Конспект урока по обществознанию на тему Основы конституционного строя Российской Федерации


Конспект урока по обществознанию 03.02.16
Класс: 9-Б
Учитель: Аблязизов Э.Р.
Тема: Основы конституционного строя Российской Федерации
Цель урока:
Обучающая Восприятие учащимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.
Воспитывающая Воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Развивающая Развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации.
Задачи урока:
Обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России.
Осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм.
Развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Вид урока: урок-путешествие по страницам КРФ.
Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, оформленная доска.
План изучения нового материала:
Понятие конституционного строя.
Основные принципы конституционного строя РФ.
Основные понятия урока:
Конституционный строй, принципы конституции.
Ход урока:
I. Организационный этап
Приветствие. Учитель проверяет выполнение гигиенических требований к уроку (напоминает о правильной посадке за партой, регулирует освещенность класса). Отмечает отсутствующих. Желает успешной работы на уроке.
- Сегодня у нас второй урок по изучению Конституции России.
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи).
Вы получите оценку за устные ответы и за работу по ходу изучения новой темы.
II. Повторение
Фронтальный опрос (2-3 мин.)
-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)
-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)
- В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства? («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»)
-Какие 3 главных задачи решает Конституция?
Сформулируйте цель нашего урока.
Ответы учащихся:
- Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.
III. Изучение нового материала
Слово учителя.
Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя.
Слово «строй» означает определенное устройство общества.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске).
Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.
Задание (работа учащихся с КРФ и текстом учебника, параграф 13, стр. 104-108)
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Что она означает?
-Она означает, что Россия провозглашена демократическим, правовым государством.
Учитель. Из этого какой мы можем сделать вывод? (см. стр. 104)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Что она закрепляет?
-Она закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Физкультминутка
- встали, потянулись, опустили руки.
- повернулись к окну, посмотрели на предмет, находящийся вдали, перевели взгляд на предмет, находящийся вблизи (2-3 раза).
Статья 3
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
О чем она говорит?
-Она говорит о том, что народ России является источником власти.
Статья 3
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Какой принцип заложен?
-Заложен принцип народовластия.
Учитель. Что значит «через органы государственной власти»? (см. стр.105)
Статьи 1,5
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Что они означают?
-Они означают, что Россия провозглашена федеративным государством.
Учитель. Почему федеративное устройство для России единственное из возможных? (см. стр.106)
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Какой принцип этой статьи?
-Принцип разделения властей.
Статьи 7,14
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Какие принципы заложены в статьях?
-Социальная защита человека, отделение церкви от государства.
Учитель. Что означает понятие «светское государство»? (см. стр. 108)
Ответы:
-Эти принципы – основа нашего государства.
-Они регулируют все стороны нашей жизни
IY. Закрепление изученного материала.
- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).
V. Итоги урока
Подведем итоги урока.
Учитель. Достигли ли вы цели, поставленной на уроке?
Ответы:
- Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство.

Учитель. Как полученные знания пригодятся вам в жизни?
Ответы:
-Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы.
- Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах.
- Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство – социальное.
Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.
YI. Домашнее задание.
Ответить на вопросы к §13, выполнить задания на выбор стр. 109.