Методические рекомендации по проведению родительского собрания и конспект родительского собрания на тему Агрессивные дети.


Методические рекомендации по проведению родительского собрания на тему «Агрессивные дети».
Рекомендации по проведению родительского собрания:
1Собрание должно состоять из практической и теоретической части, можно использовать результаты анкетирования родителей и учеников по тематике собрания.
2. На собрании родители не должны чувствовать себя в роли «учеников» которых поучают.
3.Главная задача родительского собрания- просвещение родителей.
4. На собрании недопустимо обсуждать личность ученика, родителей.
5. При выборе темы собрания, необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также пожелания родителей.
6.Эмоциональный настрой собрания задает педагог.
7.Педагог должен быть готов ответить на самые неожиданные вопросы родителей.
8.В ходе собрания родители: высказывают свою точку зрения, делятся опытом в вопросах воспитания при поддержке педагога.
Тема: «Агрессивные дети».
Задачи собрания:
1.Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения педагога и результаты анкетирования родителей и детей.
2.Помочь родителям понять причины детской агрессии и найти способы их преодоления.
Вопросы родительского собрания:
1.Что такое агрессия? Причины детской агрессии.
2.Влияние родителей на ребенка.
3.Правила преодоления детской агрессивности.
Предварительная работа:
Родители заранее отвечают на вопросы анкеты.
Анкета для родителей:
1.Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2.В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3.Против кого он проявляет агрессию?
Ход собрания:
-Уважаемые родители, тема собрания «Агрессивные дети». Вы отвечали на вопросы анкеты. Познакомимся с результатами:
На первый вопрос положительно ответили………%
При ответе на второй вопрос указали следующие ситуации………
Чаще всего проявляется агрессия против………………
По результатам анкетирования видно, что почти каждый из вас столкнулся с детской агрессией, а значит тема собрания актуальная и нам есть о чем сегодня поговорить.
Итак, что значит «агрессия»? Как бы вы дали определение такому понятию? (выслушиваются ответы родителей).
«Агрессия» - означает «нападение».
Агрессивное поведение- поведение, которое противоречит правилам и нормам поведения человека в обществе.
Причины появления агрессии у детей могут быть самые разные. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
Если общение грудного ребенка с матерью сводят к минимуму у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.
И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
-Вопрос родителям, что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка? (выслушиваются ответы родителей).
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка.
Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково встречаются и у слишком мягких родителей, и у слишком строгих.
Наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, как оказалось не устраняют это качество, а наоборот, взращивают его, развивая в ребенке еще большую агрессивность, которая будет проявляться и в зрелые годы.
Если не обращать внимания на агрессивное поведение ребенка, то скоро он начинает считать его нормой, и тогда появляется привычка действовать агрессивно.
Почти в каждом коллективе встречается ребенок с агрессивным поведением. Агрессия –это прежде всего внутренний дискомфорт, неумение реагировать на происходящие вокруг события. Ребенок чувствует себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения к себе внимания, таким образом он борется за выживание в этом, как он считает, жестоком мире.
Такие дети чаще всего не могут и не умеют оценивать свое поведение, часто перекладывают свою вину на других.
При подготовке к собранию среди учеников класса был проведен опрос, с целью выяснения, как они понимают агрессивность.
Анкета «Понимание агрессивности младшими школьниками».
1.Каких людей ты считаешь агрессивными?
(возможны следующие варианты ответов: папа, мама (потому что они ругаются, бьют),
Охотники, бандиты (потому что убивают)
2.Как бы ты поступил если бы встретил агрессивного ребенка?
(возможные варианты ответов: ударил в ответ, обозвал, толкнул, пнул;
Пройду мимо, убегу, позову на помощь).
3.Считаешь ли ты себя агрессивным?
Да………..%
Нет………%
Ответы агрессивных детей сразу выделяются, так как у них чаще защитная реакция, они не могут посмотреть на себя со стороны, адекватно оценить свое поведение, при этом никогда не признают своего агрессивного поведения.
Судить о ребенке только по одному поступку мы не можем,
для этого разработаны
критерии определения агрессивности:
1.Ребенок теряет контроль над собой.
2.Часто спорит, ругается со взрослыми.
3.Часто отказывается выполнять правила.
4.Часто специально раздражает людей.
5.Винит других в своих ошибках.
6.Часто завистлив, мстителен.
Предположить, что ребенок агрессивен возможно, если в поведении ребенка проявляется хотя бы половина пунктов.
Как помочь агрессивному ребенку?
1.Научит выражать свой гнев. Невыраженный гнев может стать причиной серьезных заболеваний: артрит, псориаз, язва желудка, гипертония. Но это не значит, что можно драться и кусаться.
Можно поиграть в игру «Обзывалки».
Цель: помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме. Заранее договориться какими обзывалками можно пользоваться: овощи, фрукты, грибы(«ты-морковка). Но в заключение сказать что-нибудь приятное «Ты-солнышко». Можно использовать русские народные дразнилки (привести примеры некоторых из них).
Часто агрессивный ребенок сначала пускает в ход кулаки, а потом придумывает обидные слова.
Тогда можно научить ребенка менять вид деятельности: пинать подушку, газеты, которые можно рвать. Эти предметы помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение.
Если ребенок обижен, сердит, расстроен, если назревает конфликт, в таком случае возможно провести тренинг «Камушек в ботинке».
«Случалось ли, что вам в обувь попадал камушек? Опишите свои ощущения (больно, неудобно). А если наутро вы опять ощутите вчерашнюю боль- какие чувства вы испытаете? (обида, злость).
Проблемы воспринимаем как тот камушек, и если их вовремя не решить- проблемы будут немалые.
Поэтому всем -и взрослым, и детям- полезно говорить о своих проблемах. Учите детей говорить о том, что их тревожит, не дает покоя, почему он обижен, сердит, почему плачет.
Следующая технология-«Я-сообщение»
Вы не обвиняете, не угрожаете ребенку, а говорите о своих ощущениях, о себе. Например: я очень переживаю когда ты кричишь, я расстроен.
Подводя итоги нашего собрания, хотелось бы отметить самых активных родителей, поделившихся своим опытом воспитания. Хочется сказать спасибо всем родителям, кто сегодня пришел.
И хочу пожелать не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, а задать себе вопрос «Интересно, что с ним сейчас происходит?».