Методическая разработка заседания кружка «Право» на тему: «Права и свободы человека и гражданина»
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслана Оренбургской области
Методическая разработка заседания кружка «Право»
на тему: «Права и свободы человека и гражданина»
Разработала:
преподаватель
высшей квалификационной
категории
О.Н.Репина
2016 г.
Цель: формировать правовую грамотность, правосознания обучающихся и социализация личности обучающихся; обобщить знания обучающихся о правах человека и гражданина; развивать: умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения, необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач, выборе форм поведения и способов защиты прав и интересов человека и гражданина; диагностировать знанияобучающихся в форме опросов и викторины по теме, способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к правам человека и гражданина.
Оформление:На доске записать предложения для анализа:•«Храни порядок и порядок сохранит тебя» (латинское изречение);
•«Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности» (Б. Франклин);
•«Живи по закону, поступай по совести» (латинское изречение);
•«Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости» (Г. Лихтенберг); (Слайд №2)
•«Учись думать о себе и о других» (китайская мудрость);
•«Никогда не делай того, что не пожелал бы себе» (правило Конфуция)План классного часа1.Экскурс в историю
2. «Имею право на…»
3. «Выборы»
4. Работа группы «Права и обязанности» Части 1 и 2
5. «Квалификация преступлений и ответственность»
6. Анкетирование. Викторина
7.Советы обучающимся
1.Студент1(Слайд №3-6):. С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют. Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху. Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению, в битвах и войнах.
Слабый не имел никаких прав. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и другое.
Предварительное слово преподавателя.Ребята! Вы уже знаете, что у вас есть определённые права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
-Прочитайте тему игры-викторины на слайде №1.
-Вспомните, кого в государстве называют гражданином?
-Сформулируйте цели нашего занятия.
Постановка цели и задач урока-викторины.
Студенты:Читают название темы мероприятия.
Гражданин- это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.
Участвуют в постановке цели игры-викторины: «Возможно, мы ещё раз поговорим о правах и обязанностях граждан РФ, подробнее остановимся на том, как пользоваться своими правами, не нарушая прав других».
Студент 2 (Слайд №7-9): Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и, ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Основные положения Конвенции. Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);
IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);
V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);
VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.
Студент 3(Слайд №10-12).В Конвенции о правах ребенка (Статья 6. Право на жизнь), записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.
-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
-Я полагаю, что жители Спарты были не правы.
- К примеру, великий полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
В наши дни тоже рождаются очень слабые и больные дети. За такими детьми необходим специальный уход: полноценнее питание, лечение. И если, подрастая, они будут заниматься спортом, то могут стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым – помогать.
Преподаватель:
Конвенция о правах ребенка содержит не только права. Она четко указывает границы перехода от детства к взрослой жизни.
Только родившись, человек приобретает по закону иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка.
Задание №1.«Имею право на..»(Слайд №13-15)
-Из списка предложенных прав попробуйте выбрать, на ваш взгляд, права, которые относятся к определенной категории гражданской правоспособности и дееспособности. Обоснуйте своё мнение.
Возраст: от 0 месяцев до 6 лет.
Ты приобретаешь право на гражданство.Имеешь право на имя, отчество и фамилию.
Имеешь право посещать детский сад.Может быть заключен договор банковского вклада в банке.
Возраст: от 6 до 14 лет.
Ты в праве самостоятельно заключать:- мелкие бытовые сделки;- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;- даешь согласие на изменение своего имени и фамилии;- даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью либо на восстановление родительских прав своих родителей;- выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода;- вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;- допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей).
Возраст от 14 до 18 лет.
Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву.
С этого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина РФ.С письменного согласия родителей вправе совершать любые сделки.Вправе распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей).С этого возраста ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам.Подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления.Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласие родителей, усыновителей или попечителя занимаешься предпринимательской деятельностью.
Преподаватель:(Слайд № 16-18).Кроме этого на защите прав человека и гражданина стоит Конституция РФ, которая была принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Кроме Конституции права прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», Законе «Об образовании», Законах «О выборах»
Задание №2 «Выборы».В ряду конституционных прав граждан РФ особое место занимает избирательные права граждан. Выбирая лицо на должность мы с вами реализуем активное избирательное право- право избирать в различные органы власти на разных уровнях.
(Слайд №19) перечислены различные должности. Необходимо определить лиц с выборными должностями.
1. Министр.
2. Командующий армией.
3. Президент России.
4. Глава Администрации Борисовского сельского поселения.
5. Директор техникума.
6. Депутат городского совета.
7. Член Верховного Суда РФ.
8. Депутат Государственной Думы.
9. Межрайонный прокурор.
10. Член Молодежной палаты МО «город Бугуруслан»
Ответ: Президент России, глава Администрации Борисовского сельского поселения, депутат городского совета, депутат Государственной Думы. Член Молодежной палаты МО «город Бугуруслан».
Задание №3«Права и обязанности» Часть 1.
-Кроме прав у гражданина есть обязанности, и они неразрывно связаны между собой. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело.
-Следующее задание: распределите в два столбика права и обязанности обучающегося.
(Слайд № 20)Распределите в два столбика права и обязанности обучающегося.
1. Уважение мнений всех обучающихся и преподавателей.
2. Бесплатное образование.
3. Удобное рабочее место.
4. Посещение техникума в предназначенное для этого время.
5. Активное приобретение знаний.
6. Защита личной собственности.
7. Во время учебных занятий не пользоваться мобильными телефонами.
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
9. Бережное отношение к имуществу техникума.
10. Сотрудничество с преподавателями.
Ответ:
Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9
Часть 2. Согласно Устава техникума и правил поведения обучающихся дополните список обязанностей обучающихся.Возможно, ваши предложения можно будет подсчитать за законотворческую инициативу и дополнительно внести в Устав нашего образовательного учреждения.
Задание №4 «Квалифицируй преступление». Часть1.(слайд№ 21-24)выписаны задания в первый столбик, прочитайте их. Определите во втором столбике юридическую квалификацию преступлений.
№п/п Противоправные действия Юридическая квалификация
Иван исписал стены здания Администрации МО «город Бугуруслан» надписями «Спартак - чемпион!» Вандализм
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете Кража
Алина села в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» Угон
Вячеслав сообщил в полицию о том, что в техникуме, якобы заложена бомба. Занятия были отменены Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Василий, студент 4 курса заставил первокурсника Сергея дать 100 рублей Вымогательство
Никита и Денис приставали к пассажирам в автобусе, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения Хулиганство
Светлана, находясь в неприязненных отношениях с Татьяной, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания Оскорбление
Виктор отобрал у Константина мобильный телефон Грабеж
Задание №4 «Ответственность».Часть 2.(Слайд № 25-29)
На слайде №6 вашему вниманию представлены разные виды (меры) наказаний за совершенные преступления и проступки.
Для решения вам предлагаются следующие 4 вопроса
1. Это один из наиболее древних видов наказания. Изначально он возник в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». К настоящему времени в мире насчитывается 130 стран, отменивших данный вид наказания в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют и продолжают применять эту меру.
(Ответ: 7 смертная казнь)
2. Какие виды наказания могут быть применены к несовершеннолетнему лицу? (Ответ: 2, 3, 4, 6 штраф, лишение свободы, исправительные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью)
3. Николай, студент 1 курса, играл в учебном кабинете теннисным мячом. Ему сказали, чтобы он это не делал. Коля не отреагировал на замечания и случайно разбил окно в кабинете. Какую меру наказания (из перечисленных на экране) понесет Коля.
(Ответ: 2- штраф и возмещение ущерба)
4. Двое 15- летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 20 тысяч руб. Какой вид наказания может последовать после возбуждения в отношении них уголовного дела. (Ответ: 3 - лишение свободы до 5 лет и возмещение стоимости ущерба).
4. Анкетирование (Слайд № 30).По каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы (на экране, Слайд №)
Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
Викторина (Слайд №31-36) .
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Конституции:
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. (ст.35 )
Папа Карло: «Я даю тебе Буратино азбуку» Буратино:….(ст. 43)
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. (ст. 20.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно.(Ст. 25.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу.(Ст.22.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни.(Ст.20)
Преподаватель.Дорогой друг, ты переступил порог техникума, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одногруппники, преподаватели. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» студентов.Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие техникума.Права есть, как у взрослых, так и у студентов.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!Советы обучающимся. (Слайд № 37-38)
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ техникума – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как обучающегося.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в техникуме не один, вокруг тебя твои одногруппники и преподаватели, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, техникум - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести записи на учебных занятиях.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в техникум родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи классным руководителям. Совместно с администрацией техникума они постараются помочь тебе.
Заключение: Подведение итогов (рефлексия).- Студенты, мне понравилась ваша работа. Вы были активными и заинтересованными.
Что нового вы узнали сегодня?
-После всей проделанной работы, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
«Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, а права других людей не нарушались?»
высказывания:
-чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей;
-когда говоришь о своих правах, помни – у других тоже есть права;
-уважай мнение других, если желаешь, чтобы уважали твоё мнение и др.