Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы посредством дидактических игр на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы
посредством дидактических игр на уроках математики
А.С.Савченко,
учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №2", г. Рязани
Решение проблемы успешного усвоения программного материала и повышение уровня знаний по математике кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, но самый актуальный метод обучения.
В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала, среди которого особое место занимают дидактические игры.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребёнка. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности",- писал в работе " О воспитании" В.А. Сухомлинский. Д.Б. Эльконин в "Психологии игры" отмечал благотворное влияние игр с ребёнком на развитие психических процессов: "Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. В игре возникает новая психологическая форма мотивов". "Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, -подчёркивал Ш.А. Амонашвили, - может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития".
Игра для ребёнка - не простое времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Б.П. Никитин выделяет развивающие игры, которые являются одним из средств развития способностей детей. Такие игры моделируют творческий процесс и создают свой микроклимат. Е.М. Минскин выделяет в отдельную группу познавательные игры, предназначенные для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению полученных детьми знаний. В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков.
Игра – это также и средство, снимающее неприятные и запретные для личности школьника переживания, выступающее как свободная форма активности учащегося.
Хорошим помощником в организации дидактической игры на уроке математики для малышей стали универсальные мультимедийные пособия, которые можно использовать на различных этапах урока при наличии электронной интерактивной доски.
Дидактические игры дают возможность развивать самые разнообразные способности ребёнка, его восприятие, речь, внимание, воображение.
Для создания взаимопонимания, дружелюбия и радостного настроения я стараюсь проводить дидактические игры на каждом уроке, учитывая характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого ученика. Опираясь на приобретённые знания, умения и навыки, дети учатся принимать рациональные, эффективные решения в игре, оценивать себя и окружающих критически, развивать способность к суждениям, умозаключениям, устанавливать сходство и различие предметов, обобщать и делать выводы.
Приведу примеры некоторых дидактических игр:
"ЛЮБОПЫТНЫЙ"
При решении любой задачи одному из учеников даётся роль "любопытного". Его задача заключается в том, чтобы он смог задать как можно больше вопросов по ходу решения: "Зачем?", "Почему?", "Каким образом?" и т. д. (развивается умение анализировать, рассуждать).
"ПОЛЁТНЫЙ ОПРОС"
Ученик читает задачу и тут же устно приступает к её решению (работает смекалка, тренируется память, мышление, отрабатываются навыки устного счёта).
"БЛИЦ - ТУРНИР"
Учитель читает несколько (4-5) простых задач в прямой и косвенной форме, а дети при помощи рук и глаз показывают действие, которым они будут решать задачу:
Сложение – "+" – (перекрестить руки).
Вычитание –"- " – (выставляют горизонтально перед собой одну руку).
Умножение –"*" – (закрывают один глаз).
Деление – ": " – (закрывают оба глаза).
"СЧИТАЙ ВЕРНО"
Перед каждым учеником разложены карточки от 0 до 9 лицевой стороной вверх в любом порядке. Учитель читает выражение. Ученики, решив его, ищут карточку с ответом и переворачивают её лицевой стороной вниз. Учитель даёт 6-7 выражений с различными ответами:
- Найди сумму чисел 5 и 4.
- На сколько число 6 больше 3?
- К 4 прибавь столько же.
- Увеличь 3 на 4.
- Первое слагаемое 2, второе - 3. Чему равна сумма?
- 5 плюс 1.
Проводится проверка. Те, у кого остались не перевёрнутыми карточки с цифрами 0, 1, 2, и 4 правильно справились с заданием. Игра формирует навык табличного сложения и вычитания в пределах 10 и умения пользоваться математическими терминами.
С первого по четвёртый класс увеличиваются числа, усложняются условия дидактических игр по мере изучения программного материала, но не ослабевает интерес ребят к математике. И в этом замечательном процессе важнейшая роль принадлежит дидактической игре.
Литература
Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986 г.;
Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1987г.;
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991 г.;
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2005г.;
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1985г.
Ефимова А.В. 111задач и заданий для сообразительных. Питер.,Издательский
Дом «Литера» 2012г.
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике. М., «Вако», 2010г.
15