: Наречие. Слова категории состояния. Правописание наречий. Служебные части речи.
8 класс Урок 10 I четверть Дата 23.09.13
Тема: Наречие. Слова категории состояния. Правописание наречий. Служебные части речи.
Цели: 1. Формировать у учащихся понятия о наречии, о разрядах по значению, грамматических особенностях.
2. Развивать у учащихся умение определять синтаксическую функцию наречий, умение выполнять морфемный и синтаксический разборы. Развивать у учащихся умение определять подчинительные союзы от сочинительных, производные предлоги от непроизводных, формообразующие частицы от модальных Развивать у учащихся грамотность, умение выполнять морфологический и синтаксический разборы.
3. Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока: комбинированный
Материал к уроку: толковый словарь Ожегова
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Актуализация
5. Блиц-опрос (учащиеся пишут в тетрадях ДА или НЕТ)
1. Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2. Служебные части речи имеют общие морфологические признаки с самостоятельными.
3. Самостоятельные и служебные части речи неравноправны.
4. Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
5. Служебные части речи не бывают членами предложения.
6. Служебные части речи имеют свое лексическое значение, как и самостоятельные.
7. Служебные части речи живут сами по себе.
8. К служебным частям речи невозможно задать вопрос.
III. Формирование новых понятий и способов действия
-
-Вспомните материал о наречии за 7 класс.
-Что такое наречие?
-Какие разряды наречий по значению вы помните?
-Какие грамматические особенности есть у наречий?
Буква нн в наречиях. В наречиях на –о, -е, образованных от прилагательных, в том числе тех, которые возникли из страдательных причастий (временный, взволнованный) пишется НН: временно, взволнованно.
Буква Ь после шипящих на конце наречий пишется (вскачь, наотмашь), за исключением слов: уж, замуж, невтерпеж.
Если наречия образованы от кратких прилагательных с предлогами
ИЗ, ДО,С, то на конце пишется А, если образованы от кратких прилагательных с предлогами В, НА, ЗА – О. Досуха, налево.
НЕ и НИ пишется слитно, НЕ - под ударением некогда, НИ – без ударения – никогда.
Через дефис -то, -либо, -нибудь, кое-.
После приставки ПО- с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ,-СКИ: По- моему, по – товарищески.
В наречиях, образованных от порядковых числительных с приставкой В-, ВО-: во-первых.
При повторе слов: мало-помалу, волей – неволей.
-Вспомните материал о служебных частях речи за 7класс.
-Сравните написание слов в первом и втором столбике
в (чём?) в течении реки(как долго?) в течение года
в (чём?) в продолжении книги (как долго?) в продолжение года
в (чём?) в следствии по делуне был (почему?) вследствие болезни
иметь ( в чём?) в виду(почему) ввиду плохой погоды
шёл (как?) не смотря под ноги (вопреки чему) несмотря на дождь
2. Беседа по вопросам
- Почему по-разному написаны одинаково звучащие слова?
- В каком столбике записаны производные предлоги?
- Как отличить производный предлог от других частей речи?
Вывод: в первом столбике существительные с предлогами и деепричастие с частицей не, у существительных и – окончание.
Во втором столбике предлоги (в течение = в продолжение) синонимичны, вместе с существительным обозначают отрезок времени.
Предлоги вследствие, ввиду имеют синоним из-за, вместе с существительным обозначают причину.
Предлог несмотря на вместе с существительным имеет уступительное значение: хотя был дождь; нет значения действия.
-Что такое предлог?
-Какие предлоги называются производными, а какие непроизводными?
Что такое союз?
Какие два вида союзов вы знаете? Приведите примеры.
Что такое частица?
Какие виды частиц вы помните? Приведите примеры .Почему междометие не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи?
-Прочтите теоретический материал в учебнике. Что нового вы узнали о служебных частях речи и междометии?
I.Применение. Формирования умений и навыков
Составление кластера по таблицам. Упр. 19,20 стр. 25,26
II.Этап информаций о домашнем задании
§ 4, упр. 21,22,23 стр. 26-27 III.Подведение итогов. IV.Этап рефлексии