Традиции и инновации в физическом воспитании
23.10.2014
Выступление на методическом объединении
Традиции и инновации в физическом воспитании
детей дошкольного возраста
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, являюсь основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В связи с этим особое внимание уделяется обновлению содержания образования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день разработано множество программ по физической культуре в дошкольных учреждениях, в том числе авторских, и каждая из них имеет свои особенности. Все они направлены на решение задач охраны и укрепления здоровья ребенка, повышения его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, при этом отличаются содержанием, объемом и подачей двигательного материала.
На сегодняшний день традиционное образование нуждается в особом подходе в организации учебной деятельности — использовании инноваций, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. Многие дошкольные образовательные учреждения наряду с традиционными средствами и формами работы применяют нетрадиционные: ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, восстановительные занятия в сочетании с фито- и психотерапией, аутотренингом, физиопроцедурами и массажем, хореографией (занятия современными и народными танцами). В физкультурных занятиях широко используются элементы фольклора, хатха-йоги, ушу, игрового стретчинга и др. Поэтому, на наш взгляд, одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций. Рассмотрим некоторые из них.
На сегодняшний день одно из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания - его спортизация на основе предложенной известным ученым и организатором спортивной науки В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Другое инновационное направление, дополняющее существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста, - реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор процесса физического воспитания, упражнений для оптимизации условий развития психических процессов. Содержание существующих программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях конкретными рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и формированию у них стойких стимулов к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, определение приоритетного направления, дополняющего содержательную основу системы физического воспитания детей, лежащего в основе построения современной системы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, позволяет активизировать внедрение инновационных программ и технологий в физкультурно-оздоровительную работу с детьми в условиях сохранения традиционно эффективных методик и форм организации образовательного процесса.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
-двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Фрироуп. Что это такое?
Фрироуп — это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).
Для того чтобы понять основную идею данного спорта необходимо просто представить себе полосу препятствий, которую необходимо преодолеть без касания земли. Это увлекательное прохождение различных дистанций… Вы можете преодолевать их в одиночку, борясь с собственными слабостями или бороться с противниками. Этот вид экстремальных развлечений проводится как в открытой природной среде, так и в помещениях. Для него не нужно специальное дорогостоящее оборудование или специально для этого подготовленное сооружение. Участвовать в них может любой независимо от возрастных категорий.
Для безопасности предусматривается следующие элементы: каска, перчатки, одежда, что частично закрывает тело, защищая от возможных падений и ушибов. Также важна поверхность, над которой проводятся выступления участников. Она должна быть смягчать падение, такой как песок, трава, маты.
23.10.2014
Выступление на методическом объединении
Традиции и инновации в физическом воспитании
детей дошкольного возраста
Физическое воспитание занимает важное место в системе дошкольного образования, являюсь основным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В связи с этим особое внимание уделяется обновлению содержания образования по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. На сегодняшний день разработано множество программ по физической культуре в дошкольных учреждениях, в том числе авторских, и каждая из них имеет свои особенности. Все они направлены на решение задач охраны и укрепления здоровья ребенка, повышения его функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, при этом отличаются содержанием, объемом и подачей двигательного материала.
На сегодняшний день традиционное образование нуждается в особом подходе в организации учебной деятельности — использовании инноваций, способствующих разнообразию и пополнению образовательного процесса качественно новым содержанием. Многие дошкольные образовательные учреждения наряду с традиционными средствами и формами работы применяют нетрадиционные: ритмическая и художественная гимнастика, занятия на тренажерах, восстановительные занятия в сочетании с фито- и психотерапией, аутотренингом, физиопроцедурами и массажем, хореографией (занятия современными и народными танцами). В физкультурных занятиях широко используются элементы фольклора, хатха-йоги, ушу, игрового стретчинга и др. Поэтому, на наш взгляд, одной из основных задач обновления содержания физического воспитания дошкольников является определение стратегических линий введения инноваций. Рассмотрим некоторые из них.
На сегодняшний день одно из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания - его спортизация - спортивные тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Другое инновационное направление, дополняющее существующую систему физического воспитания детей дошкольного возраста, - реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор процесса физического воспитания, упражнений для оптимизации условий развития психических процессов. В своих научных исследованиях А.В. Запорожец обосновывает использование возможностей средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих формирование психических процессов у дошкольников. Результаты проведенных исследований дополняют содержание существующих программ обучения и воспитания в дошкольных учреждениях конкретными рекомендациями по освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры и формированию у них стойких стимулов к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, определение приоритетного направления, дополняющего содержательную основу системы физического воспитания детей, лежащего в основе построения современной системы физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, позволяет активизировать внедрение инновационных программ и технологий в физкультурно-оздоровительную работу с детьми в условиях сохранения традиционно эффективных методик и форм организации образовательного процесса.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
-двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; - становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Фрироуп. Что это такое?
Фрироуп — это новый вид двигательной активности с элементами спорта, основанный на преодолении участниками специальных дистанций, состоящих из веревочных элементов, без касаний контрольных поверхностей (земли).
Для того чтобы понять основную идею данного спорта необходимо просто представить себе полосу препятствий, которую необходимо преодолеть без касания земли. Это увлекательное прохождение различных дистанций… Вы можете преодолевать их в одиночку, борясь с собственными слабостями или бороться с противниками. Этот вид экстремальных развлечений проводится как в открытой природной среде, так и в помещениях. Для него не нужно специальное дорогостоящее оборудование или специально для этого подготовленное сооружение. Участвовать в них может любой независимо от возрастных категорий.
Для безопасности предусматривается следующие элементы: каска, перчатки, одежда, что частично закрывает тело, защищая от возможных падений и ушибов. Также важна поверхность, над которой проводятся выступления участников. Она должна быть смягчать падение, такой как песок, трава, маты.