Конспект урока по обществознанию на тему Права и свободы человека и гражданина в России


Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России.
Учитель: Батракова Татьяна Алексеевна
Предмет: обществознание
Класс: 8
Дидактическая цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина,
Задачи:
Обучающая: ознакомиться с содержанием статей  главы 2 Конституции РФ, познакомить учащихся с основными правами гражданина и показать способы их реализации в жизни
Развивающая: способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративныйОсновной учебник:  Соболева, О.Б., Чайка, В. Ч. Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций, М: Вентана-Граф, 2016.
Основные понятия:  Конституция, личные права, правовой статус личности, социально-экономические права, гражданство, политические права
Структура урока:
I этап 5 мин.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Мотивация
ЦелеполаганиеII этап – 35 мин.
Изучение нового материала..Осознание и осмысление полученной информации.
Закрепление знаний и умений на практике.
III этап– 5 мин.
Подведение итогов урока.
Объяснение домашнего задания.
Рефлексия.

Ход урока.

Организационный этап.
Приветствие учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.
Актуализация знаний по теме.
Всегда ли люди были равны?
Должны ли люди быть равны в своих правах? Почему?
В чём заключается высшая ценность государства?
Какой документ называют «законом высшей юридической силы»? Почему?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это главный закон государства, который имеет высокую юридическую силу. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.
Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки. Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.
Теперь, попробуйте определить тему урока
Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?
Учащиеся участвуют в определении задач урока.

Изучение нового материала.
В истории развития цивилизации не все люди признавались субъектами права, то есть лицами, активно действующими в области правовых отношений. Приведите примеры.
Ответы учащихся
Законы, другие нормативные акты определяют правовой статус личности.
Работа с учебником.
(Учитель даёт задания учащимся, учащиеся выполняют задания.)
Откройте учебник на с. 104, прочитайте определение правовой статус личности и запишите в тетрадь.
Запись в тетрадь: Правовой статус личности- система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленная в нормах правах.
Существует несколько видов правового статуса. Какие?
Работа с учебником
Стр. 105 (схема)
Мы поговорим о специальном статусе. Все права и свободы можно разделить на права человека и права гражданина.
В чем разница этих понятий?
Ответы учащихся
Правильно права человека мы приобретаем с момента рождения. Какие это права?
Обратимся к учебнику, стр. 105.
Ответы учащихся
Найдите подтверждение ваших слов в Конституции Ст. 2.(работа с текстом Конституции)
Права граждан мы приобретаем в момент приобретения гражданства (работа с текстом Конституции, Ст. 2)
Как можно получить гражданство? (работа с текстом учебника, стр. 108)
Ответы учащихся
Какие документы подтверждают, что я гражданин России?
Ответы учащихся
Правильно самый главный документ- это паспорт.
Работа с учебником стр. 110
Практическое задание
В 20 лет вы пришли менять паспорт, а вместо замены на вас наложили штраф. В каком случае возможна такая ситуация?
(обсуждение и ответы учащихся)
Для выезда из страны необходим еще один документ. Это загранпаспорт. (работа с текстом учебника стр. 108)
Практическое задание
Студент N поехал на лето к бабушке, которая живет на Украине. По дороге туда его через границу пропустили, а по дороге обратно сказали, что паспорт недействителен. В каком случае возможна такая ситуация?
У россиянки и француза родился ребенок, но они не могут договорится о месте его проживания. В каком случае он будет иметь российское гражданство?
(Обсуждение и ответы учащихся)
Помимо прав, каждый гражданин имеет и обязанности
(Учитель даёт задания учащимся, учащиеся выполняют задания.)
Самостоятельно изучите стр. 112-114. Рассмотрите иллюстрации на стр. 114 и определите, что относится к правам, а что к обязанностям граждан.
(Учащиеся изучают текст, анализируют)
Ответы учащихся, обсуждение.
Согласны ли вы, что нет прав без обязанностей?
Подведение итогов урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
(Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.)
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся, выставляет отметки, даёт замечания по уроку.
Домашнее заданееПараграф 15-16, выписать в тетрадь любые 1ё0 прав из Конституции РФ или из параграфа и рассиавить их в порядке уменьшения их значимости для вас лично.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке используя пословицы
Шевелил мозгами
Хлопал ушами
Краем уха
Спасибо за урок!