Разработка урока Духовная музыка — музыка для души -7 класс
«Духовная музыка – музыка для души»
Цели и задачи урока: знакомство с понятием “духовность”; развитие музыкальных способностей, речи, воспитание духовной культуры, патриотизма, через музыку, живопись и литературу, вокальной и слушательской культуры. Закрепить знания по теме – «музыкальный образ».
Оснащение урока; Презентация
Музыкальный материал:
«Аллилуйя» -А.Рыбникова И.С.Бах “Токката и фуга” ре минор Ф. Шуберт “Ave Maria”. “Колокола”.«Ты прости нас, Господь» Олег Газманов “Мой храм”.
Ход урок
Звучит 1 куплет песни «Аллилуйя» - песня из рок-оперы “Юнона и Авось»
21 век. Век, когда особенно остро обострилась борьба зла и добра, света и тьмы, век, когда нависла угроза не только над экологией природы, но и над экологией человеческой души. Иногда на помощь человеку приходит музыка, искусство способное творить чудеса.
Звучит песня – И.С.Бах «Токката и фуга» ре минор.
- Музыка какого композитора прозвучала?
- Почему вы так решили?
Предполагаемые ответы:
Звучит орган.
Полифонический склад.
Музыка глубоко народна и т.д.
- Эстрадная или классическая музыка? - Что значит – классическая? - Лёгкая или серьёзная музыка? - К какому виду музыки, как и многие другие произведения Баха, относится это? (рассказ детей о жизни Баха) - Что происходило с душами людей, когда они слушали музыку Баха?
Это должно подвести ребят к главной теме урока. Спросить ребят, как они понимают выражение духовная музыка и объяснить, что существует 2 понятия духовности:
Музыка религиозного содержания.
Музыка, которая нам помогает раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому, задуматься о смысле жизни.
Музыка для чего? – для души
- Да, есть такой феномен – И.С.Бах. Интересно, почему все сходятся в любви к нему, почему И.С.Бах стал популярнейшим современным композитором и чем его музыка так нас пленяет? Может быть тем, что она вводит нас в мир возвышенных и гармоничных чувств, в мир, осветленный и одухотворенный, в мир, которого нам сегодня так не хватает. Может быть, именно о такой музыке говорит поэт:
Величественно музыка органа под сводами собора поплыла. Душа моя рванулась покаянно, За нею вслед, и крылья обрела!
- Есть ещё один феномен Рафаэль, великий итальянский живописец, все полотна которого – загадка, тайна. И глаза, и улыбка
В презентации представлены 2 вида искусства (музыка и живопись) песня «Ave Maria» и картина Рафаэля “Сикстинская мадонна”.
В исполнении учащегося звучит песня Шуберта «Аве, Мария»
Задать ребятам вопросы:
- Есть ли что общее между ними? -Что объединяет эти произведения? – один образ – женщины, чистоты, добра -Уточнить какой женщины? -Эта музыка – гимн. Чему?
- Это действительно торжественный и вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте, благородству. И очень важно, чтобы ребята эти произведения увидели не просто глазами, а сердцем, услышали сердцем.
В часы тяжёлых дум, в часы разуверенья, Когда находим жизнь мы скучной и пустой, И дух слабеет наш под бременем сомненья, Нам нужен образец терпения Святой! А если те часы печали неизбежны, И суждено вам их в грядущем испытать, Быть может, этот Лик, спокойный, безмятежный, Вам возвратит и мир, и благодать!
В презентации показать ребятам одну из Богородичных икон “Мария и младенец”. - Предложить ребятам подумать, почему взгляды Марии и младенца не встречаются и не пересекаются, ни сливаются и не единятся (ответы). Это одна из важнейших тайн иконы Икона всегда обращена к молящемуся, всегда входит с ним в общение, потому что именно в этот момент – это искусство обращено к тебе, а не к кому другому.
Какая музыка была!Какая музыка звучала!Она совсем не поучала,А лишь тихонечко звала
- С чем у вас ассоциируется церковь? (колокольный звон)
- Без чего нельзя её представить?
- Какие виды колокольных звонов вы знаете? – набат, благовест, трезвон
Набат – тревожный колокольный звон
Благовест – одиночные удары в большой колокол - звучит благовест
Перезвон – поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол), от большого к малому – звучит перезвон
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов – звучит трезвон
-Что вы испытываете, когда слышите колокольный звон? – дух захватывает
Колокольный звон на Руси – это лад жизни, гармония мира.
Звучат колокола
Дети читают стихи.
Нельзя без Благовеста жить России Ведь глас его молиться в храм зовет-Святым иконам поклонятся и Мессии Колокола звонят, и значит, Русь живет!Звон - созывал людей идти на вече.Набатом - защищать звал от врагов.А перезвон - вещал народу о победах.Трезвон - на службу всех созвать готов.Плывет звон над Россией, пеленою, И растворяясь в небесах, как дым. Он покоряет всех своею чистотоюЗовет, нас поклонится всем святым.Колокола, живут под небом - в колокольнях, Чтоб перезвон их, разносился далеко.Их слышно в храмах, где в земных поклонах,Молится Богу, Русь Святая горячо.
Слушание песни «Ты прости нас, Господь»
-Классическая или эстрадная песня?
-Лёгкая или серьёзная?
-Можно ли отнести её к духовной музыке? Почему?
-Что слышите в душе?- боль
-Музыка Баха - классическая и мы называем её духовной, песня - эстрадная – и тоже духовная. Вывод?
Вывод; Духовной может быть и классическая, и эстрадная музыка.
В Евангелии есть такие строки;
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая.
Если я имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто.
Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то в этом нет никакой пользы.
Любовь долго терпит и милосердствует, любовь не завидует, и не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не ищет своего и не раздражается, не мыслит зла.
Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, надеется, все переносит. И сердце не приемлет зла
Верить, надеяться и не приемлить зла – пожалуй, самое главное, и для того, чтобы приблизиться к этому ощущению, мы исполним песню.
-Как реагирует душа в этой песне, особенно на словах – мой храм-ветер надежды?
Гордость, радость, умиротворение и покой.
Итог урока: духовная культура, духовное искусство, духовная музыка сама собой не придет к нам, а придет она лишь к отворившему ей свой сердце и душу.
В исполнении класса звучит песня «Мой храм»
Заголовок 315