Основы конституционного строя России. 9 класс. Конспект урока по обществознанию


Тема: Основы конституционного строя России.
9 класс
Цель урока:
Обучающая    Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.
Воспитывающая    Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Развивающая     Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группах.
Задачи урока:
Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.
Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.
Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Вид  урока: урок-путешествие по страницам КРФ.
Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, тематические карточки с заданиями для групп, листы ватмана, фломастеры, скотч, разноцветные самоклеящиеся листы, оформленная доска.
План изучения нового материала:
Понятие конституционного строя.
Основные принципы конституции.
Принципы гуманизма, демократизма, федерализма. Социальное и светское государство.
Основные понятия урока: Конституционный строй, принципы конституции.
Ход урока:
I Организационный этап
Приветствие. Учитель проверяет выполнение гигиенических требований к уроку (напоминает о правильной посадке за партой, регулирует освещенность класса). Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.
- Сегодня у нас второй урок по изучению Конституции России. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи)
Вы получите оценку за устные ответы и за работу в группе.
Урок построен с применением технологии проблемного обучения.
II Мотивационный этап.
Фронтальный опрос
-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)
-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)
Обсуждение проблемной ситуации.
Чтение ситуации, изложенной в задании №3 §34 учебника.
- Что вы знаете о событиях, происходивших в 90-х годах в Чечне. Какова причина этих событий? Выскажите свое мнение.
Ответы учащихся: - Определенные группы населения хотели добиться выхода республики из состава РФ. В Чечне происходили военные действия, погибло много людей: мирных жителей, солдат. Я думаю, что нельзя было этого допустить, ведь не все чеченцы – бандиты.
- Каким же  образом решить этот вопрос?
Ответы учащихся: -Я думаю, что в Чечне жители должны сами решить как им жить – отдельно от России или вместе, но решать это нужно мирным путем.
- Как узнать законный путь решения вопроса?
Ответы учащихся: - Законный путь указан в Конституции России, как основном законе страны.
- Сформулируйте цель нашего урока.
Ответы учащихся: - Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.
III Информационный этап
Слово учителя.
Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.
Слово «строй» означает определенное устройство общества.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске).
Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.
Задание (разноуровневое).
- Прочитайте в параграфе учебника стр.217 принципы конституции,. Используется прием технологии СОУ «жужжащее чтение»
- выделите основные принципы.
- Оцените значение этих принципов (те, кто смогут сформулировать).
Учитель, выслушивая ответы учащихся, совместно с ними формулирует основные принципы и записывает их на доске, дети записывают в тетрадях (гуманизм, демократизм, федерализм, социальное и светское государство).
Ответы: -Эти принципы – основа нашего государства.  -Они регулируют все стороны нашей жизни
Физкультминутка.
- встали, потянулись, опустили руки.
- повернулись к окну, посмотрели на предмет, находящийся вдали, перевели взгляд на предмет, находящийся вблизи (2-3 раза).
- развернулись к доске, сели.
3. Работа в группах.
Подготовка к работе в группах. Группы формируются учителем с учетом знаний о личностных особенностях учащихся и их уровня развития учебных навыков. В каждой группе заранее определены ролевые позиции: докладчик, секретарь, теоретик, практик.
-Сейчас вы совершите путешествие по страницам КРФ. При работе с документами нужно учитывать, что каждое слово является значимым, если что-то непонятно – нужно обратиться к словарю. Навык работы с документами будет вам необходим  при подготовке проектов. У вас есть путеводитель – карточка-задание (выдается ответственному в группе), время путешествия – 10 минут, на презентацию – 3 минуты. В ходе работы вы можете выполнять ту часть задания, которая вам наиболее интересна: искать информацию в словаре или учебнике, анализировать ее, чертить схему, готовить выступление. Это даст вам возможность развить свои личные качества: мышление, речь, коммуникативные навыки. Секретарь в вашей группе организует работу группы, планирует ход работы, контролирует время. Напоминаю, что в ходе работы каждый участник имеет право высказать свое мнение и быть выслушанным.
Работа в группах. В случае необходимости учитель оказывает направляющую помощь. Используется частично-поисковый метод.
Карточка-задание №1.
Используя информацию ст.2, 6 КРФ, учебного словаря объясните принцип гуманизма. Составьте схему «Права и свободы человека и гражданина»
Карточка-задание №2.
Используя информацию ст.1, 3,10,11,13 КРФ, учебного словаря объясните принцип демократизма. Составьте схему «Государственная власть в России»
Карточка- задание №3.
Используя информации ст. 4, 5 КРФ, учебного словаря объясните принцип федерализма. Составьте схему «Типы субъектов РФ»
Карточка- задание №4.
Используя информацию ст. 7,14 КРФ, учебного словаря объясните понятия «социальное государство», «светское государство». Составьте схемы «Признаки социального государства», «Признаки светского государства».
Выступления групп.
Мы возвращаемся из путешествия и делимся своими открытиями.
В ходе выступлений представители групп вывешивают на доску схемы, докладчики рассказывают, объясняют составленную схему.
Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.
IY Аналитический этап.
- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).
Вернемся к проблемной ситуации, которую рассматривали в начале урока. Как бы вы теперь решили существующую проблему? Найдите в тексте главы I КРФ статьи, указывающие законные пути решения вопроса.
Ответы учащихся: -По ст. 5 п.3 федеративное устройство России основано на самоопределении народов РФ, а по ст.3 п.3 выражением власти народа является референдум. Значит, жители могли провести референдум и решить судьбу республики.
-На основании статей КРФ в Чечне был проведен референдум, и большинством голосов республика осталась в составе федерации.
Задание 1 на закрепление полученных знаний.
Устно заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите         ст. 1,2,5,6 КРФ.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.
Y Рефлексивный этап.
Задание 2 на «свертку» полученных знаний.
В течение 2 мин. на листочках с клейкой основой составьте синквейн по теме урока. Схема составления синквейна на доске. Листочки приклейте в уголок «Сегодня на уроке».
Работы учащихся:
-Конституция
Российская демократическая.
защищает гарантирует охраняет.
Я изучаю.
Закон.
-Государство
демократическое федеративное правовое
гарантирует обеспечивает создает
Я здесь живу
Родина
-Строй
наш государственный конституционный
основывается осуществляется распространяется
Мы узнали
принципы.
Подведем итоги урока.
- Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?
Ответы:
- Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство.
- Как полученные знания пригодятся вам в жизни?
Ответы:
-Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы.
- Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах.
- Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство – социальное.
Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.
YI Домашнее задание.
Ответить на вопросы для самопроверки к §12-13. Кому будет трудно – еще раз просмотрите текст параграфа.
На выбор. Вы можете подготовить проекты и принять участие в научно-практической конференции.
Примерные темы проектов (вывешиваются в классный уголок):
Как были приняты конституции РФ и США.
Конституции РФ и стран Запада (сравнительный анализ).
Какие права мне гарантирует КРФ.
Как устроена власть в моей стране.