Аналитический отчет о работе психолога 2014 — 2015 учебный год

ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

МБОУ « СОШ № 14»

Переверзевой Н.С. за 2014 – 2015 учебный год











В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключалась в содействии школе в решении практических задач формирования образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Общая направленность работы психолога определялись следующими практическими задачами:
- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;
- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;
- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;
- развитие рефлексивных и деятельностных способностей детей;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащиеся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьная администрация, медицинский персонал, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Работа психолога строилась традиционно по следующим направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- методическая работа;
- просветительская деятельность.

Диагностическая работа
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, отклонений в психическом развитии и др.
В работе применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
В 2014–2015 году по диагностическому направлению большое внимание уделялось обучающимся 1, 5, 9, 12 классов.
 По запросу учителей-предметников и классных руководителей проводилась психологическая диагностика учащихся 7, 8 классов.
С обучающимися 1, 5 классов в период адаптации проводился ряд методик направленных на изучение  адаптационного  периода. Диагностика  проводилось в два направления: сентябрь – октябрь 2014 г.
В течении года проведены следующие диагностические мероприятия:
1) Познавательная сфера и обучаемость:
а) «Определение уровня осведомленности о процедуре ЕГЭ и ГИА» - 9,12 кл
б) Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (март) – 5 класс
в) Анкета готовности к ГИА И ЕГЭ учеников 9,12 класс
  г) Теппинг –тест 1 – 9 класс
2) Индивидуально-типологические особенности: (проводились в связи с запросами или в период консультаций).
3) Эмоционально-личностная сфера:
а) «Экспресс – методика на выявление тревожности в период адаптации» 1,5 класс «Методика исследования самооценки «Дембо – Рубинштейн», «Ладошка настроения» - 5 класс.
б) Диагностика эмоциональных состояний (тревожность) до и после проведения пробных экзаменов по математике - 9, 12 класс.
в) Определение самооценки учащихся – 7, 9 класс
г) Методика «Дерево» Ламмер, диагностика восприятия себя – 5-9 классы
4) Мотивационно-волевая сфера:
а) «Школьная мотивация» (А.Г. Лусканова) – 5 класс
 5) Межличностные отношения и общения:
а) Социометрическая матрица (Дж. Морено) – 4 – 9 классы.
б) Социометрический опрос «День рождения!» для 1 - 3
6) Проективные методики: «Моя семья» - 1 класс, «Несуществующее животное» - 5 класс, Ладошка настроения – 1, 5 класс. Диагностика по сказке М. Пляцковского «Ежик» - 1 класс, «Кактус» - 1 класс, перспективная методика «Школа зверей» - 1 класс.
7) Профессиональная направленность старшеклассников:
а) Тест Г.Холланда по определению типа личности – 9,12 класс.
б) Дифференциально-диагностический опросник «Определение типа будущей профессии» (Е.Л.Климов) – 9, 12 класс.
8) Диагностика сформированности УУД у учащихся 1 – 4 классов
9)Обследование и подготовка документации для ПМПК
10)Анонимное социально-психологическое тестирование лиц в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ - 7-9 класс
11) «Методика первичной диагностики и выявления  детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)
12)В системе тестирования по ФГОС был проведен мониторинг личностных особенностей начальной школы
13)Анкетирование выпускников 9-х, 12-х классов в комплексе мер по проведению профориентации обучающихся, диагностическая работа с обучающимися 9 класса на предмет профессионального выбора,  с применением следующих методик: «Тест Д.Холланда по определению типа личности», «Я предпочту» - Е.А.Климов. По результатам тестирования каждый обучающийся индивидуально получал рекомендации по дальнейшему выбору профиля обучения и будущей профессии.
Классному руководителю Бакуменко Л.А. даны рекомендации: организовывать встречи с людьми разных профессий, посещение ярмарки профессий, посещение День открытых дверей в различных учебных заведениях. Проводить информационные классные часы, беседы, родительские собрания, направленные на расширение знаний учащихся о мире профессий.
С обучающимися 9 и 12 класса проведена диагностика эмоционального состояния при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Для обучающихся с повышенным уровнем тревожности были проведены индивидуальные консультации по способам успешной сдачи ЕГЭ.

Психологическое консультирование.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы.
Консультировались также учащиеся, учителя и родители ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
В течение учебного года за консультативной помощью к психологу обратилось 14 учащихся, 21 обращений учителей к психологу, со стороны родителей таких обращений было 22.
Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной производственной практики.
В связи с тем, что основной контингент – это дети младшего подросткового и подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
 В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками
-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
-  проблемы в детско-родительских отношениях
- трудности в профессиональном самоопределении
- трудности обучения
- консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Большинство индивидуальных консультаций в 2014 - 2015 учебном году было отведено по темам: ГИА и ЕГЭ, трудности адаптационного периода учащихся 1,5 класса, конфликтные ситуации и семьям детей «группы риска». Таким образом, была  оказана  психологическая  помощь, ориентированная  на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и  в целом на уникальность его психического и личностного развития, а также  оказана  помощь  обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Также оказана  помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, состояния здоровья.





Психологическое просвещение
Индивидуальные консультации родителей обучающихся
«Оказание психологической поддержки детям в период подготовки и сдаче ЕГЭ»
Выступление на родительских собраниях 1-9,12 класса
Консультирование родителей учащихся, состоящих на внутришкольном учете
Групповые занятия с элементами тренинга по психологической подготовке обучающихся к ЕГЭ 9 класс – 6 занятий
Подготовка информационных материалов для выпускников, оформление стенда психолога «Подготовка к ГИА»
Ознакомление учащихся с правилами приема в учебные заведения
Индивидуальные и групповые консультации с обучающимися по вопросам психологической подготовки к ГИА
Психологический тренинг для выпускников «Как справиться со стрессом» 9 класс
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по вопросу адаптации
Развитие психологических навыков общения
Консультирование классных руководителей и учителей-предметников по итогам проведенных диагностик
Консультация классных руководителей по вопросам снятия учащихся с внутришкольного учета Беседа «Стресс в работе учителя», обучение навыкам саморегуляции
Памятки «Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ

Психологическая профилактика

В рамках профилактики употребления правонарушения и употребления ПАВ проведены следующие мероприятия:
Индивидуальные консультации учеников 1 – 9  классов
Классные часы и беседы по профилактике курения и злоупотребления ПАВ в  5 – 9 классе  
Психологические занятия и тренинги по подготовке к ГИА и ЕГЭ 9, 12

Коррекционно-развивающая работа.
Организованы и проведены коррекционно-развивающие занятия с учащимися:
Профилактика стресса при сдаче ЕГЭ
Психологический тренинг «Как справиться со стрессом»
Ролевой театр
Развитие положительного самовосприятия учащихся
Групповой тренинг по улучшения взаимоотношений в коллективе
Групповой тренинг по улучшения взаимоотношений в коллективе с применением методов арт-терапии
Беседы и занятия с учащимися состоящими на внутришкольнос учете и учете КДН, ОДН.
С родителями:
Выступление на родительском собрании в 1- 12 классах-   20   

Методическая работа.
1 Подборка диагностических методик, тестов, опросников для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия.
2 Подготовка методических материалов (тематические подборки бесед с учащимися, родителями, учителями).

15