Методическая разработка мероприятия Посвящение первоклассников в музыканты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Локотская детская школа искусств





ПРАЗДНИК

«ПОСВЯЩЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В МУЗЫКАНТЫ»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ



Выполнила:
преподаватель МБОУ ДО
Локотская ДШИ
Ковалёва Светлана Викторовна




Локоть - 2013

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение...с.3
2. Сценарий мероприятия «Праздник посвящения первоклассников в музыканты». с.5
3. Заключение..с.13

















ВВЕДЕНИЕ
Процесс музыкального воспитания и обучения пронизан стремлением развивать не только музыкально-познавательные способности детей, но и формировать их мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Она помогает детям познавать мир, развивает художественный вкус, творческое воображение, а также любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине.
Музыка является объектом познания, средством воспитания, формой общения.
Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не только в результате, но и в самом процессе. Очень важным моментом в театрализовано - игровых программах является то, что дети активно участвуя в них, играя определенную роль, полностью раскрепощаются, не теряются. Такие программы помогают преодолеть пассивность тех детей, для которых обучение само по себе является трудной и непостижимой (по их мнению) задачей. Во время подготовки и проведения музыкальных театрализовано - игровых программ такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело, что, естественно, невозможно без применения знаний и умений, полученных во время занятий.
Использование театрализации как вида контроля полученных знаний и умений ставит перед собой следующие цели:
формирование у детей навыков общения;
умение пользоваться навыками и умениями для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;
воспитание активного, творческого и эмоционально отзывчивого человека
При использовании данной методической разработки необходимо пользоваться следующими принципами:
Принцип коллективного взаимодействия
Принцип доступности и посильности
Принцип активности
Принцип максимального сближения, координации в овладении разными видами художественной деятельности
Принцип наглядности
Принцип прочности усвоения материала, полученного на начальном этапе обучения.
Театрализовано - игровые программы не являются самоцелью, а лишь служат средством усвоения программного материала, помогая создать ситуацию, в которой создаются исключительно благоприятные условия для закрепления полученных знаний, развития творческих навыков. В дальнейшем дети раскрепощенные, активные, креативно мыслящие могут свободно раскрыть свои творческие способности и в других сферах деятельности. Значимо и то, что дети приобретают навыки коммуникативной культуры и, конечно же, повышают свое мастерство.






















СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«ПРАЗДНИК ПОСВЯЩЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В МУЗЫКАНТЫ»

Цель:
Создание условий для реализации творческого потенциала и самовыражения детей через музыкально-исполнительскую деятельность.

Задачи:
закрепить знания, полученные на начальном этапе обучения
совершенствовать определенные умения и практические исполнительские навыки;
осваивать доступные произведения разных жанров и стилей;
развивать творческую активность и навыки публичных выступлений;
развивать музыкально-художественный кругозор;
воспитывать через общение с музыкальным искусством положительные нравственные качества;
воспитывать понимание значимости общественно-полезного характера музыкально-творческой деятельности.

Условия реализации:
1. Участники театрализовано – игровой программы:
- Ведущий, Нотки (девочки – выпускницы или учащиеся старших классов), Фея музыки, Фальшь;
-учащиеся 1классов по классу фортепиано, баяна, аккордеона, гитары; преподаватели, родители, гости праздника;
- концертмейстер, аккомпаниатор, руководители коллективов;
2. Техническое обеспечение:
- концертный зал;
- музыкальные инструменты (фортепиано, баян, аккордеон, гитара);
- стулья для участников концерта;
- подставка для ног (для гитаристов);
- звукотехническое оборудование, микрофоны;
- праздничное оформление зала;
- программа концертных номеров;
- медальки первоклассникам;
- эмблемы – нотки;
- свиток с клятвой;
- афиша.
3. Временной ресурс.
Праздничная программа по продолжительности рассчитана на 65 - 75 минут.

ХОД ПРОГРАММЫ

В зале собираются дети, звучит мелодичная музыка. Сцена оформлена надписью «Здравствуй, юный музыкант», нотами, различными музыкальными знаками, разноцветными шарами.

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: При солнце звучат и звучат при луне
Знакомые песни в чудесной стране.
7 ноток волшебные песни творят
И вечно готовы служить для ребят.

(Выходят 7 Ноток - девочки – выпускницы или учащиеся старших классов)

ДО: Всем гостям мы очень рады!
Праздник постучал в наш дом!
Первоклассников сегодня
С нетерпением мы ждём!
РЕ: Посмотрите – ка, ребята
Сколько к нам пришло гостей.
Чтобы с праздником поздравить
Вас, талантливых детей!
МИ: Все вы с музыкой успели
Подружиться навсегда.
Это значит – ваше сердце
Быть не может изо льда.
ФА: Вам почудится веселье
В пении пташек поутру
И рассказ печальный в звоне
Слёз – дождинок по стеклу.
СОЛЬ: Скоро сможете вы сами
Эти звуки подхватить
И на клавишах и струнах
Целый мир изобразить.

ЛЯ: Все мы с радостью готовы
В музыканты вас принять,
Но попробуйте сначала
Все загадки отгадать.
СИ: Чтобы всюду ноты – точки
Размещались по местам
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали . (НОТНЫЙ СТАН)
ЛЯ: Завитой красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ.
Это наш . (СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ)
СОЛЬ: Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит . (РАЗМЕР)
ФА: Записать мелодию –
Вся её работа.
Вот она, обычная
Четвертная . (НОТА)
МИ: Если нота захотела
Повышенья до небес
Для неё есть знак особый,
Называется . (ДИЕЗ)
РЕ: А пониже стать решила,
Вот, пожалуйста, изволь.
И на этот случай знак есть,
Называется . (БЕМОЛЬ)
ДО: «Выше, ниже – отменяю!
Всем на место! Кар! Кар! Кар!
Ни диезов, ни бемолей!» -
Так командует . (БЕКАР)

Ведущий: Посмотрите, эти дети
С нотной грамотой дружны.
Нашей школе музыкальной
Вот такие и нужны!


ДО: И поэтому сегодня
В первый раз и навсегда
Первоклассников с почётом
В музыканты примем?

Участники и гости праздника: ДА!

(Неожиданно под звуки быстрой ритмичной музыки в зал вбегает ФАЛЬШЬ и брякает по клавишам рояля, изображает пение)

Ведущий: Это что ещё за чудо – юдо?

(Под сказочную музыку появляется ФЕЯ и взмахом волшебной палочки прогоняет ФАЛЬШЬ)

ФЕЯ: Это ужасная Фальшь любой праздник испортит. Вот и приходится охранять нашу благозвучную гармонию от её посягательств. Ой, а у вас уже начался праздник. Как я вовремя

Ведущий: А вы кто такая?

ФЕЯ: Я – Фея Музыки! И пришла к вам не случайно. Сегодня у вас в школе замечательный праздник для юных музыкантов. Я появилась для того, чтобы поздравить всех присутствующих в этом уютном зале. И пусть в этот день звучит музыка!

(Концертные номера)

ФЕЯ: Я надеюсь, что вы все полюбите музыку, научитесь её слушать и понимать. И совсем скоро будете сами выступать на этой сцене. Всего вам доброго!

Ведущий: Подожди Фея!
Мы сейчас, без всякого сомнения,
Начинаем торжественное посвящение!

(Вдруг по музыку появляется ФАЛЬШЬ)

ФАЛЬШЬ: Какое посвящение? Они же ничего не знают про музыку.

Ведущий: А ты – то много знаешь о музыке?

ФАЛЬШЬ: Ну, много, не много, а какие музыкальные инструменты есть в этой школе, я знаю. А вы знаете? (спрашивает у первоклассников)

Первоклассники: Да!

ФАЛЬШЬ: А вот мы сейчас проверим. Отгадайте мои загадки.

Он стоит на трёх ногах
Ноги в чёрных сапогах
Зубы белые, педаль.
Как зовут его? . (РОЯЛЬ)
Он по виду брат баяну
Где веселье - там и он.
Я подсказывать не стану
Всем знаком . (АККОРДЕОН)
Шестиструнная принцесса
Всем давно уже мила.
Сколько музыки чудесной
Нам с собою принесла.
Даже скрипка ей не пара.
Как зовут её? . (ГИТАРА)
У него рубашка в складку
Любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет и поёт
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, но не буян
Голосистый наш . (БАЯН)

Ведущий: Ну что, убедился. Ребята готовы вступить в нашу музыкальную семью?

ФАЛЬШЬ: Убедился!!! А мне тогда что делать? Что – то у меня предчувствие, что не смогу я тут спокойно жить – поживать и, как говорится, друзей наживать.

Ведущий: а нам и не нужен такой друг. Нам с фальшью не по пути, правда, ребята?

Первоклассники: ДА!!!

Ведущий: Фея Музыки, помоги нам избавиться от этого недоразумения.

(ФЕЯ прогоняет ФАЛЬШЬ с помощью волшебной палочки)

Ведущий: А сейчас, без всякого сомнения
Начинаем торжественное посвящение!
Я попрошу вас дружно встать
И клятву верности всем дать!

ФЕЯ: Повторяйте за мной – КЛЯНЁМСЯ!
Верно музыке служить. КЛЯНЁМСЯ!
Дружбой с нею дорожить. КЛЯНЁМСЯ!
К инструменту относиться бережно и нежно. КЛЯНЁМСЯ!
И тайнами его овладевать прилежно. КЛЯНЁМСЯ!
Учиться, не лениться. КЛЯНЁМСЯ!
Каждый день трудиться. КЛЯНЁМСЯ!
Пятёрки очень часто получать. КЛЯНЁМСЯ!
Музыку любить и уважать. КЛЯНЁМСЯ!

ФЕЯ: Взмах волшебной палочки, и я превращаю вас в музыкантов!

ДО: Наших первоклассников все мы поздравляем
С праздником, которому каждый очень рад.
Он как день рождения – ведь во многих семьях
Появился новичок – Юный музыкант.
РЕ: Он пока не очень – то ловок и внимателен.
Вносит много шума, звона, суеты.
Он в двух школах учится, и успеть старается
В чтении и в музыке подтянуть хвосты.

МИ: С ним в ваш дом вошли слова раньше незнакомые:
Нотный стан, сольфеджио, гамма, бас, аккорд.
Звуки непонятные и пока невнятные.
Но и этим навыкам он безмерно горд.
ФА: Мы желаем, малыши вам всего хорошего
Пусть всегда по музыке будет только пять.
Если не забудете, что без упражнения,
Без труда мелодии просто не бывать.
СОЛЬ: Будет и бессонная ночь перед экзаменом
И часы за гаммами и за стенкой стук.
Но с таким старанием, поздно или рано,
Станет райской музыкой звук из ваших рук.
ЛЯ: Вы не бойтесь трудностей, будьте постарательней
При любых сомнениях всюду и везде
Пусть поможет вам во всём, пусть подскажет крепкая
Ваша к музыке любовь, тяга к красоте.
СИ: Вы услышать сможете смех весенних капелек,
Музыку дождей грибных, ёлочных гирлянд.
Были вы до этого просто первоклассники.
А теперь любой из вас – Юный музыкант!

Ведущий: В этот свиток записали
Чётко ваши имена.
Завернём, печать поставим –
Посмотрите, вот она.
Все мы рады вас сегодня
В музыканты посвятить,
От души вас всех поздравить
И медали вам вручить.

(Зачитываются фамилии и имена первоклассников, и они поднимаются на сцену. НОТКИ дарят каждому памятную медаль и подарок)

(Первоклассники остаются на сцене)

СОЛЬ: Через годы состоится
Ваш экзамен выпускной.
Вот тогда при всех откройте
Этот с виток потайной.
СИ: Постарайтесь в нём остаться,
А не выбыть с полпути.
И в таком же вот составе
Всем до выпуска дойти!

1-й первоклассник: Осторожно мы вступаем
В этот музыкальный дом.
2-й первоклассник: А со временем привыкнем,
Будет нам уютно в нём.
3-й первоклассник: Будем мы всегда стараться
Лишь пятёрки получать.
4-й первоклассник: Педагогам обещаем
Только радость доставлять.
5-й первоклассник: На сольфеджио научат
Скоро нас писать диктант.
6-й первоклассник: В хоре петь мы будем дружно
Развивая свой талант.
7-й первоклассник: И пусть не будет рядом мамы
Играть усердно будем гаммы.
8-й первоклассник: И где бы ни пришлось нам жить –
ВСЕ: Клянёмся музыку любить!!!

(Выступление хора первоклассников)

Ведущий: На этом мы с вами не прощаемся.

ФЕЯ: Вам предстоит ещё много путешествий в мир музыки.

ВМЕСТЕ: А пока – до новых встреч!

(Звучит финальная песня в записи. Участники и гости праздника фотографируются)







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендации преподавателям и организаторам
внеклассных мероприятий

Встреча с музыкой всегда праздник. Участники праздника познают музыку в процессе общения с ней в разных формах: исполняя, слушая, активно участвуя.
Дети получают возможность познакомиться с образцами народной, классической русской и зарубежной музыки, с авторами современной музыки. Слушая музыкальные произведения, исполненные на различных инструментах: фортепиано, скрипке, флейте, аккордеоне, баяне – дети знакомятся с их тембровой окраской. Они слушают и сравнивают звучание того или иного инструмента, характер и выразительность того или другого музыкального произведения, приобретая и накапливая опыт слушания и умения анализировать.
Большое значение имеет внешний вид участников. Когда исполнитель на сцене, на него должно быть приятно смотреть. Нельзя допускать, чтобы его внешний вид вызывал у слушателей состояние дискомфорта, тем самым мешая воспринимать музыку. Педагог должен помочь выступающему красиво и грамотно оформить свои действия на сцене: уверенный выход, правильная посадка за музыкальным инструментом, поклоны после исполнений и т.д.
Чтобы показать лучшие стороны воспитанников, их артистичность, музыкальное и техническое развитие, надо тщательно подобрать музыкальный материал с ярким художественным содержанием, но соответствующим уровню музыкально-исполнительских и творческих способностей каждого выступающего. Если умело подобрать репертуар, который нравится детям, и они с ним справляются, тогда появляется уверенность в своих возможностях, активизируется интерес к занятиям музыкой в целом.
Особое внимание надо уделить морально-психологической подготовке, чтобы избежать исполнительских срывов. Накануне публичного выступления важно суметь наилучшим образом эмоционально настроить выступающего, создать для него по возможности благоприятный душевный климат: приободрить, поддержать, помочь сбросить излишнее психологическое напряжение, настроиться на исполнение, войти в образ и чувствовать себя на сцене свободно и уверенно.
Подготовка концертных номеров строится по главному педагогическому принципу: учета реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Порученное выступление воодушевляет ребят, доставляет им радость, а следовательно, способствует оживлению учебного процесса, росту интереса к занятиям музыкой, расширению рамок репертуара юных исполнителей. У детей возникает чувство удовлетворения гордости, они видят результат своего труда и чувствуют себя неотъемлемым участником общего дела.
Желательно чтобы герои театрализовано – игровой программы были одеты в костюмы, соответствующие их образу. Это сделает их белее убедительными в достижении сценической правды.
Очень важно информировать о предстоящем концерте родителей и воспитанников коллективов. С этой целью готовится и вывешивается афиша предстоящего мероприятия.
В лице подрастающего поколения, с детства занимающегося музыкой, общество приобретает будущих слушателей, ценителей музыки в ее истинном значении, которая с годами становится неотъемлемой частью их духовной жизни.
Главное назначение воспитательной роли музыкальных театрализованно-игровых программ – заинтересовать, увлечь музыкой, пробудить добрые чувства, вызвать у детей стремление быть активными.



























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




15