Аналитический отчет педагога-психолога за 2015-2016 учебный год


Аналитический отчет о проделанной работе
педагога-психолога МБОУ «ЦО №12» МООД (ул. Литейная, 34)
Синицыной М.В. в 2015-2016 учебном году
Психологическая работа в МБОУ «ЦО №12» (МООД) осуществлялась в соответствии с задачами годового плана на 2015-2016 учебного года по следующим направлениям:
психодиагностика (работа с детьми);
психопрофилактика, психокоррекция (работа с детьми);
психологическое просвещение (консультации, семинары);
психологическое консультирование (индивидуальное и семейное) родителей;
самообразование.
Осуществляемая работа фиксировалась в журнале учета всех видов деятельности.
Психодиагностика
№ Вид работы Сроки
Групповая диагностика
1. Оценка уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению – городской мониторинг.
Цель: выявить детей с признаками дезадаптации.
1 младшая группа – 18 детей (1,5-2,5 года),
2 младшая группа – 39 детей (2-3 года). Сентябрь, 2015 г.
2. Программа психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках городского мониторинга
Цель: определение уровня развития актуальных процессов интеллектуальной, произвольной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы старших дошкольников и определение особенностей семейного воспитания и отношения родителей к своему ребенку.
Старшая группа «2» - 29 детей,
Разновозрастная группа «9» - 4 чел.,
Разновозрастная группа «1» - 1 чел. Сентябрь-октябрь 2015 г.
3. Программа психодиагностического обследования детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в рамках городского мониторинга.
Цель: диагностика уровня готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Подготовительная к школе группа «3» - 27 детей,
Разновозрастная группа «9» - 21 ребенок. Октябрь-ноябрь 2015 г.
4. Выявление эмоционально-личностных особенностей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Средняя группа «5» - 23 чел.,
Средняя логопедическая группа «7» - 9 детей;
Разновозрастная группа «1» - 2 чел.;
Разновозрастная группа «10» - 4 чел. Октябрь-ноябрь 2015 г.
5. Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.
Цель: выявить актуальный уровень развития детей среднего дошкольного возраста.
средняя группа «5» - 24 чел. (4-5 лет),
средняя логопедическая группа «7» - 8 детей (4-5 лет),
разновозрастная группа «1» - 2 чел.,
разновозрастная группа «10» - 5 детей. Октябрь 2015 г.
6.
Определение эмоционально-личностных особенностей педагогов
Педагоги: 18 человек Ноябрь 2015 г.
7. Определение уровня адаптации к школе учащихся 1-х классов (Лусканова, ЦТЛ, рисунок «Что тебе больше всего нравится в школе?) – городской мониторинг
1-г класс – 22 человека (6-8 лет); Сентябрь-октябрь 2015 г.
8. Определение уровня сформированности УУД в рамках введения ФГОС – городской мониторинг.
Цель: изучение динамики уровня сформированности УУД.
1-г класс – 22 человека (7-8 лет);
2-г класс – 26 человек (8-9 лет),
3-г класс – 17 человек (9-10 лет);
3-д класс – 19 человек (9-10 лет);
4-г класс – 16 человек (10-11 лет). 1-г класс: сентябрь-октябрь 2015 г.
2-г класс: ноябрь 2015 г.
3-г, 3-д класс: октябрь-ноябрь 2015 г.
4-г класс: апрель 2016 г.
Определение социометрического статуса каждого ученика, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в классе.
Цель: измерение степени сплоченности-разобщенности в классе
4-г класс – 18 чел. (10-11 лет) Январь 20116 г.
9. Сравнительная диагностика адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению – городской мониторинг.
1 младшая группа – 28 детей (1,5-2,5 года),
2 младшая группа – 47 детей (2-3 года). Октябрь 2015 г.
10. Сравнительная диагностика адаптации детей, поступивших в первый класс.
Цель: изучить динамику процесса адаптации учащихся первого класса.
1-г класс – 20 человек (7-8 лет). Февраль 2016 г.
11. Сравнительная диагностика уровня сформированности УУД в рамках введения ФГОС – городской мониторинг.
Цель: изучение динамики уровня сформированности УУД.
1-г класс – 21 человек (7-8 лет);
2-г класс – 26 человек (8-9 лет);
3-г класс – 14 человек (9-10 лет);
3-д класс – 18 человек (9-10 лет). Март-апрель 2016 г.
13. Сравнительная диагностика эмоционально-личностных особенностей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Средняя группа «5» - 20 чел.,
Средняя логопедическая группа «7» - 8 детей;
Разновозрастная группа «1» - 4 чел.;
Разновозрастная группа «10» - 8 чел. Март-апрель 2016 г.
14. Сравнительная диагностика развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках городского мониторинга
Цель: определение уровня развития актуальных процессов интеллектуальной, произвольной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы старших дошкольников и определение особенностей семейного воспитания и отношения родителей к своему ребенку.
Старшая группа «2» - 27 детей,
Разновозрастная группа «9» - 4 чел.,
Разновозрастная группа «1» - 1 чел. Апрель 2016 г.
17. Сравнительная диагностика уровня готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.
Подготовительная к школе группа «3» - 24 чел.,
Разновозрастная группа «9» - 21 ребенок. Апрель-май 2016 г.
18. Сравнительная диагностика актуального уровня развития детей среднего дошкольного возраста. (Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
средняя группа «5» - 20 чел. (4-5 лет),
средняя логопедическая группа «7» - 8 детей (4-5 лет),
разновозрастная группа «1» - 2 чел.,
разновозрастная группа «10» - 5 детей. Май 2016 г.
19. Исследование значения имиджа педагогов ОУ
(анкета для родителей «Имидж педагогов ОУ») Март 2016 г.
Индивидуальная диагностика
1. Определение актуального уровня психического развития по программе
Цель: выявить актуальный уровень развития для предоставления документов на ПМПК.
2-г класс – 1 чел. (9 лет). Апрель 2016 г.
2. Определение актуального уровня психического развития (по запросу)
Цель: выявить области, с которыми необходимо работать в индивидуальной работе
1-я мл.группа «8» - 1 чел. (3,5 г.);
2-я мл.группа «6» - 1 чел. (3 г);
Разновозрастная группа «10» - 1 чел. (3,5 г.);
2-г класс – 1 человек (8 лет). Октябрь, ноябрь, январь, март 2015-2016 г.
3. Диагностика эмоционально-личностной сферы (по запросу)
Цель: выявить области, с которыми необходимо работать в индивидуальной работе
2-я мл.группа «6» - 1 чел. (4 г);
Старшая группа «2» - 1 чел. (5 л.);
Подготовительная к школе группа «3» - 1 чел. (6 л.);
2-г класс – 1 человек (8 лет);
4-г класс – 1 человек (9 лет). Декабрь, январь, февраль, март 2015-2016 г.
4. Диагностика готовности к школе (по запросу)
Подготовительная к школе группа «3» - 1 человек (6 лет) Сентябрь 2015 г.
5. Определение эмоционально-личностных особенностей педагогов Ноябрь 2015 г.
Выводы: из запланированных диагностических методик были проведены все исследования. Также в рамках плана были проведены индивидуальные диагностические исследования детей разного возраста по запросу родителей и педагогов. По результатам диагностических исследований были сформированы группы и организованы коррекционно-развивающие занятия и индивидуальные занятия по развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Психопрофилактика и психокоррекция (работа с детьми)
№ Вид работы Сроки
Групповая работа
1. Психологическое сопровождение адаптации ребенка к группе сверстников
Цель: подготовка детей к групповым занятиям, организация среды, позволяющей облегчить адаптацию детей к группе сверстников.
1-я младшая группа «4» - 25 чел.;
1-я младшая группа «8» - 23 чел.;
2-я младшая группа «6» - 29 чел.;
Разновозрастная группа «10» - 19 чел. Сентябрь-октябрь 2015 г.
2 Курс занятий по программе адаптации детей к ДОУ (А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»)
Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ
1-я младшая группа «4» - 25 чел. (1,5-2,5 г.) Октябрь-май 2015-2016 г.
3 Курс коррекционно-развивающих занятий в средней группе на основе пособия Гавриной С., Кутявиной Н., Топорковой И., ЩербинойС. «Развиваем познавательные способности» (дети, показавшие низкий уровень при диагностике актуального уровня психического развития).
Цель: развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.
Средняя группа «5» – 3 человека;
Средняя логопедическая группа «7» - 5 чел. Октябрь-май 2015-2016 г.
4 Курс занятий по программе психологической поддержки детей среднего дошкольного возраста
(О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему Я» - дощкольники)
Цель: формирование психологического здоровья у детей
Средняя логопедическая группа «7» - 11 чел. Сентябрь-март 2015-2016 г.
5 Курс коррекционно-развивающих занятий в старшей группе по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет (научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей)
Старшая группа «2» - 28 чел. Ноябрь-апрель 2015-2016 г.
6. Курс коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» (Куражева Н.Ю., Козлова И.А.)
Цель: формирование психологической готовности к школьному обучению, психопрофилактика, направленная на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации.Подготовительная группа «3» – 28 человек (6-7 лет);
Разновозрастная группа «9» - 17 чел. (6-7 лет) Сентябрь - май 2015-2016 г.
7. Курс коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе на основе программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. За три месяца до школы»
Цель: развитие познавательных способностей
Подготовительная группа «9» – 2 человека (6-7 лет) Ноябрь – апрель 2015-2016 г.
8. Курс коррекционно-развивающих занятий по дополнительной образовательной программе песочной терапии «Чудесная страна» в старшей группе (Составитель: Синицына М.В.)
Цель: создание условий для раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие эмоционального фона.
Разновозрастная группа «9» – 4 человека (5-6 лет);
Старшая группа «2» - 1 человек (5-6 лет). Март – май 2015–2016 г.
9. Программа Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам»
Цель: развитие познавательных способностей
1-г класс – 22 человека (7-8 лет);
2-г класс – 27 человек (8-9 лет);
3-г класс – 17 человек (9-10 лет). Сентябрь - май 2015-2016 г.
10. Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся начальной школы «Коррекция школьной тревожности» Н.П. Микляева, П.В. Румянцева
Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня «мобилизирующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.
1-г класс – 9 человек (7-8 лет). Ноябрь-апрель 2015-2016 г.
11. Акция «Знать, чтобы жить»
Цель: выявление отношения младших школьников к своему здоровью, дать детям представление о здоровье как ценности, воспитывать желание заботиться о своем здоровье, развивать навыки безопасного поведения.
1-г класс – 21 чел.;
2-г класс – 24 чел.;
3-г класс – 15 чел.;
4-г класс – 16 чел. Ноябрь, декабрь 2015 г.
12. Профилактическое занятие по воспитанию толерантности с детьми старшего дошкольного возраста «Все мы разные, но мы вместе!»
Старшая группа «2» - 28 чел. Ноябрь 2015 г.
Индивидуальная работа
1. Развитие познавательной сферы
Цель: развитие воображения, внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, графических навыков, общей осведомленности.2-я младшая группа «6» - 1 человек (3 г.)
Средняя группа «5» - 1человек (4-5 лет)
Старшая группа «2» - 1 человек (5-6 лет)
Разновозрастная группа «1» - 1 человек (4-5 л.)
Разновозрастная группа «10» - 1 человек (4 г.) Сентябрь – май 2015-2016 г.
2. Работа по коррекции отдельных эмоциональных и поведенческих сложностей
Средняя группа «7» - 2 человека (4-5 лет.)
Подготовительная к школе группа «3» - 2 человека (6-7 лет)
Разновозрастная группа «10» - 1 человек (4г.)
2-г класс – 1 человек (9 лет)
4-г класс – 2 человека (10 лет) Сентябрь-май 2015-2016 г.
Выводы: все запланированные коррекционно-развивающие программы были проведены.
Проведенные коррекционно-развивающие программы, осуществляемые в различных группах, их результативность:
Курс занятий по программе адаптации детей к ДОУ (А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»)
Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ
Ко 2 срезу наблюдается небольшая, но положительная динамика у 13 человек (17,3%). У 80% детей уровень адаптации остался на прежнем уровне и у двух человек наблюдается отрицательная динамика (2,6%).
Предполагается в будущем учебном году использовать данную программу для работы с детьми вновь поступивших в дошкольное образовательное учреждение.
Курс коррекционно-развивающих занятий в средней группе на основе пособия Гавриной С., Кутявиной Н., Топорковой И., ЩербинойС. «Развиваем познавательные способности» (дети, показавшие низкий уровень при диагностике актуального уровня психического развития).
Цель: развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.
К концу учебного года заметно улучшились результаты развития детей. Ко 2 срезу остался один ребенок с низким уровнем развития познавательных способностей (12,5%), 5 детей (62,5%) детей имеют средний уровень развития и двое дошкольников (25%) – высокий уровень.
На занятиях разбирались и закреплялись противоположные по смыслу понятия, были задания на развитие мышления, пространственных представлений, восприятия. Общие представления об окружающей действительности хорошо сформированы у детей, что позволяет им самим отвечать на сложные вопросы, а также это говорит о высоком познавательном интересе у детей, который удовлетворяется родителями и детьми. У детей отмечается стойкий интерес к выполнению заданий.
Предполагается в будущем учебном году использовать данную программу с детьми, показавшими низкий результат в диагностике актуального уровня психического развития.
3. Курс занятий по программе психологической поддержки детей среднего дошкольного возраста (О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина «Тропинка к своему Я» - дощкольники)
Цель: формирование психологического здоровья детей
Анализируя данные психологических обследований, ко 2 срезу не произошло заметных изменений. По уровню тревожности возросло количество детей со средним уровнем и сократилось с низким. По данным психологического состояния детей следует отметить, что ко 2 срезу стало на 1 человека меньше с дезадаптацией, но также и увеличилось количество детей, испытывающих состояние напряжения.
Т.о., считаю, что данная программа поддержки детей не является достаточно эффективной и дает незначительные положительные результаты.
4. Курс коррекционно-развивающих занятий в старшей группе по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет (научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей)
К концу года дети узнали и научились распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека. С помощью поз, жестов, особенностей движений научились передавать эмоциональное состояние. По результатам диагностического обследования видно, что намного улучшился характер общения детей со взрослыми. Если при 1 срезе детей с положительным характером общения было 58,6%, то ко 2 срезу стало 77,9%. Характер общения со сверстниками остался практически на прежнем уровне и составляет 88,9% (положительный характер общения).
Т.о., можно сделать вывод, что данная программа является эффективной и предполагается использовать ее в следующем учебном году.
5. Курс коррекционно-развивающих занятий по программе «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет» (Куражева Н.Ю., Козлова И.А.)
Цель: формирование психологической готовности к школьному обучению, психопрофилактика, направленная на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации.Нужно отметить, что у 91,4% детей определен высокий уровень готовности к началу школьного обучения, это говорит о достаточной психологической зрелости детей. Это на 12,3% больше, чем при 1 срезе. У 6,3% детей определен хороший уровень готовности к началу школьного обучения. 2,1% дошкольников имеют средний уровень готовности к школе (условно не готовы к школе). Следует отметить, что с низким уровнем детей не осталось. Также ко 2 срезу сократилось количество детей с низкой мотивацией (преобладают игровые мотивы). Если при 1 срезе таких детей было 14,6%, то ко 2 срезу осталось 8,5%.
В результате работы у детей повысились показатели уровня развития познавательной сферы по сравнению с первичной диагностикой, сформировались устойчивые познавательные интересы, положительная школьная мотивация, пространственные представления (дети закрепили пространственные представления и предлоги «выше-ниже», «над-под», «за-перед», «право-лево», «ближе-дальше»). Благодаря используемым в программе играм дети приобрели необходимые коммуникативные умения и навыки: умение взаимодействовать, подчинять свое поведение предлагаемым правилам, помогать друг другу, поддерживать доброжелательные взаимоотношения. Таким образом, можно говорить о сформированности хорошего уровня произвольности, что подтверждается результатами диагностики Н.Я. Семаго и М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
Т.о., используемая программа «Приключения будущих первоклассников» является эффективной.
6. Курс коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе на основе программы О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. За три месяца до школы»
Цель: развитие познавательных способностей
После проведения развивающих занятий у 1 ребенка повысились показатели уровня развития познавательной сферы по сравнению с первичной диагностикой, с низкого уровня он перешел на средний. Второй ребенок остался на прежнем уровне, что объясняется частым пропуском занятий.
Т.о., можно сделать вывод, что данная программа является эффективной.
7. Курс коррекционно-развивающих занятий по дополнительной образовательной программе песочной терапии «Чудесная страна» в старшей группе (Составитель: Синицына М.В.)
Цель: создание условий для раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие эмоционального фона.
По результатам обследования видно, что у 3-х человек наблюдается положительная динамика. У 1 дошкольника улучшились результаты в интеллектуальной сфере (средний уровень развития сменился на высокий). У 2-х человек наблюдаются изменения в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Ко 2 срезу не осталось детей с нейтральным характером общения. В сфере психологического состояния наблюдается положительная динамика у 1 дошкольника (дезадаптация сменилась психологическим напряжением).
У 2-х человек отмечена нулевая динамика.
Т.о. можно сделать вывод, что данная программа песочной терапии является эффективной.
8. Программа Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам»
Цель: развитие познавательных способностей младших школьников
По результатам последнего занятия, на котором проводилось повторное исследование уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления наметились следующие изменения:
Учащиеся первого класса стали более внимательны, научились выполнять элементарные сравнения, запоминать больше предметов с помощью слуховой памяти. Так на начало года детей с низким уровнем внимания было 16 человек (76,2%), то сейчас их стало 20 человек (95,2%). Учащихся с низким уровнем развития мыслительных операций, в частности сравнения, на начало года было 5 человек (23,8%), то сейчас стало 2 человека (9,5%). Также уменьшился процент детей с низким уровнем развития зрительной памяти. Если на начало года таких детей было 19,0%, то на сегодняшний день их стало 4,8%.
Учащиеся второго класса также стали более внимательны, увеличился объем зрительной памяти и восприятия, успешнее выполнять такие операции, как сравнение и классификация предметов и явлений, а также учатся логически рассуждать при решении задач логического характера. Так на начало года детей с низким уровнем внимания было 30,8%, то на сегодняшний день их стало 11,5%. Детей с низким уровнем зрительной памяти и восприятия стало на 9,5% меньше. Также уменьшился процент детей с низким уровнем мыслительных операций. Если на начало года у 38,5% детей вызывали трудности задания на сравнение предметов и явлений и у 15,4% - на классификацию, то ко 2 срезу их стало 19,2% и 3,8%. Увеличилась способность и к логическому рассуждению (на 19,2%).
У учащихся третьего класса увеличился объем слуховой памяти, а также способность устанавливать логические связи. Если на начало учебного года детей с низким уровнем слуховой памяти было 29,4%, то к концу года их стало 11,8%. Также детей, не способных к установлению логических связей сократилось на 23,5%.
В четвертом классе также наблюдается положительная динамика. Дети стали более внимательны и уже успешнее справляются с логическими заданиями. Так, если на начало года учащихся с низким уровнем внимания было 33,3%, то к концу года стало 16, 7%. Детей, у которых вызывали трудности логические задания, было 50,0%, а стало 33.3%.
Т.о. можно сделать вывод, что к концу учебного года наблюдается положительная динамика. Учащиеся научились выполнять элементарные сравнения, классифицировать предметы и явления, выделять главное, высказывать версии решения предложенного задания, способны решать нестандартные задачи, обладают хорошим уровнем развития слуховой и зрительной памяти, восприятия, воображения. Большинство учащихся испытывают затруднения при выполнении заданий на внимание, установление логических связей, а также решении математических задач. Поэтому в следующем учебном году необходимо продолжать работу по данной программе.
9. Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся начальной школы «Коррекция школьной тревожности» Н.П. Микляева, П.В. Румянцева
Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихся до уровня «мобилизирующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.
Занятия, проведенные с группой учеников 1 класса дали следующие результаты: увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой на 22,2%. С высоким уровнем тревожности стало на 2 человека меньше, чем при 1 срезе. Уменьшилось число учащихся с высоким уровнем агрессивности (преимущественно вербальной агрессией) на 2 человека. У 4-х человек наблюдается положительная динамика в сфере психологического состояния, уменьшилось количество детей с дезадаптацией на 11,1%, соответственно увеличилось количество школьников с адекватным мироощущением на 22,2%.
Психологическое просвещение и профилактика (работа с педагогами)
№ Вид работы Сроки
1. Выступления на заседании при заместителе директора по УВР: «План работы на 2015-2016 учебный год». Сентябрь 2015 г.
2. Выступления на методических объединениях и совете педагогов:
«Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности детей при формировании познавательно-математических представлений» Ноябрь 2015 г.
3. Результаты работы педагога-психолога за 2015-2016 учебный год. Май 2016 г.
4. Консультации:
«Школьная тревожность и ее преодоление»;
«Организация воспитательно-образовательного процесса в свете перехода на ФГОС ДО по формированию у детей навыков общения»;
«Пути повышения мотивации детей к школьному обучению»;
«Приемы развития познавательных функций у детей младшего и старшего дошкольного возраста». Ноябрь, февраль 2015-2016 г.
5. Семинары для педагогов-психологов города:
«Методы и приемы стимулирования развития детей дошкольного возраста». Апрель 2016 г.
6. Профилактическое занятие на релаксацию и снятие напряжения с использованием телесно-ориентированной терапии Октябрь 2015 г.
7. Индивидуальные консультации педагогов: 84 Сентябрь – май 2015-2016 уч.г.
Выводы: были выполнены не все планируемые мероприятия, т.к. большая часть времени ушла на коррекционно-развивающую работу и подготовку к конкурсу «Педагог-психолог России – 2015». Но индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по сравнению с 2014-2015 уч.г. стало заметно больше. В следующем году также планируется проведение цикла занятий с воспитателями и учителями по профилактике эмоционального выгорания, снятия напряжения, расслабление.
Психологическое консультирование (индивидуальное и семейное) родителей
№ Вид работы Сроки
1. Собрание «Планирование работы с детьми и родителями в текущем учебном году: диагностика, коррекционно-развивающие занятия, консультации»:
Подготовительная группа «3», «9»;
Старшая группа «2»;
Средняя группа «7», «5»;
1 младшая группа «8»;
Разновозрастная группа «10» Сентябрь - октябрь 2015 г.
2. Собрание «Результаты диагностики универсальных учебных действий»:
2-г класс, 3-г класс Декабрь, май 2015-2016 г.
3. Собрание «Результаты диагностики уровня адаптации и мотивации первоклассников, уровня сформированности универсальных учебных действий».
1-г класс Декабрь, май 2015-2016 г.
4. Групповая консультация «Ознакомление с результатами диагностики адаптации к ДОУ»
1 младшая группа «8»
Разновозрастная группа «10» Сентябрь, октябрь 2015 г.
5. Групповая консультация «Ознакомление с результатами диагностики актуального уровня развития психических процессов и эмоционально-личностных особенностей детей среднего дошкольного возраста»:
Средняя группа «5» Октябрь 2015 г.
6. Групповая консультация «Ознакомление с результатами диагностики детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Рекомендации по развитию познавательных процессов»:
Старшая группа «2» Ноябрь 2015 г.
7. Групповая консультация «Ознакомление с результатами диагностики актуального уровня развития психических процессов и эмоционально-личностных особенностей. Рекомендации родителям по снижению тревожности у детей»:
Разновозрастная группа «10» Апрель 2016 г.
7. Собрание «Результаты диагностики готовности к началу школьного обучения. Чем занять ребенка летом?»:
будущие первоклассники Май 2016 г.
8. «Особенности детей разных возрастов»
Средняя группа «7», «5»;
Старшая группа «2»;
Разновозрастная группа «10»; Сентябрь 2015 г.
9. Консультации родителей семейные и индивидуальные:
Общее число консультаций: 25 Сентябрь – май 2015-2016 уч.г.
Выводы: групповая работа с родителями проводилась в форме выступлений на собраниях и совмещала в себе 2 вида работы: ознакомление и обсуждение результатов диагностики и просветительскую работу (ознакомление родителей с особенностями возраста, развитие высших психических функций). Количество консультаций с родителями по сравнению с 2014-15 учебным годом осталось примерно прежним.
Самообразование, другие виды деятельности
№ Вид работы Сроки
Самообразование
1. Семинар «Искусство конструктивного диалога» («Валеоцентр», 8 ак.ч.). Ноябрь 2015 г.
2. Семинар-практикум «Коммуникации в супружеской паре» («Валеоцентр», 8 ак.ч.). Ноябрь, 2015 г.
3. Семинар «Жизненный цикл семьи. Типичная семейная проблематика на различных стадиях жизненного цикла. Мишени работы» («Валеоцентр», 5 ак.ч.) Март 2016 г.
4. Модульные курсы «Навыки профессиональной и личной эффективности» (Интернет-обеспечение-Педагогический университет «Первое сентября», 96 ак.ч.) Декабрь-апрель 2015-2016 г.
5. Модульные курсы «Инклюзивный подход в образовании» (Интернет-обеспечение-Педагогический университет «Первое сентября», 12 ак.ч.) Март 2016 г.
6. Круглый стол «Научно-практические аспекты реализации ФГОС ОВЗ» ("ИПК и ППРО ТО", 3 ч.) Май 2016 г.
Аналитическая работа
1. План работы на 2015-2016 учебный год Сентябрь 2015 г.
2. Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год Май 2016 г.
3. Обработка и анализ результатов по групповой и индивидуальной диагностике. Сентябрь-май 2015-2016 г.
Методическая работа
1. Подбор материала для проведения семинаров, консультаций. В течении года
2. Оформление стендов и уголков психолога, папок диагностики и коррекционно-развивающей работы В течении года
3. Подбор материала для проведения собраний В течении года
4. Анализ практической литературы для подбора инструментария В течении года
5. Подготовка памяток и буклетов, оформление кабинета. В течении года
6. Работа с литературой В течении года
Выводы: все планируемые мероприятия были проведены в данном учебном году.
Общий вывод: в данном учебном году большую часть времени заняла коррекционно-развивающая и диагностическая работа с детьми. Групповая работа с детьми занимает большой процент развивающей работы и является оправданной, т.к. в школьном возрасте эта работа в большинстве своем направлена на развитие познавательных процессов, профилактику сложностей адаптации в начальном звене, «эмоциональном развитии», что является условием успешной учебы детей, социальной адаптации, возможности понимать себя и окружающих людей в эмоциональном плане. Результаты работы с дошкольниками также является эффективной: увеличился процент детей, готовых к школьному обучению, повысился уровень актуального психического развития детей средней и старших групп, а также эмоциональной сферы детей.
Диагностика охватывает всех детей, что позволяет увидеть общую картину развития детей в целом и каждого отдельного ребенка. Это помогает вовремя обратить внимание родителей и воспитателей на особенности детей (поведенческие, эмоциональные, познавательного развития), скорректировать образовательный процесс, включить ребенка в работу с психологом (при наличии свободных мест).
Некоторые сложности возникали при работе с педагогами, т.к. не все готовы полностью раскрыться и выполнить все необходимые упражнения на занятии.
Со стороны родителей наблюдается повышение активности и интереса к работе педагога-психолога, материалам для профилактики и стендовой тематической информации.
Перспективы работы на 2016-2017 учебный год:
Профилактика дезадаптации детей, поступающих в детский сад;
Профилактические и развивающие занятия с детьми, направленные на психологическую подготовку к школе;
Профилактические и развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на эмоционально-волевую сферу;
Расширение тематики просветительской работы с учителями, воспитателями и родителями с учетом запросов;
Профилактические занятия для педагогов на релаксацию и снятие напряжения с использованием телесно-ориентированной терапии;
Оформление кабинета, пополнение папок психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ОУ, работа в рамках самообразования «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
30.05.2016 г.
Педагог-психолог: М.В. Синицына

Согласовано: директор МБОУ «ЦО №12» А.И. Битков