Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока
«Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков»
Цель урока
создать условия для формирования усвоения роли мягкого знака, обозначающего мягкость предшествующего согласного
Задачи
способствовать знакомству с новой буквой, его фонематическими особенностями; актуализировать знания о понятиях «звук», «буква», «схема», «модель»; умения звукового анализа слов, правил чтения, составления модели слов, предложений; развивать умение работать в парах; выполнять самоконтроль, взаимоконтроль и самооценку; воспитание умения работать самостоятельно, дисциплинарных традиций.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Особенности буквы «мягкий знак», его фонематические особенности, роль мягкого знака для обозначения предшествующего согласного звука, звуковой анализ слов, составление модели слова, предложения, чтение слов с буквой «мягкий знак»;
анализ, синтез, сравнение, обобщение материала; использование знаково-символических средств, планирование своих действий для ее разрешения, поиск и выделение необходимой для этого информации, структурирование знания, осознанное построение аргументированных речевых высказываний, цепочки логических рассуждений;
смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), самоопределение, осознание ответственности за общее дело, принимать статус «активного ученика», проявление познавательной инициативы, адекватное понимание причин успеха или неудачи в учебной деятельности;
Решаемые учебные проблемы
Фонематические особенности буквы «мягкий знак», его роль для обозначения предшествующего согласного звука
Основные понятия, изучаемые на уроке
Звук, буква, схема, модель
Вид используемых на уроке средств ИКТ
презентация
Образовательные интернет-ресурсы
-
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП Самоопределение. Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Способствовать созданию эмоционального настроя на урок. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
1. Представление гостей, ребят.(слайд 1)
2.- Какие качества нам нужно взять на урок?
- Ребята, откройте страницу 4и4 в нашем учебнике.
- Кто прочитает это число?
- Кто назовет следующее число, предыдущее число?
- Ребята, кто считает, что он сегодня читает лучше, чем вчера? Поднимите руку.
Деятельность обучающихся
1 Приветствие. (проговаривание хором)
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно ,
Работаем старательно
2.Называют страницу учебника, а затем следующую и предыдущую.
Читают пройденный материал в парах и группами.
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации (слайд 2)
Деятельность учителя
Демонстрация слайда.
- Какое из слов мы можем прочитать, а какое нет?
- Почему?
Деятельность обучающихся
Анализ слов
- Выбор слова для чтения.
- Определение проблемного слова и указание причин, по которым они не могут прочитать это слово.
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя
_ Что нам надо узнать, чтобы научиться читать с этой буквой?
Деятельность обучающихся
Дети формулируют проблему урока
Ответы обучающихся :
- Нам нужно узнать звук;
-Познакомиться с буквой;
-Научиться читать слоги, слова, предложения.
4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя
Давайте скажем, что для этого будем делать. Учитель на доске рисует составленный проект урока (план- лесенку урока)
Деятельность обучающихся
Составляют план реализации этой проблемы
-выполним звуковой анализ слова
-составим схему слова
-прочитаем слова
-прочитаем предложение
-составим модель предложения
5 ЭТАП "Открытие" нового знания.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
1) Прочитайте слово. Задайте друг другу вопросы по этому слову.
2) Давайте узнаем, сколько в слове звуков.
3) Чтение стихотворения.
Ель на ежика похожа.
Еж в иголках, елка тоже.
Какое первое слово в стихотворении? Найдите слово похожее по звучанию.
Что скажите о звучании, в чем разница?
Кто выскажет предположение, а почему в слове - ель- звук-л-мягкий?
(слайд 4)
Демонстрация буквы мягкий знак ь.
-Сколько в слове букв, сколько в слове слогов?
- Сколько согласных, сколько гласных?
- Что это слово обозначает?
Составление схемы слова (работа с раздаточным материалом в парах)
Один ученик работает у доски.
Проверка по эталону.
Ответ: «Ель »
Ребята говорят свои предположения.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Учитель рассказывает стихотворение про мягкий знак.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Хотя не произносится,
Но часто в слово просится.
-Давайте проверим это. (слайд 5)
- Сколько букв в слове ел? (2) А звуков? ( 3)
-Сколько букв в слове ель? ( 3) А звуков? (3)
Какая буква появилась? Принесла ли она звук? Что же скажем о мягком знаке?
Обратимся к лесенке (плану построения урока) Что же мы выяснили?
Смотреть на лесенку (план –построения урока).
1)чтение слов с 45
Расскажите, что нас ждет дальше?
Найдите среди слов лишнее слово. Слайд 6 (мыльный пузырь)
-Что можно спросить про это слово?
Подберите к нему слово- предмет.
2) анализ слова – мыльный 7б, 6зв
Ребята, попытаемся составить схему слова (мыльный)
Что вы скажите о написании и звучании слова?
Почему так?
Где стоит -ь- мягкий знак?
Что он сделал с согласным звуком?
3)игра в слова (слайд 7-9)
Много, один, ласково. (пример)
Дни - день - деньки
Снегири -
Окуни -
Пни –
Какая буква появилась в словах?
Что о ней знаете?
Составьте с одним из слов предложение.
4)Работа с предложениями стр. 45
Работа в парах. Считают буквы и звуки. (сравнивают) Делают вывод, (по схеме)
Мягкий знак – это буква, но не звук. Повторяют стихотворение.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Хотя не произносится,
Но часто в слово просится
Мы узнали букву. Мы узнали, что у мягкого знака нет звука, а согласный звук он делает мягким.
- Мы будем читать слова и предложения.
Ребята читают парами и группами.
-Это слово- мыльный.
-Можно спросить, что это слово обозначает, сколько в нем гласных и согласных, сколько слогов?
Составление схемы.
Работают в группах. (Один ученик у доски)
Проверка с эталоном.
Вывод: в слове букв7, а звуков 6.
Повторное проговаривание стихотворения.
Ответы ребят.
Снегири- снегирь - снегирьки
Окуни - окунь - окуньки
Пни – пень- пеньки
В словах появился мягкий знак.
Чтение предложения, составление модели
Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что , потому что во-первых, во вторых».
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Подведем итог нашей работы. Продолжите фразу.
Я узнал
Я научился...
Я умею
Деятельность обучающихся
Ответы ребят.
8 ЭТАП Домашнее задание. Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. (отсутствует)
15