Литературно-музыкальная композиция «Музей музыкальных инструментов»
Литературно-музыкальная композиция
«Музей музыкальных инструментов»
Автор: Морозова Ольга Юрьевна
Иркутская обл., Иркутский р-н, д. Карлук
МУ ДО ИРМО «Карлукская ДМШ»
Ведущий:
– Здравствуйте, Ребята, а вы были когда-нибудь в музее? (В каком?).
А в нашем музее, я уверена, вы еще никогда не были. Это – Музей Музыкальных инструментов. Сейчас мы с вами входим в огромный зал. Весь этот зал заполнен звуками, но... в зале полная тишина. Почему? Да потому, что звуки спрятались внутри всевозможных музыкальных инструментов. Но мы чувствуем присутствие звуков, когда смотрим на музыкальные инструменты. Кажется, еще мгновение и зал взорвется, зазвучит тысячеголосым хором. Это – Мир Музыкальных Инструментов.
Ребята, вы, наверное, с нетерпением хотите услышать звучание этих музыкальных инструментов. Ну ладно, не будем вас томить и сейчас ансамбль «Гармония» исполнит для вас «Вальс дружбы».
Ребята! А вы знаете, что в каждом инструменте скрывается своя тайна? И только человеческая рука, рука умелого музыканта способна извлечь эту тайну. Потому что сами по себе инструменты не зазвучат. Существует несколько способов извлечения звуков на инструменте.
Например:
1.В одни инструменты бьют или их трясут. Как вы думаете, какназываются такие инструменты, по которым ударяют? (Правильно, ударные).
В другие – дуют, они называются? (Духовые);
Третьи инструменты щиплют за струны или водят по ним смычком.Их называют? (Струнные).
Ребята! А задумывались ли вы когда-нибудь, почему исполнение музыки называется игрой? Играют на скрипке, играют на баяне, играют на пианино, на балалайке... Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые солидные музыканты, говорят: оркестр играет. Почему? (Выслушать мнение детей).
А может быть потому, что с игры, с игрушек когда-то и начинались музыкальные инструменты? Давайте пофантазируем и придумаем легенду о том, как появились на Земле первые музыкальные инструменты.
Сценка «В пещере древнего человека»
Действующие лица: Мать, Отец, Сын.
Ведущий:
– Представим: в одной пещере, жила первобытная семья. Отец, конечно, был охотник, он добывал пишу и одежду. Мать была домохозяйкой, она хранила огонь и убирала в пещере. А еще был у них сыночек-выдумщик, который очень любил играть.
Вот мать готовит обед, ждет мужа домой. А ребенок начинает играть: берет палочки, предназначенные для костра, начинает по ним стучать; берет ступку с зерном, прикрывает ладошкой и трясет, забавляясь интересным звучанием. Ну, чем не игра?!
Вот отец возвращается с охоты, ставит лук с тонко натянутой тетивой в угол, а сынок тут как тут; взял лук в руки и давай тетиву натягивать и отпускать. Вот такой интересный звук получился. А родители радуются тому, как забавляется их малыш.
Вот такая у нас легенда получилась. Но сказка – это вымысел, в глубине которого всегда есть доля правды. Так слагались многие легенды и мифы о музыкальных инструментах. Первые инструменты появились еще за 13 тысяч лет до нашей эры. Раньше возникли ...
Как вы думаете, какие? Правильно, ударные. Затем? (Духовые). И позже всех – струнные.
А сейчас, ребята, мы расскажем вам об ударных инструментах.
Выходит группа учащихся с инструментами: бубен, кастаньеты, треугольник, маракас, румба, ложки, ксилофон, колокольчики.
Учащийся№1:
– Инструменты эти ударными зовут, потому что музыканты их частенько бьют.
Ведущий:
– Стихия ударных инструментов – ритм. Наверное, каждому известен такой популярный ударный инструмент, как бубен (или тамбурин). Этот инструмент настолько древний и настолько распространенный, что трудно сейчас определить, какой народ его придумал. Уже много тысячелетий звучит он в Азии, Европе, Африке. Называют его везде по-разному: «тар», «тамбурин», «пандеро». Многие народные танцы и песни сопровождаются звуками бубнов.
Группа учащихся исполняет танец с использованием бубна.
Следующий музыкальный инструмент – кастаньеты. Это две деревянные чашечки, соединенные шнурком. Обвив шнурок вокруг большого и безымянного пальцев, испанские танцоры прищелкивают ими во время исполнения фламенко, болеро или хоты.
Девочка (учащаяся) танцует отрывок из испанского танца с кастаньетами.
А этот инструмент вы назовете сразу, если правильно определите геометрическую форму, которую он напоминает. Правильно, треугольник. Треугольник часто применяется в оперной и симфонической музыке. Он представляет из себя стальной прут в виде равностороннего треугольника, по которому легонько ударяют стальным гвоздем-палочкой.
Учащийся№2 показывает треугольник и производит на нем несколько звуков.
А сейчас речь пойдет об инструменте, на котором, могу с вами поспорить, играл в самом раннем детстве каждый из вас. Когда вы начинали капризничать, мамы вкладывали вам в руку этот инструмент, и вы, безо всякого труда, исполняли на нем самые незамысловатые вариации собственного сочинения. Кто-то уже догадался, о каком инструменте идет речь? (Ребята отвечают – погремушка). Правильно.
Учащийся№3:
– Этот музыкальный инструмент можем мы назвать в один момент.
Нет, пожалуй, в мире никого кто бы обходился без него.
Учащийся№4:
– Скажет каждая старушка, каждый школьник и студент,
что игрушка-погремушка – популярный инструмент.
Показывает звучание инструмента.
Ведущий:
– А вот настоящее название у этого музыкального инструмента –маракас.
Учащийся№5 показывает инструмент румбу.
Ведущий:
– Ребята! Как вы думаете, а на какие два инструмента похожа румба? Румба — это нечто среднее между маракасом и бубном. У него ручка как у маракаса, а металлические тарелочки внутри корпуса как у бубна.
Далее я расскажу вам немного о музыкальных инструментах, которые вам каждый день приходится держать в руках во время еды. Это – самые обычные ложки. Трудно сказать, кто и когда впервые вздумал превратить обыкновенную деревянную ложку, которой едят щи и кашу, в ударный музыкальный инструмент. Но именно этот колоритный русский инструмент стал одним из самых популярных в России. Играть можно и на обычных ложках, но существуют и специальные музыкальные ложки. Их изготавливают из лучших сортов дерева и делают несколько толще обычных, от этого звук получается более сильным. Конечно, вы можете сказать: «Ну что ту трудного? Играть на ложках сможет каждый из нас». Однако, впервые взяв ложки в руки, сразу на них не сыграешь. Нужно много трудиться, чтобы приобрести необходимый автоматизм и сноровку.
Учащийся№6 отстукивает ритм на ложках.
Ведущий:
– Ребята! Вот вы уже услышали звучание некоторых музыкальных инструментов. А как вы думаете, звуки, извлекаемые на ударных инструментах, получаются музыкальные или шумовые? Наверное, вы на уроках музыки в школе уже это изучали. Правильно шумовые.
Но, есть среди ударных инструментов и такие, на которых можно даже исполнять мелодию; например, ксилофон и колокольчики.
Ксилофон – это инструмент, состоящий из деревянных брусочков, расположенных на деревянном каркасе в виде клавиатуры (как у фортепиано), по которым ударяют деревянными палочками.
Учащийся№7 исполняет на ксилофоне мелодию детской песенки «Маленькой елочке холодно зимой».
Ведущий:
– А колокольчики — это инструмент, очень похожий на ксилофон, только брусочки у него не деревянные, а металлические. Поэтому тембр звучания у него получается серебристый, волшебный. Используют колокольчики для того, чтобы придать музыке необычайный фантастический колорит.
Учащийся№8 исполняет ту же самую мелодию «Маленькой ёлочки» на колокольчиках.
Группа учащихся с ударными инструментами уходит.
Ведущий:
(Фоном звучит музыка, исполняемая на флейте или свирели. Можно включить аудиозапись).
– Кто знает, когда впервые затаившейся на болоте в зарослях камыша древний охотник услышал этот странный звук, так не похожий ни на какие другие. Это было не просто шуршание сухих тростинок. Звук был протяжным и напевным. Это пел сам тростник! Ветер дул в тростинку, и она пела. Пройдут тысячелетия, прежде чем простая камышовая тростинка превратится в настоящую дудочку, свирель, флейту... А пока тот древний человек, впервые осененный догадкой, сам дунул в сорванную тростинку и удивленно прислушался к необычному звуку. Впрочем, у первобытных охотников не было времени долгими часами дуть в тростинку, извлекая необычные звуки. Но вот появились первые скотоводческие племена, и пастухи, следящие за стадами животных и имеющие много свободного времени, получили возможность играть на дудке и свирели и совершенствовать эти инструменты. Русский поэт С. Есенин писал: «В древности никто не располагал временем так свободно, как пастухи». Они были первые мыслители и поэты. Вся языческая вера в переселение душ, музыка, песня и тонкая как кружево, философия жизни на Земле есть плод прозрачных пастушеских дум.
Ведущий:
– А теперь пришло время рассказать вам об инструментах, которые сочетают в себе признаки и ударных, и духовых инструментов одновременно и составляют группу «Клавишно-духовых инструментов».
Учащийся:
– Это что за инструменты, необычные такие?
Называются они – клавишные духовые!
Ведущий:
– А инструменты эти – баян и аккордеон, которые относятся к семейству гармоник. Без этих инструментов, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе... Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем, это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру и завоевала популярность в Австрии, Германии, Италии, Франции, России. Это был очень удобный инструмент: во-первых, его легко было переносить, и играть на нем можно было даже при ходьбе; во-вторых, на нем можно было исполнять сразу и мелодию, и аккомпанемент. Настоящий портативный оркестр! При нажатии кнопок с правой стороны корпуса звучала мелодия, а при нажатии их с левой стороны – готовые аккорды. Но, одного удара по кнопкам инструмента недостаточно, звук образуется за счет сжимания и разжимания меха и поступающего через него воздуха в корпус инструмента. Вот отсюда и название – клавишно-духовые.
Подождите! Но ведь вы, наверное, спросите: «Если гармонь – это русский народный инструмент – то, как же он попал из Европы в Россию?» а очень просто! Ведь купцы везли свои товары в разные страны. Так в 1830 году на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейный мастер Иван Сизов приобрел венскую гармонику. Его заинтересовал диковинный инструмент, и Сизов тут же сделал подобный. А вскоре в городе Тула был налажен промысел гармоники, которую стали называть по-русски гармонь, а позже – просто гармошка».
Учащийся:
– Гармонь, гармонь! Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь! Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень.
Ведущий:
– Гармонь сразу прижилась на Руси и вскоре стала подлинно народным инструментом. Во многих городах делали свои инструменты, которые отличались от других размерами и количеством кнопок. Двухрядка, трехрядка, тальянка, ливенка, саратовская, тульская и т.д.
А сейчас – загадки!
Каждый учащийся выходит с инструментом, загадывает загадку, а после ответа исполняет музыкальное произведение.
Учащийся№1:
– Кто-то пуговиц сто штук по нему рассыпал. Из-под пуговицы звук к слушателю выплыл. Мощный, словно океан, Разливается ... (баян).
Исполняет на баяне «Русскую плясовую».
Учащийся№2:
– Есть на нем клавиши, как у фортепиано,
есть на нем кнопочки, как у баяна.
Меха раздув, повысив тон, для вас поет ... (аккордеон).
Исполняет на аккордеоне «Тирольский вальс».
Ведущий:
– А сейчас – викторина. По приведенному ниже описанию угадайте, о каком инструменте идет речь?
Не одну сотню лет известна она на Руси. Под нее пели и плясали, пронее слагали сказки, стихи и песни. У нее треугольная форма и всего триструны. (Балалайка).
А теперь посложнее. В XVIII веке ее казнили как преступницу, дажерисунков ее не сохранилось. Это был основной инструмент скоморохов. За
острые шутки и насмешки над властью скоморохов преследовали, уничтожали их музыкальные инструменты. Так она исчезла. Но ей суждено было снова появиться на свет в XIX веке, благодаря Василию Васильевичу Андрееву, создателю первого в России оркестра народных инструментов. Однажды он нашел на старинном рисунке ее изображение и по нему восстановил инструмент. (Домра).
3. Родина ее неизвестна. Но вторая родина – уж точно, Испания, еще в XIII - IX веках она получила широкое распространение. Испанские кавалеры, а позже итальянские, французские, немецкие и даже русские обожали петь под нее серенады. Струн у нее бывает шесть или семь. А голос у нее не очень громкий, зато звучный, приятный, звонкий тембр. (Гитара).
Учащийся№3 исполняет на гитаре музыкальное произведение.
Ведущий:
– А мы продолжаем знакомиться с музыкальными инструментами.
Посмотрите, у рояля крышка есть, и есть педали.
На спине – крыло большое, словно парус над волною.
Рояль имеет много клавиш и струн, у каждой струны – молоточек-игрун.
Ребята, а вы знакомы с роялем? Его можно увидеть в концертных залах, на экранах телевизоров. Он, большой и важный, стоит на почетном месте – на эстраде; у него поднимают крышку, и рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. А вот пианино вы, наверное, видели в школе или в клубе. Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места. Да и звук у него слабее, чем у рояля. И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, притом, одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В чем же тут дело? Почему такое странное название? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далекое прошлое. Очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора, был известен прибор монохорд (по-гречески «моно» – один, «хорд» – струна). На нем Пифагор проводил свои опыты со звуком. Конечно, тогда он еще не назывался музыкальным инструментом, но именно монохорд стал прадедушкой рояля. С годами прибор совершенствовался, количество струн увеличивалось, на нем стали играть музыку. Делали это по-разному: некоторые просто защипывали струну пальцами, некоторые пользовались специальными приспособлениями, которые надевали на пальцы, а некоторые даже пытались ударять по струнам деревянными молоточками. Похожие инструменты были у многих народов: у русских – гусли, у армян – канон, у карелов – кантеле. В XII веке на основе этого инструмента появился клавикорд. У него была клавиатура, состоящая из нескольких рядов клавиш. Этот инструмент сразу стал предметом роскоши, на нем играли преимущественно светские дамы. Звук клавикорда был нежным, певучим, но довольно тихим. Примерно в то же время, а может чуть позже, появился и другой инструмент – клавесин. Он отличался тем, что клавиатура его была расположена в один ряд, на которой были черные и белые клавиши, а струны были разной длинны и располагались горизонтально. Так, уже в XVIII веке наметилось две формы инструмента – вертикальная и горизонтальная. А в 1711 году клавесинный мастер Бартоломео Кристофори представил совершенно новый инструмент. Звук в нем извлекался с помощью деревянных молоточков, ударяющихся по струнам, а колебание струны останавливалось с помощью оклеенного фетром брусочка – демпфера. На нем можно было играть и пиано (тихо), и форте (громко). Так и назвали инструмент сначала – пианофорте, а позже фортепиано. А в XIX веке окончательно сложились два основных вида этого инструмента: горизонтальный – рояль (по-французски royal – «королевский») и вертикальный – пианино (по-итальянски pianino – «маленькое пиано»).
Учащийся-пианист исполняет фортепианную пьесу.
Ведущий:
– Ребята! Сегодня вы много нового узнали о самых различных инструментах, а также смогли услышать их звучание. А ведь есть еще один, самый древний, музыкальный инструмент, который есть внутри каждого из нас, это – человеческий голос. Он звучит благодаря вибрации голосовых связок. Это легко можно ощутить, если во время пения положить пальцы на горло. Пусть каждый из вас прижмет свою ладонь к горлу и попоет звук «а». Вы почувствовали внутри себя этот замечательный инструмент? Но чтобы уметь правильно им пользоваться, нужно много заниматься и бережно обращаться со своим голосом».
Выходит группа учащихся фольклорного отделения.
Учащийся№1
– И слон, и комарик, былинка и колос
имеют, имеют свой собственный голос.
Учащийся№2
– У мышки – сопрано, у кошки – сопрано,
и птицы в саду нам сопрано поют.
И мамы сопрано детишек зовут.
Учащийся№3
– У папы спроси ты, как рыбу ловить,
он будет об этом весь день говорить,
послушай внимательно голос, ведь он
зовется по праву мужской баритон.
Учащийся№4
– Лишь только услышу, друзья, пару фраз,
сомнения нет, – это дедушкин бас.
Мой дед капитаном на флоте служил,
он честью и дружбой всегда дорожил.
Басом команды всегда отдает:
«Полный назад!» и «Полный вперед!».
Учащийся№5
– В соседней квартире Дарина живет,
Красивым контральто романсы поет.
Учащийся№6
– На улице дворники спорили рано:
Тенор кричал на меццо-сопрано.
Учащийся№7
– Альт и сопрано – мои друзья... Какой же голос тогда у меня?
Ведущий:
– Ну, а сейчас, ребята народно-хорового отделения покажут вам, как они уже научились пользоваться своим голосом.
Учащиеся фольклорного отделения поют русскую народную песню.
Ведущий:
– И в заключении, в исполнении школьного оркестра и фольклорного ансамбля вы услышите песню «Маленький ложкарь».
Библиографический список:
Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: 1986. – 176 с.
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Блейз О.С. Все о музыке. – М.: Астрель, АСТ, 2001. – 176 с.
Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 383 с.
Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровойкультуры. – М.: Музыка, 1987. – 190 с.
Блок В.М. Оркестр русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1986. – 80 с.