Урок по географии на тему Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования Австралии (7 класс)
Урок географии в 7 классе на тему: « Географическое положение.
История открытия и исследования Австралии».
Актуальность: На современном этапе, в связи с новыми требованиями к процессу обучения, некоторые методы обучения устарели. Их результат не соответствует требованиям постоянно развивающегося общества. Современная система образования дает возможность учителю выбрать среди множества инновационных методик ту, которая позволит обучающемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания.
Цели урока:
1.Сформировать представления о ФГП Австралии,
познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;
2. Продолжить работу по формированию навыков работы с картой и планом характеристики ФГП материка;
3. Формировать географическую культуру учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: карта Австралии, атласы, контурные карты, учебник, карточки, сообщения учащихся.
Планируемые результаты:
- Определять географическое положение материка;
- Называть имена путешественников и исследователей;
- Показывать все изучаемые объекты береговой линии;
- Составить кластер.
Ход урока
1. Орг. момент.
Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости?
Вот и сегодня к нам пришли гости. Сегодня на уроке мы все будем работать в группах по интересам. Каждая группа будет выполнять свое задание, и у наших гостей тоже есть задание, над которым они будут работать в течение сегодняшнего урока.
Изучение новой темы:
Мотивация урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом – уникальной территорией, а какой, вы должны будете определить сами.
Я зачитаю вам вдохновенную речь Жака Паганеля - героя романа Ж. Верна “Дети капитана Гранта” - с тем, чтобы на следующих уроках вы смогли обсудить достоверность приведенных в ней примеров и фактов.
“А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины.
Вы догадались о какой стране идёт речь?
Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).
Формирование темы урока. Запись темы урока в тетрадь.
Знакомство учащихся с целью урока:
На уроке вы должны:
вспомнить, как определяют географическое положение материка;
изучить особенности физико-географического положения Австралии
узнать, как происходило открытие и исследование Австралии
Слово учителя:
Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов.
Если в страны Европы туристы едут любоваться старинными дворцами и музеями, то в Австралию всех влечет желание своими глазами увидеть стадо кенгуру или подержать на руках настоящего мишку-коалу, такого меланхоличного, что он больше похож на мягкую игрушку. Весной здесь повсюду расцветает море калл, прямо как наша мать-и-мачеха, а разноцветная герань пышно цветет по всему побережью. Мечты сбываются на Золотом побережье: в Парке экзотических животных рядышком живут собака динго, утконос и страус эму, бегающий быстрее лошади, а белые какаду здесь встречаются так же часто, как у нас голуби.
Также в ходе сегодняшнего урока мы с вами составим кластер. Термин «кластер» происходит от английского слова «cluster» - гроздь, скопление. При построении кластера:
В центральном овале располагают ключевое понятие;
В овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого;
В овалах третьего уровня – детализация понятий, упомянутом на предыдущем уровне.
Описание географического положения Австралии
Как же добраться до материка?
- Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии нужно повернуть глобус на пол- оборота. От 7 месяцев до 1 года потребовалось бы путешественникам, чтобы преодолеть это расстояние 100-200 лет назад. В настоящее время, чтобы добраться от Москвы до Сиднея на самолете потребуется около 40 часов.
Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с траппа самолета, как его почти сразу спрашивают: « Как вам нравиться Австралия?» Несколько позже они уже утверждают: «Австралия - самая лучшая страна в мире».
Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.
Повторение
Вспомните, план описания географического положения региона (учебник стр. 374).
Определить физико-географическое положение значит – находить его местоположение.
План изучения материка:
Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.
Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Какие моря и океаны омывают материк.
Как расположен материк относительно других материков
В каких климатических поясах расположен материк.
Географическое положение.
Задание учащимся:
Пользуясь картами атласа и планом характеристики ФГП материка определите ФГП Австралии.
Крайние точки
На слайде появляются крайние точки.
Учащиеся определяют их координаты, затем для проверки координаты появляются на слайде
Мыс Йорк 260 09/ ю.ш. 1130 05/ в.д.
Мыс Стип-Пойнт390 11/ ю.ш. 1130 09/ в.д.
Саут-Ист-Пойнт280 38/ ю.ш. 1530 09/ в.д.
Мыс Байрон 100 41/ ю.ш. 1420 32/ в.д.
Определите
Протяженность территории Австралии с севера на юг и с запада на восток. Определите протяженность территории с севера на юг по 40 меридиану и с запада на восток по 450 с.ш.
По ходу изучения составляем кластер
Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания
С северо-запада берега Австралии защищены от больших океанских волн Большим Барьерным рифом. Он тянется на 2300 км. От мыса Санди на о. Фрейзер до южного побережья Новой Гвиней. Большой Барьерный риф удален от побережья на расстояние от50 до 150 км. Глубина Большой лагуны между рифом и материком достигает в некоторых местах 50 метров
Большой Барьерный риф состоит из множества коралловых рифов и островов, между которыми могут пройти и большие суда. В Большом Барьерном рифе имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере.
Физкультминутка:
А теперь все дружно встали и давайте разомнемся. Только для начала ответьте мне, что объединяет всех людей на нашей прекрасной планете? Атмосфера объединяет всех нас, а еще она объединяет жителей всех стран.
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
Практическая работа
История открытия и исследования Австралии
Задание учащимся: в ходе рассказа заполнить таблицу
Исследователь Страна Что открыто
Л. ТорресА. Тасман Д. Кук По ходу изучения составляем, заполняем кластер
Несмотря на то, что ученые античного мира предполагали существование материка в южном полушарии, он долго не был известен европейцам. Открыли Австралию в эпоху Великих географических открытий. Испанец Торрес, голландец Тасман, англичанин Дж. Кук дали первые сведения об Австралии.
Первым европейцем, открывшим в начале XVII в. северное побережье Австралии, считают голландского мореплавателя В. Янсзона. Его соотечественник А.Тасман в середине XVII в. описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика.
В 1770 г. английский мореплаватель Дж. Кук повторно «открыл» Австралию, которая вскоре была объявлена колонией Англии.
Домашнее задание: Обозначьте на К/К основные элементы береговой линии, заливы, проливы, полуострова.
Закрепление: работа в группах
Выполнение задания: Самое, самое………..
Текст
Главная мысль
1.Площадь (тыс. кВ. км)
Евразия – 54900 Африка – 30320 Северная Америка – 24250
Южная Америка – 17830 Антарктида – 14110 Австралия - 7700
Самый______маленький____материкАвстралия лежит в жарком тепловом поясе
Самый___жаркий материк
В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый____засушливый__ материк
Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки, Америки.
Самый__отдаленный_______материкПочти половина материка не превышает по высоте 300 м.
Самый_____низкий__ материк
Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения.
Самый___спокойный_____ материк
75% растений и 95% животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь.
Самый_удивительный__ материк.
Итак, мы сегодня с вами познакомились с материком Австралия. Надеюсь вы узнали много нового и интересного об этом уникальном материке.
Кроме этого, вы знаете что уходящий 2016 год был объявлен Годом Человека Труда. А какие профессии, связанные с географией вы знаете?
Спасибо всем за работу. До свидания!!!