Легенды Нового Завета 6 класс

Тема: Легенды и притчи Нового Завета.
Цели урока:
рассказать о значении Библии для человечества;
донести нравственные идеи притч через художественный текст,
познакомить учащихся с репродукциями икон,
научить понимать “язык” иконописи.
Оформление доски:
Эпиграф “Новый завет” есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”. Ч. Диккенс.
Словарная работа: Евангелие – благая весть. Миссия – спаситель мира. Паломники – странствующие богомольцы. Матфей, Марк, Лука, Иоанн – ученики Христа.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово.
Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к Библии. Ведь Библия – это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иван Златоуст говорил: “священное писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой”. В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.
А что означает слово Библия? (с греч. “живая книга”)
Библия разделена на две части. Какие? (Ветхий завет и Новый завет).
Словарная работа со словом “завет”.
2. Блиц-опрос по страницам ветхого завета.
Как звали первых людей на земле? Что означали их имена? (Адам и Ева)
Какой предмет стал причиной изгнания из рая? (Яблоко)
Кто такие Каин и Авель? (Дети Адама и Евы)
Какое преступление совершил Каин?
Кто спасся во время потопа? (Ной и его семья).
Сколько дней длился потоп? (40 дней и ночей)
Сколько зверей взял Ной в свой ковчег? (Каждой твари по паре)
Какие два города уничтожил Бог и за что? (Содом и Гоморра. За грехи их жителей)
Как звали человека, которого Бог спас от огня? (Авраам)
Почему жена Лота была превращена в каменный столб? (Оглянулась)
Как Бог проверил Авраама на любовь к Господу? (Приказал принести в жертву сына)
Как звали мальчика, которого царевна нашла в корзине? (Моисей)
За сколько дней Бог сотворил мир? (За 6 дней)
3. Теперь перейдем к Новому завету или Евангелие. ( пояснение слова).
Новый завет написан после рождение Иисуса.
Когда празднуется Рождество Христово?
(25 декабря или 7 января). В ветхом завете бог через пророчества обещал людям Божественного спасителя, А люди должны были верить в это. Евангелие – радостная весть. А о чем она? О том, что Бог любит людей, хочет их спасти от зла, и для этого послал на землю своего сына Иисуса Христа. 4 ученика Христа – Матфей, Марк, Лука и Иоанн рассказали нам о его жизни на земле. С тех пор почти 2000 лет личность Иисуса, Его судьба, его проповеди не перестают волновать людей. Чарльз Диккенс сказал: “Новый завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”. (Эти слова на доске в качестве эпиграфа). Давайте перенесемся в ту эпоху, когда происходили исторические события. Представим, что мы в маленькой стране Иудее, расположенной между Средиземным и Мертвым морями. Это гористая, бесплодная земля с редкими городами-оазисами. В центре ее город Иерусалим (репродукция), окруженный могучими стенами и рвом. Самое красивое место в городе – храм, куда приходило очень много паломников (это странствующие богомольцы). После долгой войны трон в Иудее захватил Ирод. Больше всего он боялся потерять власть, и это сделало его подозрительным и жестоким. Везде ему чудился заговор, и казни следовали одна за другой. Народ ненавидел Ирода. Измученные люди жили в ожидании посланника Божьего, т. е миссии (спасителя по-еврейски). Люди представляли его себе как великого воина, богатыря, который сожжет старый мир зла и установит Царство Добра и Справедливости. Христос действительно пришел в мир, но совсем не в виде могучего воина, а родился у простой женщины Марии, жены плотника Иосифа.
4. Дома вы должны были прочитать о рождении Иисуса. Давайте побеседуем об этом.
Зачем Мария и Иосиф пошли в Вифлеем? (перепись населения)
-Где родился Иисус? (В хлеву), (Поясню: Бог-отец хотел показать этим, что совсем не важно, где ты родился, а важно, что в твоем сердце).
-Кому первому ангел сказал о рождении Христа? (Пастухам; эпизод зачитать)
Легенда о ёлке.
Перед пещерой, в которой родился Христос, росли три дерева: пальма, маслина, ёлка. Пальма и маслина принесли Младенцу свои дары: прекрасные листья и благовонное масло, но при этом были горды собой, самодовольны. А скромная ёлка ничего не могла подарить Иисусу, кроме своей беспредельной любви. И за это ангелы украсили её звездами с неба, так что Младенец, увидев ее, протянул к ней руки и засмеялся.
Почему Ирод хотел убить Младенца? (Боялся потерять власть).
Какие дары принесли волхвы младенцу? (Золото, ладан).
Найдите однокоренные слова: “волхв” – волшебник, волшебство.
Почему Иосиф и Мария отправились Египет? (Чтобы спасти Младенца от Ирода. Они вернулись только после смерти Ирода).
5. Многие люди искусства общались к теме Рождества Христова. Написано много прекрасных стихотворений, музыкальных произведений на эту тему. Существует и много картин, изображающих Марию и Иисуса. Давайте посмотрим на эти репродукции.
 Икона Владимирской Богоматери.
Создана в XII веке. Посмотрите, Иисус везде не грозный воин, а беззащитный ребенок, так как его цель не завоевание, а спасение людей. Круг на иконе – это солнечный символ, идея добра, мира, вечности, святости.
Зеленый цвет – цвет надежды.
Голубой цвет – цвет неба.
Три ангела – вера, надежда, любовь.
Цветок, как и дерево – символ воскрешения, бессмертие человека в родовом древе.
Икона Владимирской Богоматери принадлежит к числу древнейших христианских святынь. Вглядываясь в лик Богородицы, можно понять какие слова, она сохраняла в своем сердце и славу, которую пели Богу-младенцу пастухи, и пророчество Симеона о грядущей его крестной смерти, и о неминуемых страданиях для нее. Лик Богоматери выражает и глубокую нежность, и ту божественную любовь, которую проповедовал Иисус, и печаль и скорбь, и тревогу, и умиление.
Таким образом можно прочесть любую икону. (Рассматриваем картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, “Святое семейство”, “Мадонна с цветком”).
Мы уже говорили о том, что многие поэты писали стихи в честь Рождества Христова. Давайте послушаем эти произведения. (Звучат стихи Б. Пастернака, А. Блока).
М.А. Кузьмин “Рождество”
Без мук Младенец был рожден, А мы рождаемся в мученьях, Но дрогнет вещий небосклон, Узнав о новых песнопеньях. И не восточная звезда Взвилась кровавым метеором, Но впечатлелась навсегда Она преображенным взором.
И. Бродский “Рождество 1963 года”
Спаситель родился В лютую стужу. В пустыне пылали пастушьи костры. Буран бушевал и высматривал душу Из бедных царей, доставлявших дары. Верблюды вздымали лохматые ноги Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи, Смотрела, как трех караванов дороги Сходились в пещеру Христа, как лучи.
И. Бродский “Рождественская звезда”
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, Чем к холоду, к плоской поверхности более чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти, Мело, как только в пустыне может зимой мести. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, На лежащего в яслях ребенка, издалека, Из глубины вселенной, с другого ее конца, Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
“Рождество”
Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал. Шуршал песок. Костер трещал у входа. Дам шел свечой. Огонь вился крючком. И тени становились то короче, То вдруг длинней. Никто не знал кругом, Что жизни счет начнется с этой ночи. Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Крутые своды ясли окружали. Кружился снег. Клубился белый пар. Лежал младенец, и дары лежали.
Б. Пастернак “Рождественская звезда” (Отрывок)
Стояла зима. Дул ветер из степи, И холодно было Младенцу в вертепе. На склоне холма Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе И небо над кладбищем полное звезд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлием.
6. Домашнее задание: прочитать “Притчу о блудном сыне”.

Заголовок 115