Практикум и тест по теме Омонимия частей речи
10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.
Упражнение 3.
Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё(во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув(в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться(в)низ становилось опасно.
Упражнение 4.
Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 5.
Запишите слово по орфографическим нормам.
1) Посмотреть [н^в’эрх] - положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] - идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. - [та?гжэ], как и час назад, шел снег.
Упражнение 6.
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Упражнение 7.
Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Упражнение 8.
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Упражнение 9.
Найдите омофоны, объясните их написание.
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Упражнение 10.
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.
Упражнение 3.
Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё(во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув(в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться(в)низ становилось опасно.
Упражнение 4.
Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 5.
Запишите слово по орфографическим нормам.
1) Посмотреть [н^в’эрх] - положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] - идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. - [та?гжэ], как и час назад, шел снег.
Упражнение 6.
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Упражнение 7.
Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Упражнение 8.
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Упражнение 9.
Найдите омофоны, объясните их написание.
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Упражнение 10.
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"
1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.
А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.
Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад...
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание слов с частицей же.
3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
5. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
6. В каких предложениях пишется И?
А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
В) болеть (в)продолжени… месяца
Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
7. В каких предложениях пишется Е?
А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
Тест по теме "Омонимия слов разных частей речи"
1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.
А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.
Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад...
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание слов с частицей же.
3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
5. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
6. В каких предложениях пишется И?
А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
В) болеть (в)продолжени… месяца
Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
7. В каких предложениях пишется Е?
А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
1. - Б2. - 1Б, 2Б, 3А, 4А3. - А4. - 1А, 2А, 3А5. - 1А, 2Б6. - Б,Г7. - А,В