Слова категории состояния. Конспект урока
Конспект урока русского языка Явгастиной Д.Р.
Тема: Слова категории состояния
Занятие рассчитано на два академических часа.
Цели урока:
Познавательные: актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
Практические: способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте; отличать их от наречия и краткого прилагательного; формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
Общепредметные: способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления, развивать интерес к русскому языку.
Средства обучения: раздаточный материал, презентация, короткометражный фильм "Что это?"
Ход урока:
I. Оргмомент. Проверка отсутствующих. Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением, поэтому, будете работать в полную силу.
II. Создание мотивации. Эвристическое подведение к формулировке темы и целей.
Учитель: Запишите, пожалуйста, следующие предложения (слайд 1)
1.Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
2.Тонко пахло в чистом ночном воздухе, мирно было в степи, тихо в темной деревне.
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.
- Односоставными или двусоставными являются данные предложения?
- Каким членом предложения является слово ТИХО в первом и втором предложениях?
- Определите значение слова ТИХО в данных предложениях.
- Можно ли слово ТИХО в первом и втором предложениях отнести к одной и той же части речи?
- Как вы думаете, какой частью речи является слово ТИХО во втором предложении?
- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.
__________________________________________________________________________
Перед нами сегодня стоит задача осмыслить своеобразную, интересную, вызывающую споры часть речи – категорию состояния. Известный лингвист А.Б. Шапиро вообще назвал слова категории состояния беспризорными. Мы с вами постараемся разобраться, есть ли для этого основания.
Запишите тему урока (слайд 2).
III. Проверка домашнего задания. Взаимосвязь с новой темой.
А как вы понимаете лексическое значение слова состояние? Ответы подкрепляйте примерами (слайд 3).
(Это – «положение, в котором находится что-либо». (Первое значение.) Состояние бывает прекрасное, плачевное, тяжелое, плохое и т.д. Состояние страны, экономики, финансов, здоровья, дел и т.д. Состояние вражды, мира, кризиса и т.д. Улучшение состояния; исправить состояние, понять состояние и т.д.
Следующее значение – «физическое самочувствие, а также расположение духа, настроение». Состояние бывает хорошее, плохое, тяжелое, неважное, скверное, болезненное, бессознательное, обморочное, сонное, угнетенное, напряженное, раздраженное, возбужденное, лихорадочное, печальное, грустное, веселое и т.д. Состояние человека, матери, больного ребенка, друга и т.д. Состояние раздражения, тоски, тревоги, безразличия, апатии, восторга, и т.д. Изменение, улучшение, ухудшение состояния. Испытывать какое-либо состояние. В какое-либо состояние впасть, прийти. В каком-либо состоянии находиться, оставаться, быть.
Еще одно значение – «имущество, капитал, собственность частного лица». Состояние бывает большое, маленькое, крупное, значительное, огромное, миллионное, расстроенное, все, мое и т.д. Состояние бабушки, семьи, фермера и т.д. Состояние в сколько-либо тысяч долларов. Сумма, величина состояния. Человек с состоянием, без состояния. Иметь, нажить, составить, сколотить, получить, промотать состояние. Без состояния остаться.)
Учитель. Верно. Подумайте и скажите: какие из указанных лексических значений слова состояние имеют отношение к теме сегодняшнего урока? (Первое и второе.)
IV. Формулировка целей.
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4) Формулируют учащиеся.
1) определять значения ......
2) отличать ....... от других частей речи
3) употреблять в речи .....
V. Знакомство с новым материалом
1. Определение (слайд 5)
Посмотрите, работая с учебником, мы с вами не встретили, привычное определение этой части речи, поэтому попробуем сами его сформулировать:
Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?
2. Лингвистическая справка (слайд 6)
Учитель. Домашнее задание к уроку предполагало, чтобы вы поработали с лингвистической литературой и нашли сведения из истории вопроса о категории состояния. Что вам удалось найти?
Впервые обратил внимание на эти слова, употребляемые в предикативной функции, А.А. Барсов – ученик М.В. Ломоносова и учитель Н.М. Карамзина – в конце XVIII века. В XIX веке в русских грамматиках выделяется разряд слов, выражающих главным образом состояние. В качестве основных грамматических признаков этих слов указывались неизменяемость по падежам и употребление в функции сказуемого.
Впервые категория состояния как самостоятельная часть речи была описана в статье академика Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке» (1928 г.) В ней введен и сам термин «категория состояния». Л.В. Щерба определяет категорию состояния как часть речи, обозначающую состояние. При выделении слов категории состояния он опирается не только на семантику, но и на их синтаксическую функцию – функцию сказуемого.
Идеи Л.В. Щербы были развиты академиком В.В. Виноградовым, но и после этого дискуссии о грамматическом статусе рассматриваемых слов не прекратились. Одна из них была развернута на страницах лингвистических журналов в середине 50-х годов XX века. Часть лингвистов признала наличие в русском языке особой части речи, которая обозначает состояние и выполняет предикативную функцию (В.В. Виноградов, Е.М. Галкина-Федорук, Н.С. Поспелов). Но разногласия вызывает объем данной части речи. В.В. Виноградов, например, включает в нее, кроме слов типа дурно, холодно, можно, грех и т.д., краткие прилагательные рад, должен, а Е.М. Галкина-Федорук, напротив, ограничивает объем категории состоянии только словами, которые используются в роли сказуемых безличных предложений.
Противники частеречного статуса слов категории состояния полагают, что эти слова должны быть распределены по частям речи, с которыми в той или иной степени соотносятся.
Учитель. Мы будем рассматривать категорию состояния как особую часть речи. В отношении рассматриваемых слов используется два термина. Термин категория состояния раскрывает семантику этого класса слов; другой известный термин – безлично-предикативные слова – отражает их синтаксическую функцию.
VI. Освоение нового материала
Задание 1
Учитель. В лингвистике существует несколько определений категории состояния. Все они имеют право на существование. На доске записаны два определения, отдельные слова в них пропущены. Вставив верно вместо точек недостающие слова, вы тем самым докажете, что понимаете суть категории состояния. (Слайд 7)
1. Категория состояния – это часть речи, которая обозначает ... (состояние), не имеет форм ...(словоизменения) и выполняет функцию ... (главного) члена односоставного (безличного) предложения. (Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)
2. Категория состояния – это часть речи, в которую входят неспрягаемые и ... (несклоняемые) слова, обозначающие состояние в широком смысле слова и выступающие в роли сказуемых ...(безличных) предложений. (Современный русский язык. Ч. 1. Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1976.)
(Слайд 8)
_________________________________________________________________________________
Задание 2
Учитель. В зависимости от того, какое состояние выражают слова этой части речи, лингвисты выделяют несколько семантических разрядов. Слова даны на доске, вы определяете семантический (смысловой) разряд и соответственно записываете в таблицу.
(слайды 9-12)
В процессе совместной работы учителя и учащихся выводы записываются следующим образом:
Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: холодно, тошно, больно, видно, слышно и др.
Слова, обозначающие психическое состояние живых существ: грустно, стыдно, жаль, лень, неохота и др.
Слова, обозначающие состояние природы: темно, пасмурно, ветрено, тихо и др.
Слова, обозначающие состояние окружающей обстановки: просторно, людно, тесно, уютно и др.
Слова, связанные с оценкой временных или пространственных характеристик: рано, близко, далеко, узко, высоко и др.
Слова, обозначающие состояния, связанные с модальной оценкой: можно, нельзя, надо, полно и др.
Слова, обозначающие безысходное состояние: крест, крышка, каюк, капут и др.
Семантический разряд Примеры
физическое состояние живых существ холодно, тошно, больно, видно, слышно и др.
психическое состояние живых существ грустно, стыдно, жаль, лень, неохота и др.
состояние природы темно, пасмурно, ветрено, тихо и др.
состояние окружающей обстановки просторно, людно, тесно, уютно и др.
связанные с оценкой временных или пространственных характеристик рано, близко, далеко, узко, высоко и др.
связанные с модальной оценкой можно, нельзя, надо, полно и др.
обозначающие безысходное состояние крест, крышка, каюк, капут и др.
Задание 3
Учитель. Как вы думаете: верно ли утверждение, что одно и то же слово категории состояния может входить в несколько групп? Докажите.
(Да. Если слово является многозначным, то оно может входить в несколько групп: Мне душно (физическое состояние живых существ); На улице душно (состояние природы); В комнате хорошо (состояние окружающей обстановки); На душе сегодня так хорошо (психическое состояние человека).)
Учитель. Вспомните, как называется звуковое совпадение двух или нескольких языковых единиц, различных по значению?
(Омонимией. Слова категории состояния имеют функциональные омонимы среди кратких прилагательных, наречий, существительных.)
VII. Закрепление
Упражнение 1.
Работа в парах (слайд 13)
Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)
“Эй! Пошёл, ямщик!..” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело...” (А.С.Пушкин)
- Найдите омонимичные слова. Как определить их принадлежность к той или иной части речи?
(По ходу работы заполняется таблица) (слайд 14)
- Сделайте вывод об отличии слов категории состояния от прилагательных и наречий. (слайд 15)
___________________________________________________________________________
Упражнение 2.
(Слайд 16). Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
Его лицо было грустно.Он грустно улыбнулся.Мне грустно.На него смешно смотреть.Такое поведение смешно.Он смешно выглядит.Сочинение интересно написано.С ним интересно спорить.Соревнование интересно составом участников.
(Слайд 17). Проверим себя! Выделенные слова – наречия: 2, 6, 7.
Слова категории состояния: 3, 4, 8.
Краткие прилагательные: 1, 5, 9.
Упражнение 3.
- Послушайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния: (слайд 18)
***
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
***
В небесах торжественно и чудно,Спит земля в сиянье голубом...Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
***
И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы!
- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.
___________________________________________________________________________
Упражнение 4.
(Релаксационная пауза)
Составьте несколько предложений от имени героев короткометражного греческого фильма "Что это?", используя СКС. 1 вариант от имени отца, второй предаст эмоции сына.
(Слайд 19)
Упражнение 5 (Слайд 20).
Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
Состояние человека Состояние окружающей среды Оценка состояния
скучно тихо плохо
душно ветрено хорошо
стыдно сыро красиво
- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния (учащиеся придумывают по 2-3 предложения и озвучивают их).
_________________________________________________________________________
Упражнение 6.
Самостоятельная работа.
Вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Работаем в карточке, которая у вас на столе.
________________
Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.
Проверяем.
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
VIII. Подведение итогов урока.
Составление кластера по теме. (слайд 21)
Категория состояния.
Самостоятельная, "беспризорная"
Обозначает, имеет, является
Обозначает состояние человека, природы
Опрос: (слайд 22)
Каково значение слов категории состояния?
Назовите морфологические признаки категории состояния?
В чём категория состояния схожа с наречиями и краткими прилагательными?
Как различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные?
IX. Домашнее задание (слайд 23)
1. Письменно создать с помощью слов категории состояния пейзажную зарисовку на тему «Зима».
2. Работа в группах (слайд 24)
Составьте с данными словами предложения так, чтобы в каждом контексте данные слова являлись разными частями речи.
1 группа: тихо, сыро.
2 группа: красиво, печально.
3 группа: тревожно, холодно.
4 группа: весело, больно.
X. Рефлексия. Проводится оценка работы на уроке. (слайд 25)
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я доволен…
Я считаю, что поработал…
Мне было трудно…
Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!
Литература.
Акишина А.А., Акишина Т.Е. Эмоции и мнения. Выражение чувств в русском языке – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 168 с.
2. Рухленко Н.М., Беспризорные слова, или Категория состояния // Русский язык в школе, rus.1september.ru/article.php?ID=200702003