Конспект классного часа Конституция Российской Федерации
Классный час , посвященный Российской Конституции
«Конституция Российской Федерации и гражданское общество»
Главная цель: формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.
Задачи:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
-развивать у школьников чувство гордости за Россию как
многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее
многонациональный народ, являющийся единственным источником власти встране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и
обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов
реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников,
их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия
обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы,
равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений сокружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушений прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Вступительное слово учителя
12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации – Основной закон нашего государства. На уроках истории и обществознания вы изучали, что происходило в нашей стране в конце прошлого века и чем было вызвано принятие новой Конституции, построенной в точном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.
Сегодня мы с вами поговорим о значении Конституции для нашей страны и для каждого из нас как гражданина Российской Федерации.
(слайд 2)
Видеоматериал: выступление президента о Конституции.
«Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
«В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».
Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная». Замечательные слова, не в бровь, а в глаз.
(слайды 3-5)
Учитель: Давайте повторим, что собой представляет наша Конституция (ответы учащихся о структуре)
(слайды 6-8)
Учитель:
Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в точном соответствий с Всеобщей декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, гражданские,
Политические, социально-экономические и культурные права человека. Может даже сложиться впечатление, что борьба за их реализацию уже закончена. Однако, как свидетельствует история советских конституций, наличие в них тех или иных прав ещё не является гарантией их реализации.
- Как вы считаете, что является гарантией невозврата к несвободе, к нарущейию элементарных прав человека?
(слайд 9)
(Обсуждение учащихся:- Конституция - это только лист бумаги. Чтобы она действовала, а вместе с этим защищались бы и права человека, необходимо, скорее всего, развитое гражданское общество. Появление гражданского общества напрямую связано с появлением гражданина как самостоятельного и сознающего себя таковым индивидуального члена общества, наделенного определенным
комплексом прав и свобод.)
- Ощущаете ли вы себя частью каких-либо институтов гражданского общества?
Если да, то, какие права в связи с этим, вы имеете и какие обязанности несёте?
(слайд10)
(Граждане сами по себе ещё не составляют гражданского общества. Гражданское общество
- это совокупность его институтов, которые способны к самоорганизации и образуются снизу, спонтанно. Оно имеет сложную структуру, которая включает в себя собственность, свободный труд, предпринимательство; организацию и деятельность политических партий, профсоюзов,
творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п.; сферу образования, воспитания, науки и культуры; семью как первичную естественную основу человеческого общежития; средства массовой информации. Структуры гражданского общества создаются с целью удовлетворения
многообразных потребностей преимущественно спонтанно, снизу, а не конструируются сверху .Я являюсь членом своей семьи, у меня есть права и обязанности перед моими родителями. Я учусь в щколе (права и обязанности учащихся).
Я посещаю спортивную секцию и т.д.) Учитель: Сегодня в России еще масса нерешенных проблем. Предложите пути решения этих проблем в формате «Если бы я стал президентом России» (слайд 11)
Учащиеся работают индивидуально: записывают предложения на листочках. (3-4 мин.)
Обсуждение предложений.
Заключительное слово учителя (слайд 12)
Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.