Программа внеурочной деятельности по литературе Радуга в слове. Модуль для 5 класса Чудесный мир литературы
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение «Соболевская средняя школа»
Соболевского муниципального района
Камчатского края
Согласовано:
Заместитель директора по воспитательной работе
_________________________________
/Кускунакова Н.Л. Утверждаю:
И.о. директора МКОУ «Соболевская средняя школа»
______________________ /Позднякова А.В./
Приказ №__________от « »____________2015г
Программа внеурочной
деятельности по литературе
«Радуга в слове».
(в соответствии с ФГОС ООО)
2016-2020 учебные годы
(программа ориентирована на детей 11 – 15 лет).
Направление: духовно-нравственное
Составитель:
Сатурина Анна Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Соболевская средняя школа».
Соболево, 2016 г.
Пояснительная записка.
Литература – выдающийся дар, переданный нам предыдущими поколениями. На плечи учителей литературы возложена обязанность не только рассказать детям об этом даре, но, что самое главное, мы должны научить понимать ценность этого дара. Ребенок должен ощутить «особую погруженность» в литературный текст, в литературно-культурное видение мира, для этого его нужно заинтересовать словом, очень важно показать, каким ёмким и образным оно может стать, что слово подобно кристаллу, каждая грань которого наполнена своей краской, своим смыслом и своей историей. Задача учителя - подарить ребенку возможность ощутить себя художником, обладающего радужной палитрой красок и стремящегося словом нарисовать образ.
Программа внеурочной деятельности по литературе «Радуга в слове» призвана помочь учителю создать не только ореол максимального погружения в слово, в текст, но и дать возможность детям творчески переосмыслить предоставленный для работы художественный текст, сделать его частью личностного опыта.
Данная программа носит модульный характер и предполагает сопровождение ученика в течение 5 лет, поскольку охватывает 5 – 9 классы. Разделение программы на 5 модулей концептуально, поскольку каждый модуль определен тематически конкретным литературно-культурологическим концептом (например: модуль 5 класса – концепт «чуда», «чудесного»), при этом уже в названии модуля заложен концепт, сопровождающий школьника в течение всего года.
Такой подбор литературного материала, позволит ученику самостоятельно проводить литературно-культурные параллели между образами, созданными мастерами слова и историко-культурными знаниями, традициями, образами, сопровождающие человечество и нашедшие отражение в искусстве (в самых различных его проявлениях), кроме того, у ребят появится возможность оценить уникальность авторского видения мира писателя и его стиль.
Курс в большей или меньшей степени включает региональный компонент, являющийся необходимым для формирования у учащихся любви к малой родине, чувства сопричастности к литературно-культурному наследию, частью которого мы являемся, уважительного отношения к наследию народов, проживающих на территории Камчатского края.
Таким образом, рассмотрение материала, где в центре расположена не личность поэта, писателя, включенная в хронологический ряд, выдающихся мастеров слова, а некая идея (мазок красок, штрих) автора, станет основой для развития критического мышления ученика, способного дистанцированно сопоставить авторские стили по конкретному способу отражения поэтического мира. К концу каждого учебного модуля, а также программы в целом в сознании ребят сформируется понимание многомерности, радужности отдельных литературно-культурологических архитипов, понятий, идей.
Модули программы внеурочной деятельности по литературе «Радуга в слове».
1 модуль – 5 класс «Чудесный мир литературы» (концепт «чудо»).
2 модуль – 6 класс «Путь к книге» (концепт «путь», «дорога»).
3 модуль – 7 класс «Моя первая любовь» (концепт «любовь»).
4 модуль – 8 класс «Между небом и землей (концепт «пространство»).
5 модуль – 9 класс «Время – загадка для человека» (концепт «время»).
Актуальность программы определяется тем, что умение интерпретировать литературный текст для современной школы становится приоритетным, поскольку сочинение, основанное на понимании литературного текста, проблем, обозначенных в нем автором, (и даже роли языковых единиц текста), вынесено на государственный экзамен по русскому языку.
С 2014 – 2015 учебного года выпускник 11 класса, чтобы получить допуск к сдаче ЕГЭ, пишет сочинение на литературную тему по одному из пяти направлений, сформулированных Министерством Образования Российской Федерации в начале учебного года. Следовательно, учащиеся 11 класса должны иметь достаточно обширный читательский опыт, формирование которого нужно начинать как можно раньше. Такой опыт складывается не только из практики прочтения текста, старшеклассник должен понимать мировоззрение автора, нашедшее отражение в произведении, а чтобы это понять нужно встать на позицию человека, осмысленно создающего литературный текст, школьнику нужно научиться быть творцом-художником в самом широком смысле слова.
Программа «Радуга в слове» не ставит перед собой задачу научить ребенка писать сочинение на литературную тему, программа пытается активизировать учащихся на самостоятельное литературное творчество, на желание отразить в слове собственное мировоззрение, но на основе литературного текста.
Цели:
Способствование духовному и личностному формированию ребенка, обладающего национальным самосознанием и чувством патриотизма; а также стимулирование развития креативно-интеллектуальных способностей учащегося на основе фольклорных произведений и произведений признанных мастеров слова в отечественной и зарубежной литературе.
Задачи:
1. последовательно формировать интерес к литературному наследию нашей и зарубежной культуры;
2. развивать представления о включенности литературы в общий (мировой) культурный процесс;
3. формировать представление о семантической ёмкости и культурной значимости отдельных слов, используемых писателями;
4. последовательно и целенаправленно развивать умение «видеть» текст: интерпретировать, анализировать, комментировать, находить культурологические параллели и архитипичные образы;
5. развивать умение вживаться в образ литературного героя, понимать ход его мысли, причины поступков;
6. развивать умение выразительно и вдумчиво читать текст;
7. стимулировать интерес учащихся к созданию собственных текстов для расширения личностного опыта;
8. поэтапное формировать общеучебные умения и универсальные учебные действия (выдвигать гипотезы, формулировать выводы, искать необходимую информацию и т.д.).
Отличительные особенности данной программы.
- курс состоит из нескольких модулей, сопровождающих школьника с 5 по 9 класс, что позволяет непрерывно систематизировать и пополнять знания школьников;
- в центре каждого модуля расположен некий литературно-культурологический концепт (например: «путь», «чудо», «пространство», «время»), объединяющий все литературные тексты, подобранные в рамках каждого отдельного модуля;
- внеаудиторные занятия часто проводятся в форме мастер-классов прикладного характера «делаем своими руками», что позволяет глубже погрузиться в литературный текст, сделать его предметным, понятным, знакомым (особенно это актуально для занятий в 5 – 7 классе). (Например: в модуле для 5 класса – одной из форм работы является создание воздушного змея при работе с рассказом Р.Д. Бредбери «Дядюшка Эйнар»);
- поскольку в центре каждого модуля находится некий концепт, всестороннее изучение которого идет в течение всего года, ребенок, занимающийся по такой системе внеурочных занятий, к концу 9-го класса накопит определенный багаж архитипичных образов, знания о которых необходимы будут при сдаче сочинения на литературную тему в 11 классе;
- литературный материал, подобранный для каждого модуля, соответствует возрастным интересам школьника;
- курс направлен стимулировать развитие индивидуальности ребенка и его стремления к самовыражению на основе литературного материала;
- в процессе занятий у школьника развивается стремление к творческому переосмыслению литературных образов;
- поскольку на занятиях соединяется литературный и культурологический материал, в сознании ребенка постепенно сформируется представление о целостном развитии искусства;
- материал расположен в хронологическом порядке, что позволяет сформировать представление о поэтапном становлении искусства (где литература рассматривается как вид искусства);
- на занятиях привлекается краевой материал (как культурологический, так и литературоведческий), что способствует формированию представления о включенности культуры народов Камчатки в литературно-культурное и историческое наследие нашей страны, о современных писателях-земляках.
- программа внеурочной деятельности по литературе «Радуга в слове» не ставит задачу научить ребенка писать сочинение на тему…, программа пытается лишь активизировать желание учащихся отразить, высказать словом свое видение мира (литературный текст выступает неким фундаментом, почвой для ребенка).
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы.
Поскольку вся программа модульная, охват детей представлен с 5 по 9 класс (11 – 15 лет).
Модуль «Чудесный мир литературы» для 5 класса ориентирован на детей 11-летнего возраста. Перейдя в 5 класс, дети продолжают верить в чудесные превращения, в волшебство, но достаточно сформированный личностный опыт и критическое мышление помогают разграничить вымысел и реальность, это является основой для интерпретации и анализа текста.
Модуль «Путь к книге» для 6 класса - дети 12 лет. В 12-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться осознанное отношение к книге. В этом возрасте возникает интерес не только к тому, что сказано, но и к тому, как сказано.
Занятия с детьми 11- 12 лет обязательно включают игровые элементы, поскольку такая форма работы снимает рамки обучающей работы, раскрепощают детей, помогает раскрыть индивидуальность ребенка, поэтому игровые методы работы с детьми преобладают над другими способами обучения и воспитания.
Модуль «Моя первая любовь» для 7 класса - дети 13 лет. Подростковый возраст характеризуется возникновением чувства влюбленности, а соответственно подобранные тексты станут основой для того, чтобы понять неповторимость, уникальность своего переживания, научат лучше понимать окружающих. На занятиях с детьми этого возраста активное использование игровых методов сменяется креативно-творческими заданиями, способствующие раскрытию личности ребенка.
Модуль «Между небом и землей» для 8 класса (дети 14 лет) и модуль «Время – загадка для человека» для 9 класса (дети 15 лет) взаимосвязаны, так как рассматривают пространственно-временные отношения. В 14-15 ребенок ориентирован на осмысление философских, бытийных вопросов, поскольку пытается понять свою роль и значимость в этом мире, а произведения этих программ помогут ребенку обратить особое внимание на интересующие его вопросы. Тексты, подобранные в рамках этих программ, призваны расширить рамки видения проблемы, показать их космический масштаб. Эти занятия в меньшей степени реализуют игровые моменты, но на них акцентируется внимание на моделировании пространства, условном воспроизведении текстового времени, это достигается при помощи театральных постановок, конференций.
Особенности реализации программы.
Место проведения занятий:
в зависимости от вида деятельности занятия могут проводиться как в учебном кабинете, так и в музее, библиотеке, актовом зале, игровой площадке.
Вид группы – профильный. Набор детей – свободный.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: групповые и индивидуальные;
по виду деятельности (познавательные, игровые, художественные, проблемно-ценностные, социально преобразующие).
по времени, необходимому для подготовки к занятию (экспромтные и требующие время на предварительную подготовку);
по особенностям коммуникативного взаимодействия: экскурсия, беседа, практикум, конференция, театральная постановка, литературный вечер;
по взаимодействию с другими людьми («открытые» и «закрытые»);
Режим занятий:
длительность занятий с 5 по 9 класс 45 минут.
Объем учебных часов.
Программа для 5 класса рассчитан на 68 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю), программа для 6 класса – 68 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю), программа 7 класса на 68 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю), программа для 8 класса – 68 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю), программа 9 класса на 68 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю).
Программой для 5 класса предусмотрено 20 аудиторных занятий и 48 занятий внеаудиторных (резервные занятия предполагают внеаудиторную форму проведения).
Описание ценностных ориентиров.
Внеурочная деятельность по литературе многофункциональна, поскольку одновременно с обучающей задачей, которая стоит перед любым учебным предметом, решает вопросы воспитательного характера, связанные, во-первых, с духовно-личностным формированием школьника, во-вторых, с определения представления школьника о его социо-культурной идентичности.
На занятиях внеурочной деятельности по литературе «Радуга в слове» школьник знакомится с художественными текстами, находящимися за рамками школьной программы. В процессе анализа сюжета произведения, а также проблем, решаемых его героями, ученик пополняет личностный опыт, за счет того, что раздвигает рамки обыденной жизни: учится моделировать, ситуацию, создаваемую автором, пытается понять ее причины и последствия.
В процессе работы с текстами, относящимися к разным культурно-историческим вехам нашей и зарубежной литературы, но объединенных одним концептом, у ученика постепенно начинает развиваться представление о мифологичности и архитипичности некоторых литературных образов, также появляется представление о культурно-исторической «насыщенности» слова. Следовательно, внеурочная деятельность по литературе по литературе «Радуга в слове» определяет следующие ценностные ориентиры:
Личностные:
- Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Семейные:
- Ценность семьи - определяет преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность толерантности – направленность на терпимое взаимодействие с другим человеком, отличающимся внешними и(или) внутренними характеристиками.
Социальные:
- Нравственно-эстетическая ценность – общее представление и культивирование норм морали и нравственности, культурно сложившихся в русском обществе
- Ценность культурного наследия – стремление сохранить и передать через поколения то культурное наследие, частью которого мы являемся.
- Ценность гражданственности – определяет желание самоиндентификации и интеграции в российское общество, имеющее выдающееся историческое прошлое, настоящее и будущее.
- Ценность патриотизма – одна из зрелых и осознанных ценностей, которая выражена в понимании любви к родной земле и желании служить Отечеству.
Виды деятельности.
Художественное творчество.
Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение.
Игровая деятельность.
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).
Формы подведения итогов работы.
Поскольку внеурочная деятельность первостепенно преследует воспитательную, а уж потом обучающую цель, формы подведения итогов на занятиях «Радуга в слове» личностно-ориентированы, так как цель каждого модуля и, следовательно, всего курса состоит в «эмоциональном пробуждении» ученика в качестве «думающего и пытливого» читателя.
Итоговые работы после каждого раздела предполагают обобщение полученных знаний, но в призме полученного личностного опыта учеников, поэтому выбраны следующие формы подведения итогов: театрализованные представления, литературные коллажи и вечера, конференции, представление проектов, судебные заседания (8-9 класс), художественное чтение.
Способы проверки знаний:
педагогическое наблюдение;
поскольку тексты, разбираемые на внеурочных занятиях достаточно небольшие по объему, особенно в 5-6 классах, один из способов проверки знаний – эмоционально-выразительное прочтение текста или его отрывка, такой способ особо применим и часто используем при работе с ребятами, у которых возникают сложности при анализе текста;
викторины, кроссворды (позволяют проверить уровень фактически усвоенных знаний);
подготовка и представление проектов (такая форма работы дает возможность реализации разноуровневых заданий);
подготовка и проведение литературных вечеров и коллажей, судебных заседаний (такая форма работы дает возможность реализации разноуровневых заданий);
представление текстов собственного написания (по которым можно понять уровень погружения в литературное пространство)
подготовка и представление докладов на конференции (продуктивен в работе с ребятами, знания которых позволяют обобщить предоставленный материал).
Планируемые результаты освоения программы.
Реализация данного курса обеспечивает определенное достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование потребности в чтении, необходимой для познания мира и самого себя;
- желание литературно-творческого выражения личности ученика;
- восприятие литературы как особого вида искусства;
- знакомство и приобщение к мировому культурно-историческим наследию и расширение культурологического кругозора школьников.
- стремление учащихся понять глубинный смысл, заложенный автором, и создать собственный текст, в котором есть некие культурологические параллели;
- формирование желания «эмоциональной сопричастности» по отношению к литературному тексту;
- формирование положительного отношения к чужому мировоззрению или видению проблемы;
- развитие отзывчивости, доброжелательности, толерантности;
Метапредметные результаты:
- овладение приемами поиска нужной информации;
- понимание и освоение алгоритмов работы (анализа, комментирования, интерпретации);
- умение выдвигать гипотезу при интерпретации, анализе, комментировании и доказывать ее обоснованность;
- овладение и активное использование приемов логики (сравнение, обобщение, синтез, анализ и др.);
- освоение умением работать с информацией (выбирать главную информацию, находить ответы на интересующие вопросы);
- способствование умению развернуто и грамотно выражать свои мысли.
- умение формулировать проблемные вопросы и разрабатывать пути для ответа на них.
Предметные результаты:
- формирование определенного уровня читательского знания (опыта);
- овладение приемами интерпретации художественного текста;
- умение пользоваться литературоведческими словарями и справочниками;
- умение проектировать конструкцию собственного текста;
- умение создавать яркие, выразительные образы в собственном тексте;
- овладение в устной и письменной речи нормами литературного языка;
- формирование терминологической литературной базы;
- умение понимать стилистическую принадлежность слова и текста.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
по литературе «Радуга в слове»:
1 уровень.
Приобретение школьниками знаний о культурно-исторических образах, архитипах, нашедших отражение в литературном наследии, о правилах существования и организации историко-культурных явлениях (например: особенности организации и жизнедеятельности ярмарки – из модуля для 5 класса «Чудесный мир литературы»), приобретение знаний о правилах литературного творчества, о способах нахождения информации в справочной литературе.
2 уровень.
Развитие ценностного отношения школьника к родному Отечеству, к истории своей страны, к культурно-литературному наследию своей страны, получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
3 уровень.
Опыт литературной интерпретации, опыт самостоятельного написания литературных текстов, опыт социально полезных дел.
Учебно-тематический план «Чудесный мир литературы»
(модуль для 5 класса).
№ Название раздела \ тема Количество часов
всего аудит-ые внеаудит-ые
Введение. 1 Введение. Мир литературы – мир волшебства. 1
Раздел 1. Волшебство народной сказки. 12 5 7
1.1. Волшебство в сказочной культуре русского народа. 1 1
1.2. Волшебные сюжеты в русской народной сказке «Перышко Финиста ясна сокола». 1 1
1.3. Экскурсия в музей «Культура и обычаи народов Камчатки». 1
1.4. Сказочные мотивы в ительменских народных сказках (ительменская народная сказка «Кутх»). 1 1
1.5. Сопоставительный анализ волшебных образов птиц в русской народной сказке и ительменской народной сказке. 1 1
1.6. Подготовка материала и проведение литературоведческой конференции «Общность и различия в понимании художественного мира в русских волшебных сказках и ительменских сказках». 1 2
Раздел 2. Мистификация и демоничность в творчестве А.С. Пушкина. 11 2 9
2.1. Экскурсия в музей «Роль женщины в русской культуре». 1
2.2. Женские образы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 2.3. Экскурсия в библиотеку «Демоничность женского образа в мировоззрении славян». 1
2.4. Работа над образами литературного коллажа. 2
2.5. Литературный коллаж «Женские образы в сказках А.С. Пушкина». 1
2.6. Мистика и игра в повести А.С. Пушкина «Метель». 1 2.7. Встреча с поэтами и писателями района. Мастер-класс «В поисках нужного слова». 1
2.8. Чудесная игра со словом, с сюжетом в повести А.С. Пушкина «Метель». 2
2.9. Литературный вечер «Моя метель». 1
Раздел 3. Ярмарка глазами Н.В. Гоголя (повесть «Сорочинская ярмарка»). 8 2 6
3.1. Экскурсия в музей «Ярмарка в жизни русского человека». 1
3.2. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». 1 1
3.3. Экскурсия в библиотеку «Мир словарей». 1
3.4. Работа над проектами «Словари русской ярмарки». 1 2
3.5. Презентация проектов «Словари русской ярмарки». 1
Раздел 4. «Подари чудо ближнему…» (по творчеству Александра Ивановича Куприна). 5 1 4
4.1. «Чудесные» люди в мировоззрении А.И. Куприна (на основе рассказа «Чудесный доктор»). 1 4.2. Чудесные «цветы доброты». 1
4.3. Литературные портреты рассказа «Чудесный доктор». 1
4.4. Подготовка и проведение литературного вечера «Доброта наших рук». 3
Раздел 5. Иносказательность простых чудес для Андрея Платонова. 8 3 5
5.1. Могущество слова в рассказе Андрея Платонова «Разноцветные бабочки». 1 1
5.2. Экскурсия в библиотеку «История формирования и жизни аллегории». 1
5.3. Аллегорические образы в рассказе Андрея Платонова «Разноцветные бабочки». Мастер-класс «Создаю иносказание в тексте». 1 1
5.4. Подготовка и проведение литературной конференции по творчеству Андрея Платонова «Чудеса в жизни простых людей». 1 2
Раздел 6. Волшебство человеческой души в творчестве Н.С. Лескова. 8 2 6
6.1. Стиль автора. 1 1
6.2. Рождество – время чудес. Влияние рождественского времени на судьбу. 1
6.3. Чудеса Рождества в поэтическом мире Н.С. Лескова 1 1
6.4. Работа над совместным проектом «Иллюстрированное издание рассказа Н.С. Лескова «Зверь», дополненное комментариями учеников». 2
6.5. Представление проекта. 1
Раздел 7. Реальность волшебства Рея Бредбери. 10 4 6
7.1. Экскурсия в библиотеку «Крылья человечества: мифы, литература, история». 1
7.2. Крылатый человек в рассказе Рея Бредбери «Дядюшка Эйнар». 1 1
7.3. Мастер-класс «Воздушный змей своими руками». 1
7.4. Подготовка к вечеру литературного детского творчества «Мои крылья». 2
7.5. Вечер литературного детского творчества: Мои крылья». 1
Раздел 8. Подведение итогов года. 4 1 3
8.1. Подготовка к обобщающей конференции «Калейдоскоп чудес». 1 2
8.2. Обобщающая конференция «Калейдоскоп чудес». 1
8.3. Резервное занятие. 1
Итого 68 20 48
Содержание программы «Чудесный мир литературы»
(5 класс).
Введение (1ч.).
Введение. Мир литературы – мир волшебства(1ч.).
Беседа «Мир книги для меня». Викторина «Литературный эрудит». Игра «Я – актер!». Самостоятельная формулировка школьниками задач, решить которые они смогут в течение года.
Раздел 1. Волшебство народной сказки (12ч.).
1.1. Волшебство в сказочной культуре русского народа (2ч.).
Викторина «Сюжеты волшебных сказок». Волшебная сказка как жанр устного народного творчества. Театральная постановка сказки «Волшебный клубочек». Волшебные мотивы, предметы в русской народной сказке, особенности построения сюжета. Беседа «Актуальность волшебной сказки».
1.2. Волшебные сюжеты в русской народной сказке «Перышко Финиста ясна сокола» (2ч.).
Кроссворд «Волшебные предметы в сказках». Выразительное прочтение сказки. Специфика названия сказки. Сквозные волшебные мотивы и сюжеты в сказке, чудесные превращения. Игра «Третий лишний». Пространственное разделение сказки, где образ Финиста – персонаж, который воплощает искренность и правду и который соединяет сказочно-реалистические знания, способности, а также небесно-земные пространства. Игра-викторина «Кто здесь живет: сказка или реальность». Образ птицы: символ, традиция, культура. Способы создания образности. Беседа «Современное понимание (интерпретация) волшебной сказки». Формулирование проблемного вопроса: «Может ли герой сказки быть хитрым обманщиком»?
1.3. Экскурсия в музей «Культура и обычаи народов Камчатки» (1ч.).
Рассказ экскурсовода о культуре и обычаях народов Севера, о том, как первоначально происходило освоение Камчатки, о народах населяющих полуостров. Особенности видения мира коренными народами Севера. Верования народов Камчатки. Мифы и сказания ительменов и коряков. Специфика понимания образа птицы.
1.4. Сказочные мотивы в ительменских народных сказках (ительменская народная сказка «Кутх») (2ч.).
Поиск ответа на поставленный ранее проблемный вопрос. Кутх – герой ительменских народных сказок. Хитрость и пронырливость - характерные черты для Кутха. Смех над Кутхом – естественное продолжение культуры ительменов. Жанровое своеобразие ительменских сказок. Выразительное прочтение сказки. Композиционные особенности: соединение обряда и сказочного мотива. Инсценировка сказки «Кутх». Игра «Поймай сказочного оленя».
1.5. Сопоставительный анализ сказочных представлений птиц в русской народной сказке и ительменской народной сказке (2ч.).
Сопоставительный анализ сказок, перекликающийся с сопоставлением мировоззрений, отраженных в сказке. Интерпретация отдельных сюжетов и образов (на основе ительменской народной сказки «Кутх и лиса» и русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола»).
1.6. Подготовка материала и проведение литературоведческой конференции «Общность и различия в художественном мире русских волшебных сказок и ительменских народных сказок» (3ч.).
Работа по группам. Группа 1: «Отражение в мировоззрении народов Севера образа птицы»; группа 2: «Отражение в видении славян образа птицы»; группа 3: «Сопоставление образов Кутх – Финист ясный сокол».
Раздел 2. Мистификация и демоничность в творчестве А. С. Пушкина (11ч.).
2.1. Экскурсия в музей: «Роль женщины в русской культуре и культуре народов Севера» (1ч.).
Сопоставительный рассказ экскурсовода о роли женщин в мировоззрении славян и коренных народов Севера. Представление предметов быта и одежды славянских женщин и женщин народов Севера.
2.2. Женские образы в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (1ч.).
Выразительное чтение «Сказки…». Игра «Создай образ». Сопоставительный анализ положительных и отрицательных женских образов сказки с точки зрения их сверхзнания и сверхспособностей. Игра «Помоги маме, бабушке…». Формулировка проблемных вопросов, на которые ответит экскурсия в библиотеку (следующее занятие): «Почему женские образы сказки наделены сверхзнаниями и сверхспособностями, а мужские – нет?», «Каковы истоки такого восприятия женского образа?».
2.3. Экскурсия в библиотеку «Демоничность женского образа в мировоззрении славян» (1ч.).
Рассказ библиотекаря о мистических способностях женского образа в видении славян. Краткий обзор фольклора, древнерусской литературы и классической отечественной литературы, где раскрываются сверхъестественные способности женщины. Викторина «Угадай-ка».
2.4. Работа над образами для литературного коллажа (2ч.).
Подбор колоритных отрывков, из которых видно, как героини сказок А.С. Пушкина через поступки характеризуют себя, как через их реплики становится известно о сакральных знаниях, им открытых. Работа над выразительным прочтением найденных отрывков. Создание театральных образов (как положительных, так и отрицательных) сказок А.С. Пушкина. Игра «Актер». Совместная работа над сценарием литературного коллажа. Игра «Найди пару».
2.5. Литературный коллаж: «Женские образы в сказках А.С. Пушкина» (1ч.).
Рассказ о языческом восприятии женского образа как некое сверхзнающее демоническое существо, театральное представление некоторых женских образов из сказок А.С. Пушкина. Беседа «Параллели между женскими образами сказок А.С. Пушкина и языческим восприятии женского образа».
2.6. Мистика и игра в повести А. Пушкина «Метель» (1ч.).
Выразительно-комментированное прочтение повести «Метель». Работа со словом «метель»: как слово было образовано, истоки слова, причины, которые могли повлиять на выбор именно этого слова из обширного синонимичного ряда, в который включено это слово. Анализ отрывка, в котором рассказывается о том, как Владимир плутал в метель. Выявление способов создания динамики в тексте. Игра «Создай образ».
2.7. Встреча с поэтами и писателями района. Мастер-класс «В поисках нужного слова» (1ч.).
Представление поэтами и писателями района своего творчества, беседа о том, что для поэта и писателя значит «нужное» слово. Мастер-класс по повести «Метель» А.С. Пушкина: «В поисках нужного слова».
2.8. Чудесная игра со словом, с сюжетом в повести А.С. Пушкина «Метель» (2ч.).
Анализ отрывков повести (сборы Маши, разговор с Бурминым). Декламация отрывков. Метель как чудесный непредсказуемый, но самостоятельный образ повести, способный влиять на тех, кто вовлечен в ее игру. Беседа: «Мои сюжеты рассказов, сказок на основе повести «Метель». Моделирование и составление сценария литературного вечера: «Моя метель». Игра «Изобрази».
2.9. Литературный вечер «Моя метель» (1ч.).
Представление ученических текстов, связанных с сюжетом или переосмыслением повести «Метель». Выразительное прочтение отрывков из повести «Метель» и некоторых стихотворений А.С. Пушкина и В. Жуковского, соответствующих тематике вечера.
Раздел 3. Ярмарка глазами Н.В. Гоголя (повесть «Сорочинская ярмарка»). (2ч.)
3.1. Экскурсия в музей «Ярмарка в жизни русского человека» (1ч.).
Рассказ экскурсовода о ярмарке как особом виде торговли, о культуре проведения ярмарок 19 века и современных ярмарок, о роли ярмарки в жизни русского человека, представление экспонатов, связанных с ярмаркой. Хаос и непредсказуемость – отличительные особенности ярмарки 19 века. Беседа: «Почему торговцев часто называли «черт», «бес»».
3.2. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка» (2ч.).
Игра «Продай-купи на ярмарке». Выразительное прочтение (в сокращении) повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Анализ отрывков, посвященных описанию жизни ярмарки, взаимодействию людей в ярмарочном пространстве. Игра «Актер». Подбор слов и устойчивых выражений, свойственных ярмарке, по повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка».
3.3. Экскурсия в библиотеку «Мир словарей» (1ч.).
Рассказ библиотекаря о существующих словарях. История словарей в русской культуре, причины создания словарей. Игра «Знаешь ли ты алфавит?» Словарная статья: ее отличительные особенности. Игра «Весь мир в словаре».
3.4. Работа над проектами: «Словари русской ярмарки» (3ч.).
Создание иллюстрированных «Словарей русской ярмарки» по повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Распределение слов и устойчивых выражений, подобранных ранее из текста повести, в алфавитной последовательности, продумывание иллюстраций к статьям словаря. Индивидуальная работа с 3 детьми над выступлением: «Ярмарка: вчера, сегодня, завтра».
3.5. Презентация проектов «Словари русской ярмарки» (1ч.).
Представление и обсуждение проектных работ, подведение итогов по разделу.
Раздел 4. «Подари чудо ближнему…» (по творчеству Александра Ивановича Куприна) (5ч.).
4.1. Чудесные люди в мировоззрении И.А. Куприна (на основе рассказа «Чудесный доктор») (1ч.).
Название текста, значимость слов, вынесенных в название. Работа со словом «чудо»: истоки, возможные способы образования слова. Сопоставительный анализ слов: «чу!», «чудо», «чувствовать», «чудовище», «чудить». Выразительное прочтение рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Игра «Изобрази».
4.2. Чудесные цветы доброты (1ч.).
Беседа «Каждый может творить чудеса». Игра «Простые чудеса вокруг нас». Мастер-класс «Чудо в наших руках» (создание «цветов доброты» для людей пожилого возраста). Психологический тренинг «Такие разные улыбки». Игра «Помогу тебе». Реальность возникновения чуда в рассказе.
4.3. Литературные портреты рассказа «Чудесный доктор» (1ч.).
Работа с текстом: анализ образов, композиции, сюжета рассказа. Беседа: «Возможные сюжеты рассказов, сказок на основе рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Работа над рассказами собственного написания. Индивидуальная работа с ребятами над представлением образов рассказа.
4.4. Подготовка и проведение литературного вечера: «Доброта наших рук» (3ч.).
Совместное составление сценария литературного вечера: «Доброта наших рук». Создание элементов костюма для героев рассказа. Литературный вечер «Доброта наших рук»: представление тестов собственного написания по рассказу А.И. Куприна, а также литературные портреты рассказа «Чудесный доктор», представление «цветов доброты», созданных на мастер-классе «Чудо в наших руках». Диспут: «Специфика чуда в рассказе А.И. Куприна в сопоставлении с мистикой А.С. Пушкина и фантастичности Н.В. Гоголя».
Раздел 5. Иносказательность простых чудес для Андрея Платонова (8ч.).
5.1. Могущество слова в рассказе Андрея Платонова «Разноцветные бабочки». (2ч.)
Выразительное чтение рассказа Андрея Платонова «Разноцветные бабочки». Тренинг «Рисую красками эмоции». Образ бабочки: ассоциации, символ, значение. Игра «Изобрази» по рассказу Андрея Платонова «Разноцветные бабочки»). Художественное создание пространственно-временно палитры рассказа. Формулировка проблемного вопроса, ответ на который даст экскурсия в библиотеку: «Благодаря чему создается смысловое многообразие рассказа».
5.2. Экскурсия в библиотеку «История формирования и жизни аллегории». (1ч.)
Рассказ об истории существования аллегории в зарубежной и отечественной литературе. Обсуждение поставленных ранее проблемных вопросов. Краткий обзор литературных произведений, выстроенных на аллегоричных образах. Викторина «Басня, басня, басня…». Подбор учащимися аллегоричных образов близких по личностному восприятию. Игра «В чем иносказание?».
5.3. Аллегорические образы в рассказе Андрея Платонова «Разноцветные бабочки». Мастер-класс «Создаю иносказание в тексте». (2ч.)
Включение аллегоричных образов, подобранных ранее в частично готовый текст. Наблюдение за тем, как появляется аллегоричный образ. Критерии отбора слов в тексте аллегорического содержания. Способы усиления аллегории (краски, пространство, время, композиция). Игра «Синонимия». Распределение тем предстоящей конференции. Сказка как литературный жанр. Авторские сказки детей аллегоричного содержания, работа над словом.
5.4. Литературная конференция «Чудеса в жизни простых людей по творчеству Андрея Платонова» (3ч.).
Подготовка материала в группе из 3-5 человек: «Аллегория как способ создания многоуровневой текстовой ткани». Подготовка сюжета, написание и представление аллегоричных образов в тексте собственного написания, обсуждение иносказательных образов из рассказов А. Платонова.
Раздел 6. Волшебство человеческой души в творчестве Н.С. Лескова (8ч.).
6.1. Стиль автора (2ч.).
Выразительное прочтение рассказа «Зверь». Тренинг «Декламирую отрывок». Многомерность названия и образов в рассказе. Особенности развития сюжета: противопоставление начала и финала, эволюция души в рассказе. Формулирование проблемных вопросов «Что повлияло на развитие сюжета», «Какова роль времени в рассказе».
6.2. Рождество – время чудес. Влияние рождественского времени на судьбу (1ч.).
Викторина «Рождество и литература». Библейские основы Рождества. Рождество как особое пространственно-временное явление. Беседа о чудесах в Рождество. Поиск ответов на поставленные вопросы.
6.3. Чудеса Рождества в поэтическом мире Н.С. Лескова. (2ч.)
Особенности сюжета, специфика образов: возникновение антагонистических пар: человек – зверь, молодой – старый, богатый – бедный. Сказочные мотивы в рассказе. Словесное рисование образов. Изобразительно-выразительный анализ отрывков текста.
6.4. Работа над коллективным проектом «Иллюстрированное издание рассказа Н.С. Лескова «Зверь», дополненное комментариями учеников, а также ученическими рассказами, сказками по мотивам рассказа Н.С. Лескова. (2ч.)
Обдумывание и подбор иллюстрируемого материала. Работа с текстом: подбор слов и выражений, необходимых для комментирования с точки зрения сказочных архитипичных образов, отражение в комментарии обобщенных знаний о сказочных мотивах, образах. Работа с научной и исследовательской литературой (такая работа подходит для детей, имеющих определенный уровень подготовки). Распределение текста по группам.
6.5. Представление проекта (1ч.)
Представление совместного проекта в форме определенного издания, имеющего свой тираж. Обобщение изученного материала, а также отчет о проделанной работе.
Раздел 7. Реальность волшебства Рея Бредбери (10ч.)
7.1. Экскурсия в библиотеку «Крылья человечества: мифы, литература, история» (1ч.).
Рассказ библиотекаря о стремлении человека взлететь на основе русского фольклора, мифов Древней Греции, а также мировой классической литературы. Викторина «Кто стремится в небо?».
7.2. Крылатый человек в рассказе Рея Бредбери «Дядюшка Эйнар»(2ч.).
Выразительно-комментированное прочтение рассказа «Дядюшка Эйнар». Полет как пространственно-временное явление. Образ крылатого человека в литературно-культурном наследии. Символ – крылья: аллегоричность образов в рассказе (крылья – быт, жена, дети). Образы реальности и фантастики невзаимоисключаемы, поскольку продуктивно взаимодействуют.
7.3. Мастер-класс «Воздушный змей своими руками»(1ч.).
Изучение строения воздушного змея и особенностей его создания. Конструирование и запуск воздушного змея. Беседа: «Почему человека тянет в небо?». Продумывание сюжетов рассказов, сказок, связанных с полетом. Запуск воздушного змея, сделанного собственными руками.
7.4. Подготовка к вечеру литературного детского творчества «Крылья моими глазами» (2ч.).
Коллективное составление сценария. Обсуждение авторских работ школьников по мотивам рассказа Р. Бредбери. Подготовка проектов по группам: 1 группа – проект «Крылья человечества (взгляд из истории)», 2 группа – «Полет и крылья – символ (философия понятий)», 3 группа – «Способы включения фантастики в реальность (авторский стиль Р. Бредбери). Продумывание собственных фантастических рассказов (на основе рассказа Р. Бредбери).
7.5. Вечер литературного детского творчества «Крылья моими глазами». (1ч.)
Представление работ. Рассказы детей.
Раздел 8. Подведение итогов года. (4ч.)
8.7. Подготовка к обобщающей конференции «Калейдоскоп чудес» (3ч.).
Обобщение изученного материала. Формулировка тем и подбор материала для обобщающей конференции.
8.8. Обобщающая конференция «Калейдоскоп чудес» (1ч.).
Представление и обсуждение работ. Подведение итогов года.
8.9. Резервное занятие(2ч.).
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы работы с детьми.
Формы работы:
экскурсии в музей, библиотеку;
встречи с интересными людьми;
практические занятия прикладного характера;
творческие домашние задания;
мастер-класс; тренинг;
литературные вечера;
литературные коллажи;
литературные конференции;
игра с правилами, образно-ролевая игра;
проекты.
Основные методы и технологии работы:
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
здоровьесберегающие технологии;
коллективная система обучения;
обучение в сотрудничестве;
технология использования в обучении игровых методов;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
Технология «Дебаты»
Технология развития критического мышления.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Характеристика условий реализации программы.
1. Поскольку ребята, занимающиеся по данной программе, не проходят профильного отбора (набор группы свободный), а основная цель программы – развитие личностного интереса к литературному творчеству (в самом широком понимании), работа по программе «Радуга в слове» предполагает разноуровневый подход к заданиям для школьников. Такое рассредоточение материала и такая работа с детьми особенно продуктивна при подготовке отчетных мероприятий (литературных вечеров, подготовка и презентация проектов, театральных постановок, судебных заседаний, конференций), так как общий результат совместной работы скрадывает некоторые трудности, возникающие при анализе и интерпретации текста, при обобщении историко-культурного материала, при работе над проблемным вопросом.
2. Очень важно, чтобы дети совместно с педагогом самостоятельно формулировали проблемные вопросы, задачи, решение которых необходимо для понимания некоего «кода», сокрытого в тексте. (Например: при первичном знакомстве с рассказом Н.С. Лескова «Зверь» дети должны прийти к выводу, что в развитие сюжета вложена некая загадка, следовательно, нужно понять: «Что повлияло на развитие сюжета?», «Какова роль времени в рассказе?»). Эта работа реализуется и через совместное продумывание сценария отчетных мероприятий.
3. Работа с текстом, со всей справочной литературой обесценится, если ребята не научатся выразительно и вдумчиво читать. Они должны научиться «увидеть» и «услышать» ёмкость и символичность слова, поэтому каждое занятие, посвященное знакомству с новым литературным текстом, обязательно начинается с выразительного прочтения текста учителем (или включается аудиозапись), такое прочтение продуктивно еще и тем, что эмоционально-выразительное прочтение перемежается с промежуточной беседой по отдельным отрывкам, а также с комментарием учителя. Первоначальное полное прочтение текста обязательно проходит в классе (возможно частичное сокращение текста), поскольку нужно научить детей читать и вчитываться.
4. Понимание того, что текст (для глубокого понимания) необходимо читать выразительно, начинает формироваться у детей в 14-15 лет, к этому времени у ребенка должны быть сформированы определенные ораторские навыки, развитие которых в игровой форме («Актер», «Прочитай выразительно», «Создай образ» и др.) предполагается на протяжении всех лет.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- оснащение кабинета изучаемыми текстами (по объему тексты, предложенные в программе, относительно небольшие, поэтому при отсутствии достаточного количества текстов их легко размножить);
- оснащение кабинета мультимедийным комплектом (ПК, медиапроетор, экран);
- наличие справочной литературы, касающейся этимологии слов, литературоведческих понятий; историко-культурные справочники;
- театральные костюмы и декорации, а также средства для их создания (краски, цветная бумага, ватманы и др.).
Список литературы и интернет-ресурсов для педагога.
Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. В 3тт. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002г.
Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература /Сост. А.Л. Налепина. – М.: Советская Россия, 1986. – 368с.
Гоголь Н.В. Повести. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.
Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного литературного курса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004. – 358 с.
Иванова В.А. Тайны родного языка. Изд. 2-е перераб. и доп. – Волгоград, Н.-Волж. книжное издание, 1969. – 305с.
Из истории русских слов: Словарь-пособие. –М: Школо-Пресс. – 1993. – 224с.
Корякские и ительменские сказки в обработке В. Столярова. – Петропавловск-Камчатский, Ходинговая компания «Новая книга», 2007. – 94с.
Куприн А.И. Рассказы: Для учащихся средних и старших классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1989. – 319с.
Литература. Учебники-хрестоматия для 5 класса средних общеобразовательных школ. – 2-е идание, исправленное и дополненное /Под ред. Члена-корр. РАО, проф. Маранцмана В.Г..; Мирзоян М.А. – СПб: Специальная Литература», 1997. – 600 с.
Лахостский К.П. Пушкин в школе: пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1994. – 436с.
Лесков Н.С. Собрание сочинений в 5 тт. Том 4. – М.: издательство «Правда», 1981. – 319с.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1981. – 255с.
Малюкович В.Н. Сказки и мифы карагинских, апукинских, алюторских, анапкинских коряков. – Петропавловск-Камчатский, издательство «Белый шаман», 2001 – 184с.
Манн Ю.В. Гоголь в школе. – М.: ВАКО, 2007. – 368с.
Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. – СПб.; 1992. – 325 с.
Пушкин А.С. Повести. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.
Пропп В. Морфология. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 1991. – 436с.
Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 1995. – 450с.
Соловьев В.С. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544с.
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители», - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512с.
Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 176с.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.
Франк С.А. Сочинения. – Мн.: Харвест, - М.: АСТ, 2000. – 800с.
Фундаментальное ядро содержания общего образования – М., 2009г.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/06/rabochaya-programma-po-literature-8-klass
http://www.christianart.ruwww.fipi.ru
Список литературы ученика.
Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература /Сост. А.Л. Налепина. – М.: Советская Россия, 1986. – 368с.
Бредбери Р. Рассказы. – М.: Дрофа, 2007. – 458с.
Гоголь Н.В. Повести. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.
Иванова В.А. Тайны родного языка. Изд. 2-е перераб. и доп. – Волгоград, Н.-Волж. книжное издание, 1969. – 305с.
Из истории русских слов: Словарь-пособие. –М: Школа-Пресс. – 1993. – 224с.
Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 1995. – 450с.
Корякские и ительменские сказки в обработке В. Столярова. – Петропавловск-Камчатский, Ходинговая компания «Новая книга», 2007. – 94с.
Куприн А.И. Рассказы: Для учащихся средних и старших классов сред. школы. – М.: Просвещение, 1989. – 319с.
Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1981. – 255с.
Пушкин А.С. Повести. – М.: Дрофа, 2002. – 288с.
Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители», - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512с.
Этимологический словарь/ под ред. Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой. – М.: Просвещение, 1997. – 547с.