Урок по географии для 6 класса «Ориентирование на местности»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Б.Н.Куликова» г.Семикаракорска Ростовской области
_________________________________
Конкурс «Лучший учебно-методический комплекс урока с использованием информационных технологий»
1968512065
Урок географии в 6 классе по теме:
"Ориентирование на местности"
Учитель:
Маркина Е.В., учитель географии
34963106344285

г.Семикаракорск, 2014
Урок географии по теме:
"Ориентирование на местности"
Цели урока:
Обучающие:
создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.
Развивающие:
создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить работу над развитием устной монологической речи;
создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
Оборудование и оснащение урока:
Технические СО:
компьютер, мультимедийное оборудование, экран;
презентация урока в программе SMART Notebook
Ход урока
І. Организационный этап
Педагогические приемы, позволяющие решать образовательные задачи этапа урока:
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формирование УУД
1.Приветствие учащихся, пожелания в удачной совместной деятельности.(Слайд1)
Слушают  
ІІ. Этап проверки домашнего задания
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формирование ОУУН
2. На слайде написаны слова с пропусками: (Слайд 2)

5. Предлагает ученикам у доски ответить на вопросы. Упражнение «Юла»: ученик делает шелчок по центру юлы и выбирает вопрос. (Слайд 3)
3. Предлагает ученикам по очереди подходить к доске и соотносить буквенный и зрительный образ условных знаков. (Слайд 4)

4.Предлагает ученикам по очереди подходить к доске и рисовать условные знаки. (Слайд 5)


 
Ученики в рабочей тетради заполняют пропуски и сверяются с доской.
Взаимопроверка знаний в определении понятий.
Ученики у доски отвечают на вопросы. Ученики в классе оценивают ответы одноклассников.
Ученики соотносят надпись и картинку на доске. Взаимопроверка
Один ученик на доске, а другие в тетради рисуют условные знаки.
Затем, перемещая картинки в сторону, проверяют правильность выполненной работы.
Ученики сверяют свои рисунки с доской и за каждый ответ ставят 1 балл (всего 5 баллов). Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.
Аннотация ответов товарищей.
Знаковое моделирование.
Развитие речи учащихся.
Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово.
Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.
Использование обратной связи. Развитие логического мышления. Обобщение.
Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.
Использование обратной связи. Развитие логического мышления.
Знаковое моделирование.
Развитие речи учащихся.
Умение формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. переводить воспринятое в слово.
Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.
ІІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формирование ОУУН
1. «Ассоциативный ряд»
Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Слайд (фотография леса) Ваши ассоциации...
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? (Слайд 6)

2. Задача сегодняшнего урока:
(Слайд 7) научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. Игра с буквами (ученики перемещают буквы и получают слово «ориентирование».
Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности» Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.
 
 
Записывают тему урока в тетради. Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.
Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
Опора на опыт, знания учащихся.
Развитие монологической речи.
 
 
 
IV. Этап изучения нового материала
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формирование ОУУН
1. Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности.
Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите.
-Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
-Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).
2.Предлагает 2 ученикам пойти к доске и подписать основные и промежуточные стороны горизонта. Остальные дети подписывают в рабочей тетради. (Слайд 8)
1968513011153. Проверим знание сторон горизонта и умение
ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д). Флеш-тренажер.(Слайд 9)

Самопроверка (показ слайда)

4.Предлагает гимнастику для глаз и упражнение на знание сторон горизонта. Лягушата прыгают в центр озера. Необходимо называть направление, куда прыгает каждый лягушонок. (Флеш-анимация «запись экрана») (Слайд 9)

5.Перечислите способы ориентирования на местности
(Слайд 10)

Благодаря гиперссылкам:
Показ видео-фрагмента (Щелчок на часы).

2.Ссылка на другой слайд (Щелчок на солнце).

3.Показ видео-фрагмента (Щелчок на звезды).

4.Ссылка на другой слайд (Щелчок на дерево).

5.Показ видео-фрагмента (Щелчок на компас).

6.Предлагает восстановить логическую цепочку: «Правила работы с компасом». (Слайд 12)

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия. Работа по формированию определения «Азимут». (Слайд 13)
1. Практическая работа по поиску новых знаний.
Посмотрите, что можете сказать?
Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
Мы с вами определили АЗИМУТ.
Так что такое АЗИМУТ?
(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Читают определение понятия в учебнике про себя, хором.
Чертят в тетради и показывают у доски.
 
 
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
 
 
 
 
Самоконтроль знаний.
Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания
 
 Выполняют практические задания согласно тренажеру и показывают на экране.
 
Показ направлений сторон горизонта на картах.
Делают вывод.
Ученики сверяют свои рисунки с доской и за верный рисунок.ставят себе 5 баллов
Ученики следят за перемещениями и называют стороны горизонта
 
 
 
.
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Ученики приводят примеры способов ориентирования на местности. При просмотре видеосюжетов отображают в рабочих тетрадях главное.
Ученик работает у доски и восстанавливает логическую цепочку.
Ученики оценивают
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.
 
 
 
 
 
Развитие логического мышления: анализ, синтез, обобщение.
Развитие умения выделять главное.
 
Развитие пространственных представлений, формирование знаний о сторонах горизонта. 
Развитие навыков самоконтроля.
 
 
 
 
 
Развитие пространственных представлений, умения устанавливать пространственные соотношения между объектами (ассоциации) – логические умения;
Развитие умений формулировать суждение, выражать в слове объективную связь, т.е. приводить восприятие в слово;
формирование умения ориентироваться на плане и карте по сторонам горизонта.
Использование алгоритма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие коммуникативных отношений.
Развитие пространственного воображения
Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала
Развитие логического мышления, интеллектуальных умений и навыков
Развитие логического мышления: абстрагирования, т.е расчленения существенного и несущественного, обобщения при формулировании понятия.
V. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности, обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся Формирование ОУУН
1.Практическая работа по определению азимута.Слайд 14
18415266700Самопроверка
Ученики подсчитывают количество баллов. (Слайд.15)

Рефлексия
Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке? Ученики на доске по очереди записывают свои рассуждения. (Слайд.16) Учащиеся заполняют пропуски на экране, работая в парах определяют азимут в тетради и у доски.
 Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.
Ученики сверяют свои рисунки с доской и за каждый ответ ставят 1 балл (всего 4 баллов).
Ученики подсчитывают количество баллов и оценивают себя

У доски высказывают свои предположения и записывают.
Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.
Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.
 Развитие логического мышления.
Формирование умений практического применения знаний.
Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.
Формирование интереса к изучаемой теме.