Технологическая карта урока географии на тему Ориентирование на местности по компасу и местным признакам (5 класс)
Технологическая карта урока географии
Автор: Болтнева Ольга Васильевна
Должность: учитель географии и химии Место работы: МБОУ Верхнеспасская СОШ Тамбовской области
Предмет: География. Учебник «География 5-6 классы». Полярная звезда. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. Москва. Просвещение
Класс: 5
Тема урока «Ориентирование на местности по компасу и местным признакам»
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы;
Цели урока:
Формирование навыков ориентирования на местности с помощью компаса и по местным признакам;
Содействие осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности имеет важное практическое значение;
Развитие познавательного интереса к изучению предмета;
Воспитание уважения друг к другу в процессе совместной работы, формирование коммуникативных умений;
Формирование УУД:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование способностей ориентирования на местности;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в паре и группе; работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая фактами;
Предметные: умение применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве с помощью плана местности, компаса;
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая;
Оборудование: атласы, компасы,
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД
1.Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Проверяют готовность к уроку Регулятивные
Формирование способности к организации своей деятельности
2. Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование Что вы знаете об ориентировании на местности? Вспоминают ранее изученный материал.
Определяют, каких знаний им не хватает Познавательные
Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость получения новых знаний
3. Создание проблемной ситуации 1. Создание проблемной ситуации.
Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились.
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?
Есть ли выход из данного положения?
Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать, чтобы ориентироваться?
В жизни нам это нужно, если да, то где?
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Формулируют тему урока и
записывают в тетрадь.
Формулируют вывод. Личностные
Развитие логического мышления
Регулятивные
Выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач
4. «Открытие» новых знаний Учитель
Что такое ориентирование?
Что для этого надо знать и уметь?
Давайте познакомимся со сторонами горизонта
Учитель показывает и объясняет.
Что вы знаете про стороны горизонта?
Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют по компасу, местным признакам.
Как по карте определить стороны горизонта?
Каждая сторона горизонта имеет не только своё название, но и цифровое значение- азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и сформулируйте, что же такое азимут?
В основу работы с этим понятием положен угол, т.е. определить азимут, нужно определить угол.
Учитель объясняет, как определить азимут.
Сформулируйте вывод: как можно ориентироваться на местности, карте, плане?
Работают с учебником, читают и записывают определение в тетради.
Учащиеся в парах работают с компасом, атласом, определяют стороны горизонта, рисуют и записывают стороны горизонта в тетради.
Работают с учебником и картами атласа Тамбовской области: определяют направления.
Учащиеся формулируют вывод Личностные
Развитие логического мышления.
Формирование здорового образа жизни.
Регулятивные
Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные
Формирование навыков коммуникативной компетенции, умение слушать и оценивать соседа.
Познавательные
Овладение навыками пользования компасом.
5. Физминутка Выполняют физические упражнения. 6. Учебные действия по реализации плана. Применение новых знаний. Предлагает задания на использование новых знаний, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.
Вырабатывает алгоритм применения приёма движения по азимуту. Организует деятельность учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.
Учитель предлагает задание: На туристический слёт в город Тамбов приехали три делегации. Сбор участников в парке Дружбы у реки Цны. Предложите для каждой группы маршрут до места сбора и обратно, используя движение по азимуту.
Задание 1-ой группе- от Ж/д вокзала до места сбора.
Задание 2-ой группе от автовокзала «Северный» к месту сбора.
Задание 3-ей группе- от аэропорта до места сбора.
Закрепляют знания, необходимые им для самостоятельной работы.
Демонстрируют знания по теме.
Узнают алгоритм приёмов движения по азимуту.
Демонстрируют знания на практике.
Учащиеся разбиваются на три группы.
Обсуждают в группах и обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Учащиеся формулируют вывод о необходимости знаний и практических умений по ориентированию на местности. Личностные
Готовность к самообразованию и саморазвитию.
Регулятивные
Определение и формулирование цели деятельности, составление плана действий по решению проблемы
Познавательные
Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач.
Коммуникативные
Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
7. Рефлексия Учитель задаёт вопросы: 1. Как можно ориентироваться на местности? Для чего и почему это нужно знать?
По карте Тамбовской области определите, в каком направлении от города Тамбова находится город Рассказово и определите азимут движения.
2. Самооценка в течение урока по методике «Светофор».
Красный-я работал отлично, мне всё понятно;
Жёлтый-я работал хорошо, мне кое-что не понятно;
Синий-я работал неплохо, но мне многое не понятно.
Учитель выставляет отметки с комментариями. Определяют степень своего продвижения к цели по ответам на заданные вопросы.
Объясняют, анализируют, формулируют.
Дают развёрнутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве. Регулятивные
Саморегуляция, самооценивание.
8. Домашнее задание Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание Регулятивные
Мотивация на обучение, саморегуляция