Конспект по Обществознанию на тему:Права и свободы граждан по Конституции РФ (7 класс)
1.Брусенцев Константин Викторович
2. МОАУ «Гимназия №3»
3. Bruce0091@ya.ru4. Данный конспект направлен на формирование представлений учеников седьмых классов о конституционных правах РФ. Основной задачей данной работы является: знакомство учащихся с Конституцией РФ, умение работать в группах с правовым документом.
Конспект открытого урока по Обществознанию в 7 классе
Тема:Права и свободы граждан по Конституции РФ.
Цели: Сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина по Конституции РФ.
Задачи:
1.Образовательные:
Познакомить учащихся с основными правами и свободами граждан;
Формировать представления учащихся о группах прав.
2.Развивающие:
Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;
Развивать навыки монологической речи, внимание, память.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к общественным наукам;
Воспитывать гражданина РФ;
Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих обязанностей;
Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Новые понятия : право, свободы, гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права.
Метапредметные связи: история, литература.
Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Кроссворд.
Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная, диалог, самостоятельная.
Ход Урока
1.Организационный момент. Приветствие, Проверка учащихся.(1 минута)
2. II. Мотивационно-ориентировочный
1. Актуализация знаний:
Учитель: Итак, ребята сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок дискуссия. Вы уже заметили, весь класс поделен на пять групп. Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем делать?
Ученики: Каждая группа получит определенное задание, задавать друг другу вопросы.
Учитель: Верно, но как вы уже заметили, тема урока нам неизвестна. Для того что бы определить её, вам предстоит разгадать кроссворд (отгадав 11 слов по вертикали вы получите главное слово по горизонтали). Это слово и будет темой нашего сегодняшнего урока. Кроссворд составил для вас Мудрец, он решил проверить ваши знание по пройденным в этом году темам. Вознаграждением за ваши ответы, будут служить жетоны (желтый- за слабый ответ, зеленый-за неполный ответ, красный- за полный ответ )
В конце урока мы подведем с вами итоги и отметим активных учеников.
А теперь по одному представителю от группы подходит и берет конверт с первым заданием.
Ученики: Подходят и берут конверт с заданием
Учитель: Каждая группа получила первое задание: (вопросы к кроссворду). На это задание вам дается 2 минуты, та группа которая первая верно разгадает кроссворд, получит жетон
Вопросы к Кроссворду
1.Форма правления, при которой власть осуществляется выборными на определенный срок органами? (Республика)
2.Как называется движение и развитие общества вперед? (Прогресс)
3.Символ государства, выраженный в торжественной песни? (Гимн)
4 Принадлежность человека к государству с монархической формой правления?(Подданство)
5. Высший законодательный орган РФ? (Парламент)
6.Лицо наделенное совокупностью прав и обязанностей? (Гражданин)
7. Какой символ власти держит двухглавый орел в правой лапе? (Скипетр)
8. Политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны? (Государство)
9.Лицо, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств? (Беженец)
10.Лицо, пересекающее государственные границы с целью изменения постоянного места жительств? (Мигрант)
11.Форма правления, при которой власть передается по наследству?(Монархия)
1 5 6 11
4 9 7 3 8 2 10 3.Мотивация Учитель: Итак ребята, вы совершенно верно разгадали кроссворд, и какое же ключевое слово мы получили?
Ученики: Конституция.
Учитель: Что вы уже знаете о Конституции РФ?
Ученики: Это основной закон нашей страны, была принята 12 декабря 1993г.,содержит нормы права, обязательные к исполнению на всей трерритории РФ.
Учитель: С какими ещё правовыми документами мы уже сталкивались ранее?
Ученики: Международная Декларация о правах человека, Международная Конвеция о правах ребенка.
Учитель: Что содержат в себе эти документы? Как вы полагете, что сегодня мы будем делать?
Ученики: Международные права человека и ребенка.
Анализировать текст Конституции РФ, знакомиться с основными правами и свободами гражданина РФ.
Учитель: Совершено верно, каждая группа получит задание от Мудреца и определит, чем конкретно она будет заниматься на уроке.
По одному представителю от команды сейчас подходят к доске и берут задание.
4. Целеполагание
Учитель: итак, ребят что вы увидели в своих конвертах?
Ученики: Текст главы второй Конституции РФ « Основные права и свободы гражданина РФ»,пустой бланк с колонками прав, табличку (Экономисты, Политологи,Социологи, Культуроведы, Граждановеды.)
Учитель:Верно, сегодня вы будете исполнять роли Экономистов, Политологов,Социологов, Культуроведов и Граждановедов. Как вы считаете, что должна будет сделать каждая группа?
Ученики: Каждая группа, разобрав Главу 2 Конституции РФ, должна будет найти пять прав относящихся к сферам их профессиональной деятельности.
Учитель: На выполнение этой работы вам дается 4 минуты, после чего по два представителя от каждой группы должны будут выступить и рассказать нам о конституционных правах, которые находятся под надзором каждой професси.
Пока выступает одна группа, остальные слушают и вписывают в бланк ответов другие права человека по Конституции РФ.
5. Изучение нового материала
Бланк ответов
Гражданские права Политические права Экономические права Социальные права Культурные
права
1.Право на
2. Право на
3. Право на
4. Право на
5. Право на
1. Право на
2. Право на
3. Право на
4. Право на
5. Право на
1. Право на
2. Право на
3. Право на
4. Право на
5. Право на
1. Право на
2. Право на
3. Право на
4. Право на
5. Право на
1. Право на
2. Право на
3. Право на
4. Право на
5. Право на
Конституционные права
Право на труд Право на жизнь
Право на отдых Право на свободу
Право на медицинское обслуживание Право на защиту чести и
достоинства
Право на жилище Право на личную
неприкосновенность
Право на достойный жизненный уровень Право на неприкосновенность
жилища
Право на экологически чистую окружающую среду Право на тайну корреспонденции
Право на наследование Право на участие в митингах,
забастовках
Право на доступ к культурным ценностям Право на участие в
демонстрациях, пикетах
Право на свободу творчества Право на участие в управлении
делами государства
Право на духовное развитие Право избирать и быть
избранным
Право на посещение театров, музеев, библиотек Право на членство в
любой зарегистрированной
политической партии
Право на участие в культурной жизни Выступление представителей от групп
Политологи:
-Право на участие в митингах,
Забастовках
-Право на участие в
демонстрациях, пикетах
- Право на участие в управлении
делами государства
-Право избирать и быть
Избранным
- Право на членство в
любой зарегистрированной
политической партии
Социологи:
-Право на образование
- Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни
- Право на жилище
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- Право на жилище.
Экономисты:
- Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
- Право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Право наследования
- Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Право иметь в частной собственности землю.
Культуроведы:
- Право на доступ к культурным ценностям
- Право на участие в культурной жизни
- Право на посещение театров, музеев, библиотек
- Право на духовное развитие
- Право на свободу творчества
Граждановеды:
- Право на жизнь
-Право на свободу
- Право на защиту чести и
Достоинства
- Право на личную
Неприкосновенность
- Право на неприкосновенность
жилища
6. Закрепление
Учитель: – О чем мы говорили весь урок? Какие права есть у граждан РФ? Какие права вы знали до сегодняшнего урока? А какие вы узнали сегодня?
Ученики: Сегодня мы познакомились с конституционными правами граждан РФ, научились работать с текстом Конституции РФ, ответы учеников.
7. Постановка домашнего задания
Учитель: Запишите в дневниках домашнее задание, Параграф 9, написать пример как граждане реализуют свои права в РФ.(по одному примеру для каждой группы прав)
8. Рефлексия
Учитель: Что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились на уроке? – А что вы хотите узнать?
Ученики: Что у граждан России есть пять групп прав, научились работать с текстом Конституции РФ, узнать как реализуются конституционные права граждан.
9. Самооценка учащихся
Учитель: Ребята у каждой группы на столе находится оценочный лист, где написаны фамилии участников группы. Ваша задача, оценить группой каждого ученика, напротив фамилии поставить отметку за урок.
Ученики: Заполнив оценочный лист, называют оценку и комментируют работу каждого ученика.