Технологическая карта урока Ориентирование по плану и на местности (6 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
по географии в 6 классе
Составила:
Пронина Наталья Алексеевна – учитель географии МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет:
География Учебник:
География. Землеведение. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др. ; под ред. О.А. Климановой. – 4-е изд., стереотип. – М. – Дрофа, 2009. – 238, [2] с. : ил., карт. ISBN 978-5-358-06695-3. Класс:
6 (ФГОС) Линия УМК по географии под ред. О. А. Климановой, А. И. Алексеева для 6-9 классов. Издательство «Дрофа». ФГОС
Тема урока Ориентирование по плану и на местности
Цель урока Сформировать у обучающихся умение ориентироваться по плану и на местности
Планируемые образовательные результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
- дадут определение «ориентирование», «стороны горизонта»
- научатся ориентироваться по плану и на местности.
- смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);
- действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу).
Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Решаемые учебные проблемы Как ориентироваться на местности и на плане?
Основные понятия, изучаемые на уроке Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Презентация по теме «Ориентирование на местности»
Образовательные интернет-ресурсы http://files.school-collection.edu.ru
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1 ЭТАП: Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема.
Мы должны сегодня успеть почитать сказку, проверить свою внимательность и, конечно, рассмотреть новую тему. И что бы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.
Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.
Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо…
-А в степи?
Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.
На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности.
2 ЭТАП: Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя Деятельность обучающихся А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес («светлый лес, тёмный лес»)…… и заблудились. Ваши ассоциации... (демонстрация Слайда - фотография леса)
- что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться?
- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Предлагают пути выхода их ситуации.
3 ЭТАП: ЦелеполаганиеДеятельность учителя
- Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ?
Попробуйте сами назвать тему урока.
Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование по плану и на местности».
Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Задача сегодняшнего урока
- научиться определять стороны горизонта и направления на плане и на местности. Деятельность обучающихсяПроявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.
Осознание цели предстоящей деятельности.
Записывают тему урока.
4 ЭТАП: Изучение нового материала
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя
Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Что для этого нужно знать ?
Знакомит со сторонами горизонта.
Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?
основных – 4,
промежуточных – 4
С-в, ю-в, с-з, ю-з.
Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:
• по магнитному компасу;
• по небесным светилам;
• по признакам некоторых местных предметов.
Определение сторон горизонта по компасу,
С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.
Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.
Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.
- учитель рассказывает устройство компаса.
- работа с инструкцией по работе с компасом
Деятельность обучающихся
Называют стороны горизонта, изображают их в тетради:
С - Ю - З - В -
Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению.
Определяют положение на С в классе.
5 ЭТАП: Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )- Покажите направления на плане местности.
Как оно обычно показано?
В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
Определите, как изменяется направление реки Соть.
Проблема- С или С-В?
--- Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут?
Открываем учебники на стр. 15, и прочитаем определение азимута.
Так что такое АЗИМУТ?
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.
А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.
90о, 180о, 270о, 360о
А как нужно ориентироваться на местности?
А ночью?
- по звёздам.
Деятельность обучающихся Находят на плане – объекты на С, Ю, З. В.
Показывают на доске.
Работают с заданиями на определение направлений на плане.
Работают с текстом.
Работают с транспортиром , определяют азимут на плане.
Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.
Работают с иллюстрациями учебника.
6 ЭТАП: Закрепление
Деятельность учителя
Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.
Вы – пилоты. Из аэропорта Иркутска отправляются рейсы: Иркутск –Владивосток, Иркутск – Москва, Иркутск – Лондон, Иркутск – Дели.
Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса? Деятельность обучающихся
Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта.
6. ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Вопросы на повторение.
Как можно ориентироваться на местности?
Для чего это нужно знать?
Нужно ли это знать и почему?
Что вы не знали до начала урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Учитель выделяет отдельных учеников, выставляет им оценки, с комментированием.
Спрашивает мнение учащихся о справедливости оценки. Деятельность обучающихся
Вспоминают основные понятия и умения.
8 ЭТАП: Домашнее задание
Даётся домашнее задание: § 8, вопросы 1-3 устно. Поясняется, в чём состоит его суть.