Урок географии в 7 классе по теме «Физико – географическое положение Австралии».













Урок географии в 7 классе

по теме
«Физико – географическое положение Австралии».










Краснознаменская средняя школа
учитель географии
Соколова Елена Семеновна















Цель урока: сформировать представление о особенностях физико- географического положения материка, отрабатывая умения учащихся называть и показывать все изучаемые объекты береговой линии, определять ГП объекта по типовому плану, крайние точки; продолжить развитие умений учащихся по заполнению контурной карты.
Методы обучения: создание проблемной ситуации, словесный, наглядный, поисковый, практическая работа, взаимообмен информацией
Форма организации: групповая
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: смешанный
Стратегии: . 1. «Мозговой штурм»
2. «ЗХУ»
3. «ИНСЕРТ»
4. Разделение на группы по контурам материков и цветовой гамме.
5. «Веер выбирай»
6. «Думай – работай в паре - делись».
7. «ПОПС»
8. Рефлексия

Оборудование: 1. Карта полушарий. 2. Физическая карта Австралии.
3. Контурные карты. 4. Атлас
I. Стадия вызова, побуждение учащихся к новому материалу.
Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
Видеоролик «Австралия и Океания» на его фоне учитель читает стихотворение и проводит актуализацию прежних знаний.
«Мозговой штурм», читается стихотворение.
Слайд 1.
......... -страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды.
Там кошкам в пищу достаются змеи,
И там собаки лаять не умеют.
. -страна наоборот

- О какой стране идёт речь?
- По каким словам вы догадались, что речь идёт об Австралии?
Слайд 2.
- Тема нашего урока «Физико – географическое положение Австралии».
Слайд 3.
Сегодня на уроке мы познакомимся с физико -географическим положением Австралии, определим географические координаты, вычислим протяжённость материка, определим место материка относительно других материков.
Слайд 4.
- Что называется материком?
-Какие вы знаете материки?
- Какие материки относятся к южным материкам?
- Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Слайд 5.
Используя стратегию «ЗХУ» заполните первую колонку, а затем вторую (1 мин.)
Обсуждение в паре
Прокомментируем ваши знания, вспомнив правило не повторяться.
Запись учителем на доске основных знаний учащихся.

II. Стадия осмысление новой информации.
Рассказ учителя на фоне проецирования слайдов 6 – 11.
Слайд 6.
Австралия (от латинского australis - южный) – по площади самый маленький материк на Земле. Слайд 7. За небольшие размеры его иногда называют материком – островом. Слайд 8. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Слайд 9. Долгое время была как бы оторвана от исторических процессов, происходивших в других частях света. Слайд 10.
За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по - прежнему царил каменный век.
Слайд 11.
- Скажите с чего мы начинаем изучение материков .. (самый, самый)
- Можем мы описать интересные факты об Австралии, не используя учебник? Как?
- Что такое карта? Включить таймер
(1 мин на изучение карты)
- Я начну, а вы продолжите, Австралия - самый маленький материк Земли.
(ответы детей )
Слайд 12
- Откройте стр. 199, используя стратегию ИНСЕРТ, отметьте, что узнали нового.
- Прокомментируем, что нового вы узнали?
- Изучив интересные факты материка, мы приступаем к изучению (ГП)

Слайд 13. Стратегия «Деление на группы»
Сейчас мы поделимся на пары и приступим к изучению, вот только один ученик остается без пары, кто из вас считает, что он сможет самостоятельно выполнить задание? (Если несколько желающих, то стратегия «Веер выбирай» у кого на карточке речь идёт об Австралии тот работает самостоятельно), ( остальные по контуру материка и названию)
Слайд 14.
Стратегия «Думай – работай в паре - делись».
Каждой паре выдаются карточки с разно уровневыми заданиями, при выполнении которых спикер каждой паре делает вывод по полученному заданию.
1. Океаны и моря у берегов Австралии. Определение положения материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропических и полярных кругов.
2. Заливы и проливы Австралии. Определение крайних точек материка и их координаты.
3. Расчёт протяжённости материка с севера на юг, с запада на восток в градусах и километрах.
4. Острова и полуострова Австралии. Назвать другие материки, располагающиеся рядом.

- Для изучения физико – географического положения Африка мы использовали учебник и по плану давали характеристику. Посоветуйтесь с товарищем в паре и скажите кому для выполнения задания достаточно карты, а кому нужен и учебник?

- Возьмите задание и передайте его другой паре на ваше усмотрение.
- Сколько вам нужно времени для выполнения задания?
Включаю таймер (4 мин).

(во время выполнения задания, на стулья сзади не заметно закрепляю стикеры двух цветов в паре одному зеленого другому синего цвета)
- Знакомство с географическим положением Австралии, пожалуйста кто отвечает первым, остальные записывают в тетради. Проговорить, что записали.
Слайд 15.
(по щелчку) –Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвёртая группа
Индивидуальная самостоятельная работа с учебником.
Слайд 16.
- Откройте учебник стр.200 , прочтите статью географическое положение.
- Посмотрите у кого зелёный стикер на стуле собираемся в одну группу, у кого синий в другую группу.
Слайд 17.
Работая в малой группе вспомните требования работы в малых группах, составьте презентацию, посмотрите задание с обратной стороны стикера: географического положения Австралиии у других самый самый, у вас 4 мин. времени.
(Включаю таймер)
- Выступления презентирующего спикера.
- Кто предложил ту или иную схему. Почему?
(прослушав другая группа задает им вопрос высокого или низкого порядка)

III. Рефлексия.

Слайд 18.
Игра «Знаешь ли ты карту?»
- Что севернее: Тасманово море или Тиморское?
- Залив на юге материка?
- Залив Карпентария разделят полуострова?
- Где расположен залив Карпентария: с севера материка или с юга?
- Где находится Новая Зеландия: с запада или с востока Австралии?
- Что состоит из двух островов: Новая Гвинея или Новая Зеландия?
- Какое море отделяет Австралию от Новой Гвинеи: Арафурское или
Тиморское?
- Какой пролив отделяет остров Тасманию от материка?
- Какие океаны омывают берега Австралии?

Слайд 19.
(Практическая самостоятельная работа с контурной картой)
- Отметьте географические объекты (номенклатуру) которые вы запомнили, не используя атлас. (комментированная проверка).

Слайд 20.
Тесты: проверь, верны ли данные утверждения:
1. Австралию пересекает Южный тропик?
2. Берега Австралии омывают Атлантический и Индийский океаны?
3. У южных берегов Австралии расположен Большой Австралийский залив?
4. Северная крайняя точка материка – мыс Байрон?
5. «Австралия» в переводе с латинского языка означат «северный»?
6. К югу от материка находится остров Тасмания?
7. Австралия расположена в Северном полушарии?
8. Между материком и островом Тасмания расположен пролив Бассов?
9. Юго – Восточная Азия расположена близко к Австралии?

Слайд 21.
Ключ:

1
2
3
4
5
6
7
8
9

да
нет
да
нет
нет
да
нет
да
да


- Заполнить третью колонку «ЗХУ»

- Что узнали нового на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Слайд 23.
Кем вы были сегодня на уроке?
Стратегия «ПОПС»

Слайд 24.
Домашнее задание:
1. стр. 199 – 200
2. шпаргалка – подсказка по номенклатуре.
Моря- Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское
Проливы- Террисов пролив, Бассов
Заливы- Большой Австралийский, Карпентария
Острова- Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея
Полуострова- Кейп- Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго-Восточный, мыс Северо- Западный, мыс Байрон.
3. Творческая работа по желанию.
- Составить туристический маршрут вокруг Австралии.
- Уникальность материка Австралия.


РОЯЛЬ В КУСТАХ.
Задание типа PISA.
В бутылке, выловленной в океане, было обнаружено повреждённое водой письмо. Какое из чисел не может быть использовано для восстановления части записи: « с.ш. и 1 з.д.»
А) 55 В) 107 С) 12 Д) 78 Е) 0

15