Методическая разработка выступления на заседании областного методического объединения преподавателей иностранного языка «Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка (из опыта работы)»


СЛАЙД 1
Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного (английского) языка (из опыта работы)

СЛАЙД 2
2764790113030000Ни для кого не секрет, что сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
СЛАЙД 3
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Это вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведёт к ослаблению интереса к изучению иностранного языка.

СЛАЙД 4
2557780186436000 Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому грамматику изучаемого языка, ее правила и сам материал можно и нужно упрощать, используя родной язык, а также интерактивные формы работ, средства ИКТ и наглядности для повышения интереса обучающихся к нашему предмету, и, соответственно, эффективности обучения грамматике английского языка.
Но очень часто в школах и колледжах преподавание грамматики ограничивается сухим заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивность учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным и познавательным, чем, например, обучение лексике.
-25146037147500СЛАЙД 5
Хотелось бы отметить, что в 2011-2012 году я проходила стажировку в Канаде. Мне посчастливилось пройти курсы повышения квалификации по преподаванию английского языка, где 90% участников – были обычные канадцы, носители языка, не имеющие педагогического образования, но желающие поехать в другую страну и обучать там студентов как носители английского языка. Наша задача была подготовить и провести занятие для учеников, подготовив лексический и грамматический материал. Для меня стало настоящим открытием, что носители языка, правильно выполняя все задания по грамматике и практически не делая ошибок, не знают самих грамматических правил, названия грамматических явлений. Очень многие подходили ко мне и просили объяснить само грамматическое явление (например окончание –s у существительных в 3 лице единственного числа ). Этот опыт помог мне понять, что задача преподавателя– сконцентрироваться не только на том, чтобы студент правило понял и выучил правило, но чтобы он смог узнать ситуацию, в которой следует применить то или иное грамматическое правило. Чтобы он пользовался грамматикой, не думая о грамматике!
СЛАЙД 6
157734068516500Этого достичь очень сложно, и многое в этом процессе зависит от правильного выбора эффективных мер, способов и приёмов работы преподавателя. Также я считаю, что результат от работы будет, если преподаватель и обучающийся работают в тесном сотрудничестве.
СЛАЙД 7
Исходя из своего небольшого опыта работы, я выделила для себя несколько основных принципов повышения эффективности обучения грамматике английского языка, о которых мне бы хотелось рассказать. Прошу не судить строго, а по окончании моего выступления дополнить мои идеи, опираясь на свой опыт работы.
205359030289500мотивация, интерес студентов
(Для этого я использую на своих уроках реальные ситуации общения, а также разнообразные игры).
Чтобы заинтересовать студентов на своих уроках я пытаюсь создать такую речевую ситуацию, чтобы без применения изучаемого грамматического материала студент не смог бы добиться конечного результата (Например, рассказ о том, что ты делал на выходных при изучении The Past Simple Tense или составление диалога о том, какими будут мобильные и портативные устройства в будущем при изучении The Future Simple Tense)Оптимальный обучающий и воспитательный эффект, на мой взгляд, достигается только тогда, когда учащиеся убеждены в применимости получаемых знаний в практической жизни, когда изучаемый материал связан с реальными речевыми ситуациями. Поэтому и грамматические упражнения должны в большей степени исходить из жизненных ситуаций, чем из данного на уроке правила: их задача - показать, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, а затем путем повторения условий акта речи заставить учащегося воспроизводить его.
Мной часто используются учебные настольные игры при обучении грамматике. При помощи игры-головоломки организовывается многократное воспроизведение грамматического явления. Материалом головоломки служат сюжетные картинки. Игра проводится в парах или группах по два-три-четыре человека. Задача каждого учащегося, не видя карточек других участников игры, выяснить с помощью вопросов, что происходит с героем, как он выглядит, где находится, и на основании собранной информации описать в деталях то, что изображено на карточке партнера. Выигрывает тот учащийся, который составит самый большой по объему и точный по содержанию рассказ. Таким образом, происходит тренировка грамматических структур, а также грамматического навыка.
Также я применяю использование ситуативных картинок на уроках английского языка. Например, студентам предлагается рассмотреть 2 картинки. На первый взгляд, обе картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Важно, что в такой ситуации учащиеся говорят и слушают друг друга не потому, что обязаны делать это, им интересно решать подобные речевые задачи, используя запас имеющихся знаний и навыков. Картинки могут быть использованы в учебном процессе при работе с упражнениями на закрепление определенных грамматических структур и тренировку в их употреблении. Это обороты с глаголом to be (There is/ are); структуры в Present Simple Tense (I see/ Do not see) и многие другие. Работа с картинками стимулирует ребят не только для говорения, но и для лучшего усвоения грамматических структур.
СЛАЙД 8
Я предлагаю вам сейчас сыграть в игру, которая очень нравится моим студентам.
Итак, сначала я ребятам напоминаю грамматическое правило some/any (в утверждении – some. + вежливая просьба или предложение тоже some, в отрицании и вопросе – any)
571543624500Мы делимся на группы по 3-4 человека. Мы поделимся с вами на пары.
РАЗДАЮ МАТЕРИАЛЫ.
Далее объясняю игровую ситуацию: вы с друзьями собираетесь в путешествие, у вас есть чемодан и список предметов, которые вам нужно взять с собой. Один из представителей вашей пары зачитывает слова по списку и один представитель из пары говорит: We need some… (suncream). Have we got any… (suncream)? Если такой предмет есть среди картинок в вашей паре, то вы отвечаете Yes, we have some (suncream) и кладете его в чемодан, а в списке отмечаете галочкой или обводите а кружок. Если такого предмета нет, вы говорите No, we haven’t got any… (suncream) и подчёркиваете в списке недостающий предмет. Повторные картинки вы откладываете рядом с собой. Как только все картинки закончатся, представитель команды идет в другую команду и спрашивает, у кого есть недостающий предмет. Диалог: We haven’t got any… (suncream). We need to get some. Have you got any … (suncream)? Yes, we have some/No we haven’t any. Картинками не меняемся, а просто отдаем, если у вас есть лишние. -156210184213500Побеждает та команда, кто соберёт свой чемодан первой.
Очень много информации, а также раздаточный материал можно найти в книге Jill Hadfield Elementary Grammar games, Logman, 2001. Также есть издания данной компании по грамматическим и лексическим играм всех уровней владения иностранным языком.
СЛАЙД 9
201295012382500дифференцированный и индивидуальный подход (учет типа усвоение материала – кинестетики, аудиалы, визуалы; левое (логика), правое (эмоциональная сфера) полушарие мозга)
упрощение материала для понимания (дробление материала на части, объяснение простым и доступным языком) сначала – про исчисляемые/ неисчисляемые, потом про количественные местоимения much, many, few, little.обращение к грамматике родного языка (степени сравнения)
СЛАЙД 10
23107656794500индуктивный метод наряду с дедуктивным
Дедуктивный подход начинается с презентации правила, затем следует пример применения этого правила на практике.
Пример дедуктивного подхода - вы прибываете в новую страну, вам объясняют правила местного поведения, и вы им следуете.
Преимущества дедуктивного метода:
• Этот подход идет прямо к цели и экономит время;
• В подходе уважают интеллект и возраст многих обучающихся и признается роль познавательного процесса в приобретении языка;
• Подход подтверждает много ожиданий обучающихся, особенно тех, кто имеет аналитический склад ума;
• Требуется меньше усилий как со стороны учителя, так и со стороны обучающегося;
• Обучающиеся, менее вероятно, будут подвергнуты критическим замечаниям со стороны учителя или со стороны других учащихся, и поэтому некоторые учащиеся могут чувствовать себя в безопасности с этим подходом.
Индуктивный подход начинается с примеров, из которых учащиеся сами выводят правило.
Пример индуктивного метода - вы прибываете в новую страну и видите местные правила поведения, с чего делаете вывод об этих правилах поведения.
Выделяются следующие преимущества индуктивного подхода:
• обучающиеся вырабатывают правила сами, а значит, более вероятно то, что это будет соответствовать их потребностям, чем правила, которые были им представлены. Это делает правило более значимым, запоминающимся и употребительным;
• Умственное усилие гарантирует большую степень познавательной глубины, которая, в свою очередь гарантирует большую запоминаемость;
• Обучающиеся более вовлечены в процесс обучения, нежели когда они остаются пассивными реципиентами информации: обучающиеся будут, вероятно, более внимательными и более мотивированными;
• Если решение проблемы принято совместно и на изучаемом языке, студенты получают возможность для дополнительной языковой практики;
• Продуцирование мыслей готовит обучающихся к большей уверенности и автономности.
СЛАЙД 11
чередование видов деятельности (устно, письменно, индивидуально, в парах, в микро группах)
личное участие обучающихся (составление презентаций, проектов). Ощущение сопричастности. Чем больше учитель говорит, тем меньше говорят обучающиеся сами. Сами пишут конспект (на доске – схема, перед глазами – теория в учебнике). Объясняя грамматический материал на примере собственных презентаций- сами учатся!
повторение, возврат к изученной теме через несколько занятий. Блиц-опрос через несколько занятий, грамматические упражнения на закрепление пройденной ранее темы
220599016764000СЛАЙД 12
наглядность (видео, демонстрационный материал, лингафонное оборудование).
СЛАЙД 13
Пример видео
СЛАЙД 14
Литература
Григоренко В.А. Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка. , Вестник ВолГУ, серия 9 выпуск 10, 2010 г.
Гвоздёва А.В., Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. –“Иностранные языки в школе”, Москва, 2000г.
Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка. ИЯШ. М.: Просвещение, 2006 г
Jill Hadfield Elementary Grammar games, Logman, 2001
Интернет-ресурсы
www.methodology.ruhttp://englishanyone.com/http://anglolink.com СЛАЙД 15
Спасибо за внимание