Технологическая карта и конспект урока русского языка при изучении темы «Имена собственные и нарицательные», 3 класс


Тема Имена собственные и нарицательные
Цель и задачи темы
ознакомление учащихся с собственными именами существительными и нарицательными
— формировать представления детей об основном назначении имен собственных;
— ввести термины « имена собственные» и «имена нарицательные»;
— закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных;
— развивать речь учащихся при работе с текстом;
- развивать умения работать со словарем.
Планируемый результат Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, используя термины.
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные.
Основные понятия Понятия:
- имя существительное, морфологические признаки имени существительного;
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.
Межпредметные связи Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Русский язык», 3 класс, ч.2. автор. С. Иванов
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, мультимедийная презентация
Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Технологическая карта урока русского языка при изучении темы «Имена собственные и нарицательные», 3 класс
учитель Снеткова Анна Сергеевна
Технология проведения Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Формирование УУД Деятельность учителя Деятельность
обучающихся
I этап. Организационный
Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
I этап. Организационный
Эмоциональный настрой.
Правильная посадка учащихся.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД Настроить детей на работу.
Напомнить о правильной посадке на уроке
Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу
Правильно сидеть за партой.
II этап. Актуализация знаний
Цель- актуализировать знания II этап. Актуализация знаний
Внедрение в учебную деятельность.
Работа в тетрадях
Запишите число. Назовите встреченные орфограммы.
Задание1
Орфографическая минутка.
Найти лишнее слово по различным морфологическим признакам и доказать свою точку зрения
Минутка чистописания.
- Выполните показ букв в тетрадях.
Задание 2
Словарная работа
Вспомнить слова на букву т. Вставить пропущенную букву в слова, объяснить написание.
Задание 3
- Что помогает людям общаться, понимать друг друга?
- Что обозначают слова?
- Отгадать загадку об имени существительном
- Почему к одним словам, обозначающим предмет, можно задать вопрос кто?, а к другим - вопрос что?
Задание 4
Работа с постоянными и непостоянными признаками имени существительном.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Включить обучающихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Показать каллиграфическое начертание буквы и её правильное соединение с другими буквами.
Организовать работу с орфографическим словарем тетради.
Диалог с учителем
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Сравнивать слова по морфологическим признакам. Обобщать слова в группы, находить отличие.
Работать со словарем в тетради на печатной основе.
Оценивать правильность выполнения заданий.
III этап. Самоопределение деятельности
Цель - мотивировать к изучению темы.
- Стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.
III этап. Самоопределение деятельности
Задание 1
объяснить написание слов разных групп (одни слова написаны со строчной буквы, другие с заглавной)
- Что можете сказать о записанных словах?
- Назовите общий признак в написании этих названий (пишутся с заглавной буквы).
- Как назовём таблицу?
-Выполнив это задание, назовите тему нашего урока.
- Чему должны научиться сегодня на уроке?
Приём «Корзина идей»
Учащиеся формулируют цель урока, предлагают задачи урока, которые должны реализовать в ходе занятия.
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы назвать тему урока.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
IVэтап. Открытие новых знаний.
Цель- научить
объяснять различие имен собственных и нарицательных.
IV этап. Открытие новых знаний.
Задание 1 Учебник ч.2, с.66 Подтверждение темы урока.
-Сравните слова из предыдущего задания, подумайте, что в них общего и чем они различаются.
- Чем различаются данные слова?
- О каком населенном пункте можно сказать ГОРОД?
-Сколько стран можно назвать словом СТРАНА?
- А сколько предметов называет каждое из слов правого столбика?
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- из слов левого и правого столбиков составьте предложения.
-Объясните написание заглавной буквы. Обведите слова с общим значением для каждой группы слов.
Задание 2 Учебник ч. 2, с. 66.
-Можно ли утверждать, что имена нарицательные так же, как и собственные, пишут с заглавной буквы? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3
Работа с рубрикой «Давай подумаем»
Определить опытным путём изменяются ли собственные и нарицательные имена существительные по числам.
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы сделать вывод об изменении по числам собственных и нарицательных имён существительных
Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Работать с информацией, представленной в учебнике.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Делают вывод об изменении по числам собственных и нарицательных имён существительных
V этап. Применение новых знаний.
Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных V этап. Применение новых знаний.
Задание 4 Составь словосочетание (самостоятельно).
найти к именам существительным пару из имён собственных и записать словосочетания
Задание 5 работа со словами омонимами
Составление предложений с омонимами. Работа в парах на карточке 1
Задание 6 Составь предложение (самостоятельно).
-Составьте и запишите предложения с данными словами.
Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Организовать работу в парах и самостоятельно
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Оценивать правильность выполнения самостоятельных и парных заданий.
V1 этап. Проверка усвоения новых знаний.
Цель - научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания имен собственных и нарицательных
V1 этап. Проверка усвоения новых знаний.
Задание 7. Сейчас вам предстоит поработать с тестом, который поможет вам различать собственные и нарицательные имена существительные.
Игра «Лови ошибку». В предложенных предложениях найти ошибки и справить их.
Работа в паре, на карточке №2
Задачная формулировка: замените в нужных случаях маленькую букву в начале слова на большую (заглавную) Ответьте на вопросы: что называют имена существительные, как они пишутся в разных случаях.
Задание 8. работа с тестом по обобщению полученных знаний.
Читают вопрос теста и выбирают правильный ответ, который фиксируют в тетрадь.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД
Организовать работу по выполнению карточки с ошибками.
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
Организовать работу по выполнению теста и самоконтроля по контрольному образцу Прочитать предложения, найти какие слова нарицательные, а какие собственные имена.
Заменяют в нужных случаях маленькую букву в начале слова на заглавную.
Доказывают свой ответ, подтверждают ответ правилом.
Выполняют самостоятельно тест и проверяют свою работу по контрольному образцу
VI1 этап. Итог урока
Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения VI этап. Итог урока
Приём «Портфель знаний»
Что нового, интересного вы вынесете в этом портфеле с урока?
Над какой темой работали?
Какую цель ставили на уроке?
Добились ли этой цели?
Что нового узнали?
Рефлексия учебной деятельности.
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
Как оцените свою работу на уроке?
Чья работа на уроке вам понравилась больше всего?
Почему? Обоснуйте свой ответ.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Подводит учащихся к обобщению полученных знаний с помощью приёма «Портфель знаний»
Организовать работу по оценке своей деятельности на уроке. Дать оценку деятельности своих товарищей. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей.
Обосновывают свои ответы не только с точки зрения личных симпатий, а с точки зрения плодотворной и качественной работы на уроке.