Конспект к уроку «Слова категории состояния»
Урок № 57.
Тема: «Слова категории состояния».
Цель: формировать представление о значении и грамматических особенностях слов категории состояния.
Задачи:
Форма:общеклассная.
Вид: урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, обучающая презентация, ПК+ интерактивная доска, тетради, учебник С.И.Львовой, справочные материалы к учебнику, методическое пособие с электронным приложением «Уроки русского языка…7-8 классы».
Методы: исследовательский, коммуникативный, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
Организационный момент (2 мин.)
Изучение нового материала (12 мин.)
Мотивация.
Работа с упражнением 510.
Выслушаем высказывания обучающихся о слове тепло и предложим им подумать, какими ещё частями речи может являться слово (словоформа), которое пишется и произносится именно так.
Попросим семиклассников выписать из словарных статей грамматический омонимов слова тепло примеры его использования и подчеркнуть данное слово как член предложения.
Проверка. Один ученик объясняет синтаксическую роль и частеречную принадлежность слова тепло в выписанных предложениях.
Цели. Задачи.
Слово учителя:
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его слово категории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся. Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
Запишите тему урока (слайд №1)
Объяснение материала
Слайд 2. Вопрос, значение категории состояния.
Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? Категория состояния — относительно молодая часть речи.
Слайд 3. В зависимости от лексического значения слова категории состояния можно разделить на группы:
Слова, обозначающие состояние природы (сыро, ветрено).
Слова, обозначающие состояние человека (больно, жарко).
Слова, обозначающие состояние окружающей среды (пыльно, чисто, людно).
Слова, обозначающие оценку какого-либо состояния (плохо, хорошо).
Слова со значения возможности, долженствования, необходимости (нельзя, надо).
Слайд 4. Морфологические признаки слов категории состояния. Слова категории состояния не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются. Большинство слов категории состояния имеет суффикс –о. Слова категории состояния на -о, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения, например: Тоскливее, печальней становилось на душе (А. Куприн). Некоторые СКС имеют формы оценки: холодновато, жутковато, страшновато.
С помощью какого суффикса образованы данные слова категории состояния? (эти слова образованы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –оват.)
С какой частью речи сближается категория состояния по своим морфологическим признакам? (По морфологическим признакам СКС сближаются с наречиями.)
Слайд 5. Синтаксическая роль слов категории состояния. Слово категории состояния выполняет синтаксическую функцию сказуемого в односоставном безличном предложении, например:
Скучно, страшно, замирает
Всё вокруг,
(Ф. Сологуб)
В ясных улицах так пусто,
Так мертво.
(Ф. Сологуб)
Слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками (быть, стать, становиться, делаться), причём связка может иметь форму всех времён (было, будет, в настоящем времени – нулевая) изъявительного наклонения и форму условного наклонения (было бы холоднее).
Слайд 6. Заполнение таблицы. Работая в парах, учащиеся заполняют сравнительную таблицу. Проверка.
Слова категории состояния нужно отличать от наречий и кратких прилагательных. Краткая форма прилагательного согласуется в роде, числе, падеже с определяемым существительным и в предложении бывает сказуемым. Наречие определяет глагол-сказуемое, отвечает на вопросы: как, когда и т.д. и в предложении является обстоятельством. Слова категории состояния употребляются в безличных предложениях и являются сказуемым.
Закрепление (15 мин.)
Работа с упражнением 511 – самостоятельная работа.
Обучающиеся, работая самостоятельно, распределяют предложения по графам таблицы.
Предложения с наречиями Предложения со словами категории состояния
2, 3, 6, 9 1, 4, 5, 7, 8, 10
Проверка. Один из учеников заполняет таблицу номерами предложений. Затем подробно анализируются безличные предложения с главным членом, выраженным словом категории состояния, например: «На душе светло. Слово светло обозначает состояние человека, оно не изменяется – это слово категории состояния, которое является сказуемым односоставного безличного предложения».
Физкульт минутка (3 мин.)
Работа с упражнением 512.
Проведём совместную работу над упражнением 512 (1-6 предложение), предложив ученикам образец ответа, например: «Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром. (Ф.Тютчев) В этом предложении слово глухо – наречие, так как оно обозначает признак действия: прокатился (как?) глухо, не изменяется и в предложении выполняет роль обстоятельства образа действия».
Повторение. Разряды наречий (9 мин.)
Работа с упражнением 505.
Чтобы акцентировать внимание семиклассников на стилистических возможностях наречий, проведём лингвистический эксперимент: после того как прозвучит выразительное чтение поэтических отрывков, приведённых в упражнении 505, предложим ребятам прочитать стихотворные строки, опуская наречия, и после этого сделать вывод об изобразительной роли наречий образа и способа действия в художественной речи.
Работа с упражнением 504.
Совместно выполняем упражнение с начало устно, а затем один из учеников продолжает работу письменно у доски (еже-дн-евн-о (времени), добр-о-воль-н-о (причины), до-сроч-н-о (времени), на-пере-бой (образа действия), не-хот-я (причины), на-веч-н-о (времени), бес-по-щад-н-о (образа действия), бес-след-н-о (образа действия), бес-церемон-н-о (образа действия), мгновен-н-о (меры и степени), момо-ход-ом (образа действия), на-вы-тяж-к-у (образа действия), на-от-машь(образа действия) , не-по-движ-н-о (образа действия))
Итоги урока (2 мин.)
Попросим обучающихся заполнить таблицу, оценив полученные на уроке знания при помощи смайликов.
Уверен в правильности ответаЗатрудняюсь ответить Не знаюответа
Я знаю, что такое слова категории состояния.
Я знаю, какую роль в предложении выполняют слова категории состояния.
Я знаю, как отличить слова категории состояния от наречий.
Домашнее задание (2 мин.)
Для всех.
Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Разряды наречий», к диктанту по тексту упражнения 508.
Индивидуальное.
Выполнить упражнение 514 (устное высказывание).
Выучить материал на странице 17.
Выполнить упражнения 510, 511, 512, проверить правильность выполнения
Уверен Затрудняюсь Не знаю Я знаю, что такое слова категории состояния.
Я знаю, какую роль в предложении выполняют слова категории состояния.
Я знаю, как отличить слова категории состояния от наречий.
Уверен Затрудняюсь Не знаю
Я знаю, что такое слова категории состояния.
Я знаю, какую роль в предложении выполняют слова категории состояния.
Я знаю, как отличить слова категории состояния от наречий.
Уверен Затрудняюсь Не знаю
Я знаю, что такое слова категории состояния.
Я знаю, какую роль в предложении выполняют слова категории состояния.
Я знаю, как отличить слова категории состояния от наречий.
Части речи Краткое прилагательное Наречие Категория состояния
На какие
вопросы
отвечает?
Что обозначает?
Изменяется
или нет?
От какого слова
задаем
вопрос?
Какая
синтаксическая
роль?
Части речи Краткое прилагательное Наречие Категория состояния
На какие
вопросы
отвечает?
Что обозначает?
Изменяется
или нет?
От какого слова
задаем
вопрос?
Какая
синтаксическая
роль?