» ИРО – РТ, ИЮЛЬ 2009г. 2. Экранно-звуковые пособия
DVD «Уроки тетушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009г