Тема урока «Правописание кратких форм прилагательных мужского рода единственного числа с основой на шипящий».
План-конспект урока русского языка по программе « Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Правописание кратких форм прилагательных мужского рода единственного числа с основой на шипящий».
Цели урока: Формирование навыка правописания кратких форм прилагательных мужского рода единственного числа с основой на шипящий;
Задачи
Личностные : Положительное отношение к учению,
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания;.Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственные мнения и позицию.
Предметные:
формирование навыка правописания кратких форм прилагательных мужского рода единственного числа с основой на шипящий; повторить знания учащихся о правописании О и Ё после шипящих; развитие речи учащихся, расширение словарного запаса; воспитание любви к родному языку.
- для учителя:
проектор,
экран,
презентация к уроку,
- для учащихся:
карточки для учащихся.
Ход урока:
1.Рефлексия.
- Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верно, что каждого ждёт свой успех,
Душою болею за вас за всех.
Чистописание. - Откройте тетради, запишите число.
- На минутке чистописания мы с вами вспомним шипящие звуки. Какие шипящие вы знаете?
Жж Шш Чч Щщ ( Дети записывают в тетради буквы, напоминаю правила посадки за партой.)
Самооценка
2 Словарная работа .– Начнем урок с повторения словарных слов. Прослушайте внимательно песенку А. Кушнера «Что я узнал!» и запишите словарные слова
Пейзаж.Если видишь: на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,То подобная картинаНазывается пейзаж.
Натюрморт.Если видишь на картинеЧашку кофе на столе,Или морс в большомГрафине,Или розу в хрустале,Или бронзовую вазу,Или грушу, или торт,Или все предметы сразу,Знай, что это – натюрморт.
ПортретЕсли видишь, что с картиныСмотрит кто-нибудь на нас,Или принц в плаще старинном,Или в робе верхолаз,Лётчик или балерина,Или Колька, твой сосед, –Обязательно картинаНазывается портрет.
– Это все произведения ( )Искусство.
– Помещение для постоянной выставки картин называется ( )Галерея.
– Какие словарные слова нам встретились? Запишите по памяти.
Сверьтесь в группе.
3.Определение темы и цели урока.
Русский язык велик и могуч.
Почему так говорят?
-Какие прилагательные употреблены в этом предложении? (велик, могуч) -В какой форме стоят эти прилагательные?
-Кто определил тему нашего урока?
-Как образуется краткая форма прилагательных?
-Какие цели вы поставите сегодня на этот урок?
4. Восприятие и усвоение нового материала. 1).с. 147 Упр. 117, по цепочке. (обратный словарь с. 133 свежий-свеж, свежа; пригожий-пригож, пригожа; неуклюжий - неуклюж, неуклюжа).
(с.1З4 жгучий – жгуч, жгуча; могучий – могуч, могуча; горячий – горяч, горяча и т. д.) 2).Чтение правила с. 147. (Краткие формы прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий пишутся без Ь: могуч, неуклюж, тощ.)
З).Запись кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. и ж.р. ед.ч.
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
1). Выполнение упр.118 на с.147-148.
Продолжается работа, начатая в предыдущем упр. В обратном словаре школьники находят прилагательное жгучий. Образуют от этого и следующих за ним прилагательных краткие формы и вставляют их в предложения по смыслу. В результате у ребят получается следующая запись: Йод жгуч. Русский язык велик и могуч. Мёд тягуч. Мороз трескуч. Лес дремуч. Сапог скрипуч. Напиток шипуч. Песок сыпуч. Газ летуч. Ландыш пахуч. Ёж колюч. Ситец линюч. Утюг горяч. Конь хорош. Кощей зловещ и тощ.
Проверка выполненной работы. (Дети обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга работу. На мониторе правильное написание)ФизминуткаРусский язык велик и могуч. Так же велика и красива наша Родина. Сейчас мы с вами отдохнём в одном из уголков нашей Родины.
2). Работа в тетради на печатной основе на с.71 упр.71.
Вставь пропущенные буквы.
У сл..на высок..й рост,
У л. .сы пуш..стый хвост,
У к..злёнка кре..к..е ро..ки,
У ц..плёнка тонк..е но..ки,
У мартышк.. толстые губы,
А у волка остр..е зубы,
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про ч..жа!
(А. Бродский)
Найди и подчеркни прилагательные. Запиши в столбик их краткие формы в ед.ч. ж.р., с.р., м.р. и во мн.ч. Поставь в них ударение. Слова с подвижным ударением подчеркни жёлтым карандашом, с неподвижным – синим.З). Работа в парах по карточкам.
Вставьте пропущенные буквы. (Сворч.нок, овраж.к, ш.колад, ш.л, пч.лка, ш.пот, ж.лудь, ш.рох, ш.фёр, ш.рты, щ.чка). Проверка. (На мониторе правильное написание слов.)
6. Рефлексия.
-Какую цель мы определили для урока?
-Какой этап урока вам больше запомнился и почему?
7. Самооценка. .
8. Д/з. Тетрадь с. 72 упр. 72.