Проект Игра — дело серьёзное!
-1127636-696339Государственное учреждение образования
«Средняя школа №4 г. Новополоцка»
Проект «Игра – дело серьёзное!»: сборник методических материалов / сост. Ю.А. Шарковская, - Новополоцк: ГУО “СШ №4 г.Новополоцка”,-. с22.
Как построить работу с детьми интересно и творчески? Как вовлечь в активную жизнь пионерской дружины всех и каждого? С этой целью был разработан проект «Игра дело серьезное!», предоставленный в данном сборнике.
Адресуется педагогам-организаторам, педагогам, работающим с детскими общественными организациями, лидерам пионерского движения.
Материалы подготовила:
Ю.А.Шарковская
педагог-организатор,
первая квалификационная категория,
211440, г.Новополоцк, ул. Молодежная 130,
e-mail: shkola-4@inbox.ruКампьютерный набор: Ю.А. Шарковская
Компьютерная верстка: Ю.А. Шарковская
Содержание
Пояснительная записка…..………………………………………………………………………………….4
Информационная карта проекта………………………………………………………… ……………7
План осуществления проекта……………………………………………………………………………9
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………………10
План мероприятий по реализации проекта…………………………………………………….11
Приложение №1………………………………………………………………………………………….……14
Приложение №2……………………………………………………………………………………………….19
Приложение №3……………………………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы………………………………………………………………….22
Пояснительная записка
«Игра – это огромное, светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
1367790120650
В педагогической энциклопедии мы читаем: «Игра – один из видов деятельности человека…исторически возникший вид деятельности людей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними…одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания»
Игра занимает важное место в педагогической деятельности. Именно в игре, в учении, в творческой деятельности человека нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать. Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через неё ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Играть любят все. Эта неоспоримая истина проверена годами и веками, и самые большие умы человечества преклонялись перед Её Величеством Игрой. Альберт Эйнштейн поговаривал, что ядерная физика ничто по сравнению с детской игрой.
Игра позволяет решать различные образовательные и воспитательные задачи:
помогает приобрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
обеспечивает настрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработки привычки к постоянному самосовершенствованию;
включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной и эстетической. Игра должна иметь познавательное значение, создавать условия для совместного творчества её участников, обеспечивать мыслительную деятельность, как взрослых, так и детей, содействовать сплочению детских объединений и коллективов.
Деятельность пионеров не только по своему характеру, но и по содержанию близка к жизни ребят в свободное от уроков время. Они не только выполняют поручения, но также вместе играют, занимаются спортом, организуют прогулки, увлекаются другими делами, вызывающими общий интерес.
Современная пионерская организация дает много возможностей для воспитания, развития и образования. Жизнедеятельность ее строится исходя из модели активной личности, в основу которой закладываются ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Пионеры включены в разнообразную общественную деятельность.
Учитывая, что возраст детей в пионерской дружине от 7 до 15 лет, то основной формой работы с пионерами для активизации их деятельности, привлечения их внимания и формирования заинтересованности детей к деятельности пионерской организации и взаимодействия с обществом будет являться – игровой вид деятельности.
Особое место в работе с детьми всегда занимала игра. Игра – это свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается и изучается окружающий мир, открывается простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения, саморазвития.
Игра – главная сфера общения детей. В ней решаются проблемы межличностных отношений, партнерства, дружбы, товарищества; игра – это сильнейшее средство социализации. Направить энергию детей в нужное русло - задача каждого педагога. Дети любят игры и конкурсы и с охотой откликнуться на инициативу взрослых.
«Игра-дело серьезное!», - именно так и называется проект, который был создан в пионерской дружине «Юность». Даже в самой незамысловатой игровой схеме находит своё отражение накопленный детьми жизненный опыт. В процессе игры подвергаются проверке, переосмысливаются и закрепляются многие первичные представления детей об окружающем мире. Вместе с тем приобретаются полезные, в том числе и трудовые, навыки, развиваются организаторские способности. Так незаметно для него самого игра подводит ребенка к истокам созидательного труда. «Хорошая игра похожа на хорошую работу, - говорил А.С. Макаренко,- плохая игра похожа на плохую работу»
Все игры можно разделить на интеллектуальные, деловые, спортивные. Есть игры жанровые, ролевые, видовое, формальные и неформальные. Тематическая направленность игры, её сюжетное обрамление, часто отображающее ту или иную важную в жизни страны проблему современности, воспитывают у детей и подростков чувства патриотической гордости, коллективизма, гражданственности.
Для эффективной реализации проекта «Игра – дело серьезное!» необходимо, в первую очередь, разграничить деятельность:
организационная деятельность: работа инициативной и творческой группы, проведение собраний;
содержательная «внутренняя» деятельность: направлена на реализацию интересов участников проекта, это игры, которые должны быть максимально разнообразными: по виду деятельности (интеллектуальные, спортивные, трудовые, творческие); по содержанию (соревновательные, познавательные, сюжетно-ролевые);
содержательная «внешняя» деятельность: направлена на взаимодействие участников проекта с внешней средой (родители, администрация, педагогический коллектив, другие общественные организации).
Всё, что входит в проект, направлено на всестороннее развитие членов пионерской организации, формирует у детей положительные эмоции, способствует формированию художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, несет копилку знаний, умение, навыки. Так же способствует формированию положительного имиджа к пионерской организации.
1586230276860
1539240-129540
Информационная карта проекта
Цель:
создание условий для использования потенциала игры, как развития коллективных и групповых отношений, утверждения социально приемлемых норм для сплочения детского коллектива, реализация интересов и потребностей детей.
Задачи:
способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей школьников, выявление творчески одаренных детей;
сотрудничество с другими детскими объединениями
пропаганда пионерской организации с целью формирования её резерва;
развитие интеллектуальных способностей;
создание и формирование положительного имиджа пионерской организации;
сотрудничество с другими детскими объединениями.
Направления проекта деятельности
Проект включает 5 направлений:
«Я пионер своей страны»
«Страна здоровья»
«Земля моя родная»
«Возьмемся за руки, друзья»
«На игровой планете»
Пионеры, какого возраста могут осуществлять проект?
Пионеры 7-15 лет
1366805227637
1540225-121001
Какие организации и учреждения могут помочь в осуществлении проекта?
Учреждения образования
Городской отдел образования
ГУДО «ДДМ»
Городской комитет ОО «БРСМ»
Редакция газеты «Новополоцк Сегодня»
Место, где может реализовываться проект?
ГУО «СШ №4»
Какую пользу проект принесет себе и людям?
Воспитание саморазвития и самопознания у учащихся
Формирование социально активной личности
Повышение имиджа пионерской организации
Формирование активного творческого досуга учащихся
Сохранение традиций пионерской организации
16821152540
1614340-247124
План осуществления проекта.
Подготовительный этап:
определить направление по проекту;
провести общее собрание, на котором строится план работы;
связаться с общественными организациями, учреждениями по оказанию помощи в реализации проекта.
Реализация проекта
На этом этапе осуществляются:
Операции
Операция «Игра – дело серьезное!»
Операция «Делу - время, потехе – час»
Операция «Пионерский сюрприз малышам»
Операция «Наш любимый школьный двор»
Операция «Мы выступаем ЗА!»
Акции
Акция «Добрые дела»
Акция «Дружные ребята»
Акция «Протяни руку»
Акция «Мы против…»
Акция «За чистоту»
Заключительный этап:
проведение итогового сбора дружины по итогам работы;
коллективное обсуждение и оценка сделанного;
награждение «Лучшие из лучших»;
анкетирование «Что я совершил за это время»;
турпоход «Вместе весело шагать».
Сроки реализации проекта: с февраля до июня
1366805-121001
Ожидаемые результаты:
Создание дружного, сплоченного коллектива;
Формирование социально активной личности, ориентированной на лидерскую позицию, общечеловеческие ценности, общественно-полезную деятельность;
Воспитание любви и уважения к Родине, большой и малой, к природе, к человеку, к самому себе;
Создание положительного имиджа для пионерской дружины «Юность»;
Увеличение количества членов дружины;
Установить взаимодействие, дружбу с пионерскими дружинами других школ, с другими общественными организациями, ЦВР и т.д.;
Стать постоянными корреспондентами прессы города;
Взаимодействие с родителями и педагогами школы, с младшими школьниками.
153987516510
План мероприятий по реализации проекта
№
п/п Направления деятельности. Мероприятия Сроки реализации Ответственные
1. «Я пионер своей страны»
Познавательная игра
«В сердце моём мой город»
Февраль Педагог-организатор, сектор «Затейники»
2. «Я пионер своей страны»
Героико-патриотическая игра «Вперед, мальчишки»
Февраль Учителя физкультуры, командиры отрядов
3. «Я пионер своей страны»
Деловая игра
«Пионер всегда впереди» Февраль Педагог-организатор, сектор
4. «Я пионер своей страны»
Игра-путешествие
«Беларусь моя синеокая»
Февраль Педагог-организатор, сектор
«Вожатые октябрят»
5. «Я пионер своей страны»
Акция
«Добрые дела» Февраль Сектор «Забота»
6. «Я пионер своей страны»
Операция
«Игра – дело серьёзное!» Февраль Педагог-организатор
7. «Страна здоровья»
Игра-викторина
«Слабое звено»
Март Сектор
«Вожатые октябрят»
8. «Страна здоровья»
Ролевая игра
«Суд над человеком» Март Педагог-организатор,
командиры отрядов
9. «Страна здоровья»
Турнир знатоков
«Здоровье –это здорово!» Март Педагог-организатор
10. «Страна здоровья»
Операция
«Мы выступаем за!» Март Сектор «Забота»
11. «Страна здоровья»
Акция
«Мы выступаем против!» Март Классные руководители
12. «Земля моя родная »Пресс-конференция
«Растения и здоровье» Апрель Педагог-организатор
13. «Земля моя родная »Познавательная игра
«Счастливый случай» Апрель Педагог-организатор, сектор «Затейники»
14. «Земля моя родная »Развлекательно-познавательная игра
«Эти забавные животные» Апрель Педагог-организатор, классные руководители
15. «Земля моя родная »Операция
«Наш любимый
школьный двор» Апрель Классные руководители, командиры отрядов
16. «Земля моя родная »Акция «За чистоту!»
Апрель Сектор «Забота», командиры отрядов
17. «Возьмемся за руки, друзья»
Игра-конкурс
«Пионерская мозаика»
Май Классные руководители, сектор «Затейники»
18. «Возьмемся за руки, друзья»
Игра-путешествие
«В страну Октябрёшек»
Май Педагог-организатор,
Сектор
«Вожатые октябрят»
19. «Возьмемся за руки, друзья»
Брейн-ринг
«Пионеринка»
Май Педагог-организатор, командиры отрядов
20. «Возьмемся за руки, друзья»
Операция
«Пионерский сюрприз малышам» Май Сектор
«Вожатые октябрят»
21. «Возьмемся за руки, друзья»
Акция
«Протяни руку»
Май Педагог-организатор, сектор «Забота»
22. «На игровой планете»
КВН
«Друг в беде не бросит»
Июнь Педагог-организатор, вожатые отрядов
23. «На игровой планете»
Игровая программа
«Город друзей»
Июнь Педагог-организатор, сектор «Затейники»
24. «На игровой планете»
Турпоход с игровой программой «Вместе весело шагать»
Июнь Вожатые и воспитатели отрядов
25. «На игровой планете»
Акция
«Дружные ребята»
Июнь Педагог-организатор, командиры отрядов
26. «На игровой планете»
Операция
«Делу - время, потехе - час!»
Июнь Сектор «Забота», командиры отрядов
1614340103001
Приложение №1
Игра – конкурс
«Пионерская мозаика»
Цели и задачи: содействовать сплочению коллектива играющих, прививать членам ОО «БРПО» любовь к своему Отечеству, маленькой своей Родине, возрождать пионерские традиции, прививать детям навыки поведения в нестандартных, новых ситуациях.
Станция 1. «Пионерская»
Игра «Правила жизни пионеров»: Необходимо собрать все потерявшиеся слова: правила хозяина, правила чести, правила дружбы, правила заботы, правила слова.
(Высший бал — 5 баллов за правильность ответа)
Викторина:
Как вы считаете, что для пионера самое важное: а) быть полезным всем, кому нужна помощь; б) интересно провести время; в) быть всегда первым? (2 балла);
- Кто такие октябрята? (1 балл);
- Как осуществляется приём в пионеры? (1 балл);
- Назовите программы деятельности ОО «БРПО» (1 балл);
_ Когда ОО «БРПО» празднует свой День рождения? (1 балл);
- При каких условиях дружина делится на отряды? (1 балл);
- Сколько лет пионерской организации Беларуси? (1 балл).
Станция 2. «Я и мой город»
История Новополоцка начинается с:
Июня 1958 года
Июля 1959
Августа 1958
Кого народ назвал «придвинским Колумбом»:
Местных жителей с ближних деревень
Первый отряд строителей
Строителей моста через Западную Двину
Назовите первые улицы Новополоцка:
Молодёжная
1,2 Линия
Я.КолосаНазовите самую известную фамилию строителя:
Новожилов
Комаров
Блохин
Как называлась первая Новополоцкая газета:
«Химик»
«Новая Газета»
«Знамя новостройки»
Когда был установлен памятник «Первая палатка»:
1964
1965
1975
Что стало первой продукцией «Полимира»:
Полиэтилен
Нитрон
Белковый концентрат
Какой из ансамблей был создан в Новополоцке:
«Дударик»
«Комарики»
«Беседа»
Как называется народный цирк Новополоцка:
«Юность»
Детство»
«Отрочество»
За каждый правильный ответ — 2 балла. На этой станции готовится игровое поле, квадраты все закрыты. Очерёдность вопросов определяется методом открытия квадратов.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Станция 3. «Песенная»
Продолжить слова песни по предложенному началу куплета.
Исполнить песню «Алые паруса» в любом жанре (веселая, грустная, современная), вытянув карточку с названием жанра.
Станция 4. «Сильные, ловкие, смелые»
Вопрос 1. Как называется программа деятельности ОО «БРПО», способствующая становлению физически здоровой личности?(СПАРТа) (1балл)
Творческое задание «Прыжки»
Прыгаем в течение 1 минуты. (Если 1 участник сдела ет 50 и более прыжков за одну минуту, команда получает 5 баллов, 30-49 - 4 балла, до 30 - 3 балла)
Конкурс «Прыжки в длину с места»
3 человека из команды прыгают один за одним, если допрыгнули до отмеченной линии, то получают 5 баллов, если близко — 4 балла, если не допрыгнули - 0 баллов.
Конкурс ловких «Корзина»
5 бросков мяча в корзину (за одно попадание — 1 очко)
Станция 5. «Игра — дело серьёзное»
Конкурс «Игра — дело серьёзное»
Необходимо продемонстрировать способности массовика-затейника, предложив сыграть игрокам-соперникам.
Критерии оценки:
— умение объяснить игру,
— умение увлечь игрой,
— подведение итогов игры. Высший балл — 5.
«Дерево мудрости»
Этот метод позволит педагогу-организатору изучать склонности детей, учитывать психологические особенности, проводить время с пользой для всех, самокритично относиться к проделанной работе.
Зелёный (узнал много нового).
Желтый (узнал немного).
Коричневый (ничего нового не узнал).
Маршрутный лист пионерского отряда
-83623249511
3920490125095
195008569215
Станция «Пионерская» -
Станция «Я – мой город» -
Станция «Песенная» -
Станция «Сильные, ловкие, смелые» -
Станция «Отгадай-ка» -
Станция «Игра – дело серьёзное» -
1655313367009
:
-684350412873Дерево мудрости
Приложение №2
Деловая игра «Пионер всегда впереди!»
Играющие разбиваются на микроколлективы(по6-9 человек). В течение игры участникам предлагается выполнить ряд заданий.
Цель и задачи: выявить определенные способности ребёнка, его логическое мышление, общительность, актерские данные.
Команды за каждое задание получают по цветному жетону.
Красный – той команде, которая первая справилась с заданием
Зелёный – всем остальным участникам.
У какой команды больше жетонов красных те и являются лидерами.
Ход игры
За 30 секунд придумать название своей команде
Соответственно названию команды вспомнить или сочинить куплет песни (2 минуты на подготовку)
Придумать девиз (2 минуты на подготовку)
Сложить разрезанные детали геометрической фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.)
Конкурс «Буриме» Сочинить по готовой рифме стишок. (ребята – октябрята - пришли –нашли, игра –детвора –пионер -много дел, красный –классный –веселее –быстрее и т.д.)
Написать рассказ котором все слова начинаются на одну из групп букв (С, К,О,Л,А)
Составить кроссворд из 5-ти слов на пионерскую тематику
Тестирование и подведение итогов игры:
1. Что означает слово «пионер»?
А) находчивый
Б) первооткрыватель
В) великий
2. День рождения БРПО?
А) 17 января
Б) 19 мая
В) 13 сентября
3. Как звучит девиз БРПО и ответ на него?
4. Документ, в котором отражены законы пионерской жизни:
А) Конституция БРПО
Б) Устав БРПО
В) Закон БРПО
5. Кем принимаются решения в БРПО:
А) сбор актива
Б) сбор учителей
В) сбор дружины
6. Клятва, которая дается подростком, вступающим в пионерскую организацию:
А) обещание
Б) честное слово
В) обет
7. Нравится ли вам актив, органы самоуправления нашей пионерской дружины? Если нет, то, кого бы вы хотели видеть?
8. Каких мероприятий, сборов, конкурсов вам хотелось бы больше проводить в нашей дружине?
9. Какую помощь вы хотели бы оказать, как пионеры? Кем бы вы хотели бы быть в пионерской дружине?
1327274312420
Приложение №3
«Игра - дело серьезное!»
-2393072169513228975752475
-349666188902
3150235117475
-3498857620
3145835173552
Список литературы
«Пионерия – заветная страна». Минск «Красико-Принт». 2006г.
«Гражданином быть обязан» С.Н.Захарова. Минск . 2003г.
«Возьмёмся за руки, друзья!””. Минск. “Красики-принт”.2009г.
«Внеклассные мероприятия в игровой форме”. Москва. “Глобус”2007г.
«Игротека педагога». Минск. «Красико-принт».2007г.
876898184690
-1075055-720090