Методическая разработка внеклассного мероприятия Конституция Российской Федерации


Методическая разработка внеклассного мероприятия
на тему: «Конституция Российской Федерации».
Форма: урок - игра по станциям.
Классы: 7-8 (в команде по 6 человек).
Предмет: история и обществознание
Цели:
воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Конституции как основному закону государства;
развивать устную диалогическую речь, память, внимание
углубить знания обучающихся о Конституции Российской Федерации; учить аргументировать, высказывать свое мнение;
Оборудование: конверты с фразами, макеты флага, цветные карточки со статьями, мультимедийная презентация, ПК, проектор.
Дополнительная подготовка: Заранее предупредить участников, чтобы они ознакомились с Конституцией РФ до 65 статьи.
Ход игры:
Организационный момент.
Торжественное построение команд.
(Поднятие флага РФ, исполнение гимна).
Вступительная часть (с мультимедийным сопровождением).
КОНСТИТУЦИЯ - (от латан, -установление) - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства, т.е. его законы.
Принятие Конституции РСФСР состоялось в 1918 году, затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции.)
Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником. В этом году Конституции РФ 20 лет.
Объяснение правил игры.
Команды получают маршрутные листы с названиями станций и местом их расположения, время выполнения заданий на станции 8 мин., переход между станциями – 2 мин. Команда, набравшая наибольшее число баллов, считается победительницей. За каждое верно выполненное задание 1 балл, за листовку или буклет максимальное количество 5 баллов.
Станция 1. «Символика».
- На протяжении всемирной истории все государства имели все свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Назовите основные символы любого государства.
(герб, гимн, флаг).
- Что такое герб? В виде чего он изображен?
(Герб - это отличительный знак, эмблема государства, города. Герб России - двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Орёл - символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны - союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника - это Георгий Победоносец. Всадник - это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)
- Что такое гимн?
Гимн - это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины - без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал А.В.Александров.
- Государственный флаг – это важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг - это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
- Что означают его цвета? (Раскрасить макет).
(Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий - верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость.
Станция 2. «Радуга»
Приготовить 20 цветных карточек, на которых будут написаны статьи Конституции.
Все участники игры рассаживаются по кругу, а в центре - ведущий.
Участники по очереди выбирают карточку любого цвета и называют номер статьи, ведущий читает текст статьи (но не до конца), выдерживает паузу (20-30 секунд) и игрок должен закончить содержание статьи: если он не знает, то выбывает из игры (Чем больше останется игроков, тем больше они заработают баллов).

Ст. 1 - демократическое;
1. Российская Федерация – Россия есть.. федеративное государство с республиканской формой правления.
2. Ст. 3(3) - референдум;
3.3. Высшим непосредственным выражением власти народа является и свободные выборы.
3. Ст. 8( 2) - государственная;
8.2. В Российской Федерации признаются и защищаются разным образом частная, .., государственная, муниципальная и иные формы собственности.
4. Ст. 10 - разделения;
10. Государственная власть в РФ осуществляется на основе .. на законодательную, исполнительную и судебную.
5. Ст. 19-перед;
19. Все равны. законом и судом.
6. Ст. 22 - на свободу;
22. Каждый имеет право .. и личную неприкосновенность.
7. Ст. 29 - слова;
29. Каждому гарантируется свобода мысли и ..
8. Ст. 32(2) – и быть избранными;
32.2. Граждане РФ имеют право избирать . в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
10. Ст. 35(1) - охраняется;
35.1. Право частной собственности . законом.
11. Ст. 38(1) – под защитой государства;
38.1. Материнство и детство, семья находятся .
12. Ст. 38(2)- обязанность;
38.2. Забота о детях, их воспитание – равное право и .. родителей.
13. Ст. 39(2) - устанавливаются;
39.2.Государственные пенсии и социальные пособия. законом.
14. Ст. 41(1) – медицинскую помощь;
41.1. Каждый имеет право на охрану здоровья и
15. Ст. 43(4) - обязательно;
43.4. Основное общее образование..
16. Ст. 46(1)-прав и свобод;
46.1. Каждому гарантируется судебная защита его..
18. Ст. 58-бережно;
58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, .. относиться к природным богатствам.
19. Ст. 60 - обязанности;
60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и с 18 лет.
20. Ст. 61(1)-другому государству;
61.1. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или..

Станция 3. «Фото-вопрос»
На доске высвечены картинки. Командам необходимо определить, на какие статьи может указывать данный предмет.
(В помощь выдаётся брошюра Конституции РФ).




жильё -ст. 25, 40 образование- ст. 43.






письмо - ст. 23 географическая карта - ст. 65





билет- ст. 27 красная книга - ст. 58,42





русский язык - ст. 68(1) медицина - ст. 41

Станция 4. «Информационная».
Перед вами 4 конверта с разрезанными словами, вам необходимо составить из них 4 предложения и наклеить их на планшет.
Примерные варианты предложений. 1. Конституция – это основной закон государства. 2. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ. 3. На гербе России изображен орёл.
4. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии

Станция 5. «Мастерская». (проводится в кабинете, где есть АРМ)
Команде необходимо из заготовок создать буклет или листовку по теме «20 лет Конституции РФ).
Станция 6. «Рефлексия».
(Станция на оценивается, все команды подводят итог, составляя синквейн).
1. Тема
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме
4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме
5. слово, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение
Пример:
Конституция
справедливая, демократическая
регулирует, закрепляет, обеспечивает
Конституция – обладает высшей юридической силой.
Конституция – закон, основа демократии.

Подведение итогов. Награждение команд.






15