Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Строка, оборванная пулей…»
Внеклассное мероприятие по литературе
Тема: «Строка, оборванная пулей…»
Цель: Познакомить учащихся с литературой, посвященной Великой Отечественной войне.
Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о литературе ВОВ.
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений.
3. Воспитывать любовь и патриотизм к своей стране.
Оформление: выставка книг, презентация, музыкальное сопровождение (Священная война, Журавли, Запись Ю.Левитан, Реквием)Оборудование: интерактивная доска, проектор
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 этап – сообщение учителя по теме мероприятия
В класс под музыку входят учащиеся в форме, строятся и исполняют песню «Сэрии буолбатын»
Вступительное слово учителя:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки. (А.Твардовский)
Звучит песня «Священная война»
Учитель: Почти 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны – справедливой, освободительной войны нашего народа за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и ее союзников.
Это была Великая война, ибо от ее исхода зависело будущее не только одной нашей страны, но и всей планеты. Великой эта война была еще и потому, что такого беспримерного героизма, такой воли к победе всего народа, от мала до велика, история 20 века еще не знала.Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат. (Слайд № 1)
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (А.Сурков)
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и поэты – писатели. Более 300 писателей и потов пали смертью храбрых.
На сегодняшнем мероприятии мы с вами познакомились с поэтами, вкратце с их творчеством, которые свое перо превратили в оружие борьбы против фашизма и сыграли огромную роль в завоевании великой победы.
- Твардовский Александр Трифонович (1910-1971) (Слайд № 2,3)
Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма "Василий Теркин" (1941 — 45) — яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, ""Теркин" был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю".
- Михаил Васильевич Исаковский (1900 - 1973 ) (Слайд № 4,5)
Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись
войны. Проникновенно поэт рисует суровые будни фронта и тыла, героические
дела и чувства воинов и партизан, рабочих и колхозников, раскрывает
всенародный характер и исторический смысл борьбы с фашизмом.
- Константин Михайлович Симонов (1915-1979) (Слайд № 6,7)
Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение «Жди меня» стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.
- Алексей Александрович Сурков (1899-1983) (Слайд № 8,9)
Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни «Землянка»
- Юлия Владимировна Друнина (Слайд № 10,11)
Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.
Учитель: Сколько бы стихов ни было создано о войне, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: достаточно, все уже сказано. Нет меры горечи и страданиям. Всего сказать никогда не удастся. Такую память не сереть, не забыть, не исказить.
2 этап – конкурс чтецов
Учитель: В рамках сегодняшнего мероприятия у нас будет проходить конкурс чтецов (представление жюри и конкурсантов)
Конкурсанты выходят и выразительно читают выбранные ими стихотворения о войне.
Пока жюри подводит итоги, объявляется викторина (ребята из зала отвечают на вопросы и за каждый правильный ответ получают звездочку)
Вопросы:
Разминка (слайд № 12,13)
Вопросы Ответы
Назовите группы германской армии, которые осуществляли нападение на нашу страну в июне 1941 года. Север, Центр, Юг
Назовите дату капитуляции Германии. 8 мая 1945 г.
Назовите трех писателей, участников Великой Отечественной войны. С.Гудзенко, А.Платонов, К.Симонов (могут быть другие варианты ответов)
Назовите двух известных поэтесс, писавших о войне. Юлия Друнина, Ольга БерггольцКакие города впервые подверглись атомной бомбардировке? Хиросима и Нагасаки
Назовите автора стихотворения “Жди меня”. Константин Симонов
Назовите автора стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”. Константин Симонов
Назовите фамилию самого знаменитого полководца Великой Отечественной войны. Георгий Константинович Жуков
Назовите автора песни “Журавли”. Расул Гамзатов
Назовите автора стихотворения “Его зарыли в шар земной”. Сергей Сергеевич Орлов
Назовите знаменитую крепость – герой. Брестская крепость
Советский поэт – фронтовик “умер не от старости, а от старых военных ран”. Семен Гудзенко1 раунд“Трагическое начало”(слайд № 14,15)
№ Вопросы Ответы
История
1 Назовите дату начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г.
2 Как назывался немецкий план ведения войны против СССР? “Барбаросса”
3 Кто обратился к советским людям 22 июня 1941 года с заявлением о начале войны с Германией? Вячеслав Михайлович Молотов
Литература
1 “Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит!” Назовите автора этих строк. Муса Джалиль2 Великая Отечественная война сделала этого писателя фронтовым корреспондентом газет “Красная звезда”, “Броня”, “Одухотворенные люди”. Андрей Платонов
3 Поэт фронтового поколения, будучи студентом, добровольцем ушел на фронт. Самое известное стихотворение “Сороковые”. Давид Самуилович Самойлов
4 Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник. В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”
2 раунд“Коренной перелом”(слайд № 16,17)
№ Вопросы Ответы
История
1 Какое название носила операция фашистской Германии по захвату Москвы? “Тайфун”
2 Какое значение в ходе войны имела Сталинградская битва? Начало коренного перелома в ходе войны
3 Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва? Курская битва
Литература
10 Когда в 9141 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? “Бородино”. М.Ю.Лермонтов
20 Кому принадлежат эти строки:
Переправа, переправа...Темень, холод, ночь как год,Но вцепился в берег правый,Там остался первый взвод”. А.Т.Твардовский “Василий Теркин”
30 Назовите имя героини М.Алигер, которой принадлежат эти слова:
“Граждане, не стойте, не смотрите,Я живая, голос мой звучит,Убивайте их, травите, жгите,Я умру, но правда победит!”Зоя Космодемьянская
40 Назовите рассказ об уроках доброты. В.Распутин “Уроки французского языка”
3 раунд“Великая Победа” (слайд № 18,19)
№ Вопросы Ответы
История
1 Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии? “Багратион”
2 Назовите дату проведения Крымской (Ялтинской) конференции. Февраль 1945 года
3 Когда и кем было водружено Красное Знамя Победы над рейхстагом? 30 апреля 1945 г.Михаил Егоров и Мелитон КантарияЛитература
1 Веселый, задорный, никогда не унывающий литературный солдат. Василий Теркин
2 Назовите автора рассказа “Судьба человека” М.А.Шолохов
3 Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ А.И.Солженицын
4 Рассказ А.И.Солженицына, где описываются картины послевоенной деревни. “Матренин двор”
Учитель: Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей.
Военные ситуации, исполненные особого драматизма, с их «предельной»
заострённостью нравственного выбора, где человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении,
позволяют писателям открывать в своём герое главное, выявлять идейно- нравственные основы его личности.
Пусть наступит минута молчания. Вечная слава погибшим поэтам! (слайд № 20)
Минута молчания. Учитель: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Не похожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.
Они уходили, твои одногодки, Зубов не сжимая, судьбу не кляня. А путь предстояло пройти не короткий: От первого боя до вечного огня...
Минута молчания. (Запись Ю.Левитан) Звучит песня «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова). (слайд № 21)
Учитель: Слово предоставляется жюри (Жюри озвучивает результаты, вручение грамот)
Учитель: Погибшие, они остались жить. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,—
заклинаю,— помните!Люди! Покуда сердца стучатся, — Помните! Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Звучит «Реквием» Моцарта
Использованная литература
Евстифеева Е. А. « Пусть память верную… хранят… И наших внуков внуки» - Литература в школе, 2002, № 8
Прокурова Н. С. , Косивцова Л. И. « Война…обнажает характер человека», - Литература в школе, 2004, №4
Б. И. Турьянская, Л. Н. Гороховская, Т. М. Миллионщикова «Литература в 11 классе. Урок за уроком. Часть 2 – М.: Русское слово, 2005
С. Красильщик « Только победа и жизнь»- М.: Дет. лит., 1988.
Горбачёва Н. И. « Идёт война народная…» - М. : Дет. лит.,2009