Конспект урока:Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий
Предмет: русский язык 84 урок. Класс: 7
Тема: Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Производные и непроизводные междометия. Синтаксическая роль междометий в
Цели: знакомство с междометием как частью речи, с различными группами междометий по значению; формирование умения отличать междометия от других частей речи, употреблять их в речи; развитие умения сравнивать, разграничивать языковые явления; воспитание вежливости, стремления избегать в общении речевых ошибок.Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: эвристическая беседа.Методы объяснения нового материала: эвристический, монологический.Методы формирования и контроля умений: показательный, исследовательский, диалогический.Оборудование: карточки с дидактическим материалом для редактирования, изобразительный материал, демонстрационный материал (группы междометий).
Ход урока.I. Организационный момент: Учитель объявляет тему и цели урока, учащиеся записывают в тетрадях число и тему.II. Объяснение нового материала и формирование умений.1. Задание: Назовите известные вам служебные части речи. Прослушайте стихотворение, найдите в нем союзы, определив, к какой группе они принадлежат, предлоги и частицы, называя их разряд.Стихотворение:
Слово Ох и слово Ах
Заблудились в трех соснах.Вот сказало Ох со вздохом:-Ох, наверно, дело плохо!Отвечает слово Ах: -Ах, как страшно в трех соснах!
И заохали, и заахали, И зажмурились, и заплакали:-Ох –ох! Ах – ах!Что за ужас! Что за страх!Заблудиться в трех соснах Можно только лишь со сна.
2. Вопросы к классу:
- Как вы думаете, почему междометия не отнесли ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным?Имеют ли они лексическое и грамматическое значение, как самостоятельные части речи?
Служат ли для связи слов, однородных членов и предложений, как предлоги и союзы?
Вносят ли оттенки значения в предложения, как частицы?
Для чего тогда нужны междометия в нашей речи?
Учитель знакомит с историей термина «Междометия».
Задание: выпишите из стихотворения предложение с междометиями, оформив их как предложения с прямой речью.
(Первое предложение записывается на доске, остальные в тетради самостоятельно, с устным объяснением знаков препинания.)
Учитель обращает внимание, что междометия на письме выделяются запятой или восклицательным знаком; междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Учитель делает вывод: междометие – особая живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств, но не только…4. Выступления учеников, жителей страны Междометии.
Задание классу: отметьте и запомните, на какие группы можно разделить все междометия.
1 ученик: «Мне, - сказало Междометье, -Интересно жить на свете:Выражаю поощренье,Похвалу, упрек, запрет,Благодарность, восхищенье,Возмущение, привет.Те, кого охватит страх,Произносят слово «Ах!У кого тяжелый вздох,Произносят слово «Ох!»Кто встречается с бедой,Произносят слово «Ой!»Кто отстанет от друзей,Произносят слово «Эй!»У кого захватит дух,Произносят слово «Ух!»Интересно жить на свете,Если знаешь междометья!»
2 ученик: Я междометье эмоциональное:Выражаю радость, горе, ликование.Могу передавать я удивление, Насмешку, гнев, недоумение.Ай – ай – ай! Да ну! Ещё чего!С ума сойти! Подумаешь! Ого!3 ученик: Я междометье повелительное: Повелеваю, отдаю приказы, призываю.И к человеку, и к животным обращаюсь.А иногда движенье прекращаюА захочу – по телефону пообщаюсь.Алло! Ау! Стоп! Марш!Кис – кис! Цып – цып! Тш!
4 ученик: Я междометье этикетное,Самое вежливое, авторитетное.Здравствуйте! Благодарю! До свидания!Будьте добры! Пожалуйста! Спасибо заранее!5 ученик: Я междометье звукоподражательное.Различным звукам подражаю я.«Кар-р!» - кричит в лесу ворона.«Му-у!» - мычит в хлеву корова
5.Вопросы: Что нового вы узнали, благодаря жителям страны Междометии?
- На какие группы делятся все междометия? В чем особенности каждой группы?
6 Задание: Определите, какой группе принадлежат междометия, приведенные на рисунках.
7. Вопрос: Как вы думаете, какая группа междометий в русском языке самая большая?
Учитель делает вывод: многообразие человеческих чувств передает эмоциональное междометие (восторг, разочарование, удивление, боль). Одно и то же междометие может передавать чувства совершенно разные.
8. Задания: Составить предложения, используя междометие «Ах», выражая:
а) радость; б) сожаление; в) испуг.
Прочитать, соблюдая верную интонацию, объяснить знаки препинания. Определить, производное ли междометие «Ах». Пояснить, чем отличаются производные междометия от непроизводных.
9 Задание: Записать предложение, определить, какой частью речи являются указанные учителем слова, производными или непроизводными являются междометия, какой группе они принадлежат.
Прощай, мой друг! Прощай другу его ошибки.
Караул! Помогите! В парке мы видели почетный караул.
Вопросы: В каком случае междометия являются членами предложения?11 Задание: Сделать синтаксический разбор предложения: От громкого ура дрожали стены. В роли какой части речи выступает здесь междометие «Ура»?
III. Задание на дом по выбору: Сочинение – миниатюра на тему «Волшебные слова»; Выполнить упражнение из учебника, повторить материал параграфа.
IV. Подведение итогов урока.
Оценки