Занятие по краеведению на тему Ориентирование на местности по природным признакам
Ориентирование на местности по природным признакам
Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения учащимся знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, продолжать знакомить с природой родного края, внимательность, наблюдательность.
Ход занятия: ребята сегодня мы с вами отправимся в наш чудесный лес, в котором много разных деревьев, огромное количество кустарников, и также много таинственных тропинок , которые могут завести нас в незнакомую местность. Хотя, мы с вами знаем, что без родителей в лес ходить опасно.
-А чем это опасно ребята?
(ответы детей)
-Правильно, можно заблудиться в лесу и остаться совсем одному. Но, о том как ориентироваться на местности по природным признакам мы с вами все же сегодня рассмотрим, а дома вы сможете приятно удивить родителей своими знаниями и может быть чему-то научить, чего не знали они.
Итак, мы пришли . Ребята обратите внимание на красоту леса, на ароматы трав и деревьев которые сейчас, летом , растут, цветут и пахнут в полную силу. Нам нужно сориентироваться на местности .- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
(ответы детей)
Ориентироваться можно: по карте, компасу, солнцу, часам, звездам, природным признакам и явлениям и разным подсказкам. Например: если вы утром выглянете в окошко и увидите людей с зонтиками, значит на улице дождик, а если идет снег, то скорей всего это зима и надо одеваться теплее (шутка).
Ориентирование – это умение определить стороны света, представить себе направление дорог и расположение населенных пунктов по отношению к тому месту, в котором вы находитесь. Дорогу всегда можно найти, зная расположение сторон света. Их всего четыре: север (N), восток (E), юг (S) и запад (W).
Ориентирование по тени.
В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.
По местным предметам.
кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;
с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;
на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;
муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;
весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;
· на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;
Ориентирование в лесу.
Стороны горизонта в лесу можно определить по коре деревьев. Нужно помнить, что южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная, имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. Помимо этого, на более освещенной стороне деревьев имеются характерные наплывы и сгустки смолы, долго сохраняющие светло-янтарный цвет. Следует иметь в виду, что стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Это и создает впечатление черного цвета северной стороны ствола сосны.
Стороны горизонта также можно определить по лиственным деревьям. Так, стволы осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. А кора белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной. Трещины и неровности, наросты покрывают березу с северной стороны. А учитывая, что береза очень чувствительна к ветрам, наклон ее ствола также поможет ориентироваться в лесу. Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света. Да и почва возле такого камня поможет, если отсутствуют лишайники и мох: почва с северной стороны такого камня более влажная, чем с южной. Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны господствующих ветров. А муравейники располагаются с южной стороны какого-либо дерева или пня. Притом южная сторона его отлогая, северная - круче. Весной снег быстрее тает на склонах оврагов, лощин, выемок, обращенных к югу. Трава весной выше и гуще с южной стороны отдельных камней, построек, опушек леса, а летом при длительной жаре остается более зеленой с северной стороны.
-Мы с вами посмотрели все деревья и кустарники, определили север по направлению тени, заодно закрепили наши знания о нашей местной , якутской природе. Самое главное, что мы получили заряд бодрости, удовольствия и радости от того, что побывали на природе. Давайте теперь с вами немного поиграем.
ИГРА ПОГОНЯ ЗА «ЛИСИЦЕЙ»
Проводится для детей младшего школьного возраста на местности, где есть естественные препятствия и нет вариантов заблудиться. На 8-10 играющих - «охотников» назначают одну «лису», которая, убегая, выбрасывает бумажки через 15-25 шагов, таким образом, «лиса» оставляет следы. Через 4-5 минут за ней в погоню отправляются «охотники». Игру ведут до тех по, пока не поймают «лису». Среди «охотников» можно определить победителя по количеству собранных бумажек, тогда в лесу или парке будет чище. Данная игра развивает у юных ориентировщиков умение преодолевать препятствия на высокой скорости.
Рефлексия: вы все сегодня были большие молодцы. ребята что вы узнали сегодня нового на занятии, что вам понравилось, что показалось трудным?