Влияние социальных сетей на социализацию ребенка — выступление в рамках родительской конференции, районного круглого стола Атмосфера семьи как фактор социализации ребенка
Влияние социальных сетей на социализацию ребенка.
(Слайд 1) Сложно представить современный мир без компьютеров, информационных технологий, и интернета, т.к. они уже успели занять особое место в жизни каждого человека. Большой популярностью пользуются социальные сети.
Так что же такое социальная сеть?
(Слайд 2) Социальная сеть – бесплатная площадка в Интернете, где можно самостоятельно публиковать какую-то информацию и обмениваться ею с другими людьми.
Основная задача социальных сетей - это помочь пользователю поделиться с друзьями тем, что он опубликовал.
Мы создаем аккаунты и посещаем наши странички, по меньшей мере, несколько раз в неделю. Появилась возможность общаться с родными и близкими, которые находятся вдали от нас. Это очень удобно, согласитесь. Тем не менее, нас всё больше беспокоит влияние социальных сетей на ребенка. Хотелось бы все-таки понять, что же хорошего или плохого скрывают в себе социальные сети.
(Слайд 3) Начнем , пожалуй, с положительного:
Социальные сети предоставляют возможность общаться по работе, по учебе, родственникам и друзьям, живущим в разных городах и странах, а также заводить новых друзей.
Социальные сети можно использовать как инструмент для саморазвития. Здесь можно смотреть познавательные фильмы, слушать хорошую музыку, читать интересные книги, изучать иностранные языки. В социальных сетях созданы группы по интересам, в которых можно найти интересующую информацию.
Наряду с этим, социальные сети могут помочь детям во время учебного процесса. С их помощью можно обмениваться конспектами лекций, заданиями по лабораторным работам и другой полезной информацией. Также есть возможность вступить в сообщество определенной тематики и детально изучить вопросы по любой дисциплине. Для этого в соцсетях есть ссылки на необходимую литературу, фото- и видеоматериалы, можно обсудить проблемные вопросы с другими членами группы.
(Слайд 4) Но, не смотря на множество положительных моментов, социальные сети имеют свои минусы.
Из-за обилия развлекательной, поверхностной и зачастую ненужной мусорной информации время пребывания в социальной сети значительно увеличивается. Такое времяпрепровождение может отрицательно сказываться на нашем здоровье, т.к. большой объем информации нередко утомляет и нагружает нервную систему.
Минусом является и то, что ребенок теряет навык реального общения, т.к. привыкает к общению в режиме онлайн. Переписываясь в соцсетях, часто не соблюдают правила грамматики и пунктуации, используют скудный словарный запас, эмоции заменяются смайликами – все это отрицательно сказывается на общении в реальном мире. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык. Нашим детям проще употребить в речи интернет-сленг, чем составить красивое правильно оформленное предложение.
При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия общения с реальными людьми. Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту.
Так постепенно, проводя всё больше и больше времени в виртуальном мире может развиться ЗАВИСИМОСТЬ от социальных сетей, а это еще один минус.
Особенно для подростков, т.к психика в их возрасте не устойчива, и возникает психологическое заболевание, называемое интернет зависимостью. Это заболевание влияет на успеваемость подростков в школе, а также их мировоззрение. Согласно статистике каждую неделю дети в соцсетях проводят: от 7 до 14 часов – 23%, 14-21 час – 57% и больше 21 часа – 20%. Каждый пятый ребенок один из семи дней недели тратит на социальную сеть. (Слайд 5) Что же касается детей, а точнее учеников нашей гимназии с 5 по 8 класс, где мы провели опрос, то проблема очевидна, так как наши ученики по данным опроса в среднем проводят в соц.сети от 3 до 9 часов в сутки.
(Слайд 6) На вопрос: «Как часто Вы пользуетесь глобальной сетью Интернет?», большинство детей ответило: «Практически всегда».
Интернет зависимость – психологическое расстройство, которое может стать причиной возникновения различных комплексов, например, комплекса неполноценности. (Слайд 7) Чтобы ребенок не приобрел такого рода отклонения, необходимо следить за тем, в каких социальных сетях он зарегистрирован, как часто он посещает свои страницы в соцсетях, а также за его реакцией на запрет пользоваться интернетом некоторое время. Если подросток отреагирует агрессивно, то необходимо предпринять меры. По результатам опроса большинство наших учащихся зарегистрированы в 5-7 социальных сетях. Сколько же надо потратить времени, чтобы хотя бы ответить всем на «Привет!», отправить смайлик и т.д.
(Слайд 8) На следующий вопрос: « Что Вы приобретаете в виртуальном мире не имея этого в реальной жизни?», из всех вариантов ответов дети выбрали деньги, уверенность, дозволенность.
Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии и т. д.
Все мы здесь взрослые. Тогда давайте говорить откровенно об откровенном. О том, что найти в социальной сети или видеопортале сообщество или группу с фотографиями и видеозаписями эротического содержания не представляет никакого труда. Влекут они самый разношерстный контингент, начиная от просто любопытствующих и заканчивая откровенными извращенцами. И последние интересуются не только предложенным в группе материалом, но и её подписчиками, (т.е. теми, кто входит в эту группу или сообщество), занимаясь поисками тех, кто смог бы разделить их своеобразные интересы. Адекватный взрослый человек сообщения с разного рода предложениями от подобных лиц просто проигнорирует, но как быть подростку или, чего хуже, ребенку, попавшему в "мир взрослых"?
(Слайд 9) Знакомо ли вам такое понятие, как буллинг – травля? Термин, конечно же, не новый, но сам смысл от этого не меняется, как и тот факт, что в виртуальном мире он обретает новые формы. Кибербуллинг – это та же травля, угрозы, оскорбления или домогательство, рассылка компрометирующих и личных данных с помощью средств коммуникации. И по результатам опроса нашим учащимся очень это не нравится. Можно распускать сплетни о "неугодном" человеке, и при этом сохранять анонимность. Причины травли могут иметь массу причин (демонстрация силы, самоутверждение за счет страданий других людей, межнациональные конфликты, разрыв отношений и просто скука), но от неё не застрахован никто. На практике мы часто сталкиваемся с этим явлением, видим, как переживают дети, их родители, а причина всё также – неограниченное время препровождения в социальных сетях.
(Слайд 10) Совсем недавно, в ноябре, на сайте гимназии в папке «Для родителей», раздел «О воспитании» мы разместили объявление следующего содержания:
Предупрежден, значит вооружен!
В «Новой газете» опубликована статья «Группы смерти», в которой обозреватель Галина Мурсалиева связала суициды 130 российских подростков с сетью загадочных групп в "ВКонтакте", где детей планомерно доводили до самоубийства.
Уважаемые родители!
Мы просим Вас, в ближайшее время, обратить внимание на общение Ваших детей в социальных сетях:
- просмотрите страницу Вашего ребенка;
- обратите внимание на вкладку «Интересные страницы» или«мои группы»
Если Вас насторожила информация, которую Вы увидели, доверительно побеседуйте с ребенком, постарайтесь выявить причину заинтересованности. В случае необходимости немедленно обратитесь за квалифицированной помощью к специалистам (заместителю директора по воспитательной работе, классному руководителю, психологу, социальному педагогу).
В ближайшее время:
- постарайтесь не отпускать ребенка с ночевкой к друзьям и родственникам;
- обратите внимание на общение с виртуальными и реальными друзьями Вашего ребенка;
- обязательно информируйте о негативных поступках ребенка (уход из дома, конфликты с окружающими, попытка нанесения вреда собственному здоровью и т.д.)
Нам не безразлична судьба наших с Вами детей!
(Слайд 11) Это еще одна проблема из соц.сетей, когда наших детей просто зомбируют. Присылают картинки из серии «Как стать феей огня Вингс» в домашних условиях, где даются подробные пошаговые инструкции (текст) И это читаю наши дети, а где вероятность, что они этого не сделают?
Помимо этого очень модным стало смотреть видео «От которого можно сойти с ума» , где на определенном звуковом фоне устрашающие картинки и видео, и состоять в группах смерти , где предлагают пройти "квест" (это разновидность игр, в которых, по запланированному сюжету, нужно выполнить какое-то поручение). На все действия "зомбированных" отводилось определенное время – 50 дней, по прошествии которых, их ожидал финал: "самовыпиливание".
(Слад 12) И это все смотрят дети. Толи потому что им действительно интересно, толи потому что не заняты ничем. Хотя по результатам опроса в большей части наши дети вроде как занимаются в кружках и секциях.
Еще одно модное увлечение подростков – это Мода демонстрировать свою жизнь и смерть?
На сегодняшний день "лайк" становится мерилом популярности, востребованности и актуальности. "Лайк" устанавливает эталоны красоты и решает, вписываешься ты в этот новый мир, или нет. "Лайк" – фото совместного отдыха с любимым человеком. "Лайк" – фото в нижнем белье на фоне бабушкиного комода. Погоня за "лайками" – трудное, а порой и заканчивающееся трагедией, занятие. Статистика печальна: в попытках создать оригинальное и запоминающееся селфи (запечатление самого себя на камеру), в 2015 году во всем мире погибло 50 человек. Возможно, цифра покажется кому-то несущественной, однако стоит принять в расчет тот факт, что раньше подобных случаев не происходило, и "селфимания" – болезнь уже ХХI века.
Так получилось, что сегодня из моих уст прозвучали ужасны вещи, с которыми, к сожалению, сталкиваются наши дети общаясь в социальных сетях.
Бесспорно, социальные сети влияют на человека. Главное, с умом подходить ко всему: не стоит тратить напрасно свое время, ведь время – это самое ценное, что мы имеем. Необходимо правильно использовать те возможности, которые предоставлены нам интернетом.
Вывод таков - интернет-общение должно дополнять жизнь, а не быть основой всей нашей деятельности!
Быть родителями и учителями современного ребенка – трудно. Но еще труднее быть этим самым ребенком в потоке развивающихся технологий, информационных войн, многообразия выбора и давления социума. И в первую очередь родители должны помнить о том, что для ребенка важны поддержка, интерес к их жизни и событиям, в ней происходящим. Нам взрослым надо любить своих детей, не оставлять их наедине со своими мыслями и переживаниями, интересоваться их жизнью, ведь наши дети – наше будущее.