Выступление на методическом совете ЦВР «Подросток» по теме: «Особенности организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в социальной поддержке и адаптации»


Выступление на методическом совете
ЦВР «Подросток» по теме:
«Особенности организации образовательного процесса для детей, нуждающихся в социальной поддержке и адаптации»
(выступающий: Салтаева Е.Ю. методист УВК с. КраснохолмI квалификационной категории 19.03.2015 г.)Учреждения дополнительного образования детей - социально-педагогическая система, которая работает на основе социального заказа, выполняет заданную социальную роль, взаимодействует с другими образовательно-воспитательными институтами общества, создает условия для самореализации, социализации, социальной адаптации, мотивационного и творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Учебно-воспитательный комплекс с. Краснохолм в силу своей специфичности работы в сельской местности осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям «ЦВР «Подросток»: военно-патриотическое, художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное.
В специфику педагогической деятельности в сельской местности входят, как положительные моменты, так и отрицательные. Положительный момент заключается в том, что у сельского педагога дополнительного образования больше возможности контактировать и сотрудничать с учителями села и родителями воспитанников. Но есть и минус. В сельской местности относительно слабая материально-техническая база в дополнительном образовании, а также недостаточное количество специализированных педагогических работников разных направлений. Все эти причины не дают сельскому ребенку полностью реализовать себя в системе дополнительного образования (т.е. если в общем образовании учащийся получает знания полностью по всем предметам, то в дополнительном образовании обучение во многом зависит от наличия специалистов и материальной базы).
Педагогический коллектив УВК проводит работу по социальной адаптации сельских детей: различные мероприятия спортивного, художественно-эстетического направления, беседы с воспитанниками патриотического, нравственного характера, проводит анкетирование детей и родителей по изучению спроса на дополнительные образовательные услуги, востребованность детских творческих объединений, изучает опыт работы с «трудными» детьми и т.д.
Но, несмотря на достигнутые результаты по реализации цели, связанной с адаптацией ребенка в условиях учреждения дополнительного образования в с. Краснохолм, на практике эта проблема оказалась трудно разрешимой в силу недостаточного теоретического обоснования и практической апробации.По результатам диагностирования и опроса, обучающихся и их родителей, мы сделали вывод, что необходимо более углубить работу с подростками УВК с. Краснохолм, а именно с детьми двух категорий:
Это учащиеся школы-интерната № 6, так как данные дети не только имеют проблему физического здоровья (это дети VIII вида) и недостаточно развиты для своего возраста, и в основном из семей неблагополучных, педагогически запущенные, дети которые нуждаются в социальной адаптации для того, чтобы нормально общаться со своими сверстниками, а также в социуме.
И дети из семей вынужденных переселенцев, основная масса которых на территории с. Краснохолм обучаются в МОБУ ООШ. Эти ребята имеют сложности в общении с людьми, так как они проходили начальное обучение в других государствах, отличное от российского образования, что отражается на их адаптации в социуме.
Решение этих проблем педагоги УВК с. Краснохолм видят в приобщении детей в детские спортивные объединения, которые в силу своей специфики подвижные игры, командный соревновательный принцип и т.д.) создают более комфортные условия для социальной адаптации обучающихся УВК с. Краснохолм.Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка, а также социальной адаптации.
Социально - педагогическое и практическое значение данной проблемы и ее недостаточная практическая разработанность для УВК с. Краснохолм послужили основанием для выбора темы нашего проекта: "Социальная адаптация подростков, посредством занятий спортом в учреждении дополнительного образования».
В поисках средств преодоления возникших противоречий, мы сформулировали цель нашего проекта. Она заключается в следующем:
теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия успешности социально-педагогической адаптации подростков в творческих объединениях спортивного направления учебно-воспитательного комплекса с. Краснохолм.
Объект исследования: процесс социально-педагогической адаптации при организации физического воспитания подростков, требующих социальной адаптации.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешности процесса социально-педагогической адаптации подростков в УВК с. Краснохолм.
Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Процесс социально - педагогической адаптации подростков в нашем отделе будет успешным, если:
а) раскрыта сущность понятия "социально-педагогическая адаптация";
б) выявлены признаки и критерии социально-педагогической адаптации в УВК с. Краснохолм;
в) определены педагогические условия успешности социально-педагогической адаптации с учетом особенностей сельской местности и основные признаки этого процесса.
Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и практических методов исследования:
анализ философской, психологической, медицинской, педагогической литературы по проблеме исследования;
изучение и обобщение опыта педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования;
анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, дискуссии, анализ рабочей документации;
теоретическое моделирование;
обобщение;
систематизация и описание полученных результатов.
Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили логику, этапы и методы исследования.
Этапы:
1 этап. Аналитико-проектный (2014/2015)
2 этап. Организационно-деятельностный (2016/2018)
3 этап. Аналитико-оценочный (2019/2020)
Ожидаемый результат: сформированность и удовлетворенность образовательных запросов подростков, требующих социальной адаптации по физическому воспитанию в УВК с. Краснохолм.
В процессе прохождения первого этапа эксперимента сделано следующее:
1. Раскрыта сущностная характеристика понятия "социально-педагогическая адаптация" подростков.
2.Выявлены критерии социально-педагогической адаптации подростков:
личностный, характеризующий степень сформированности самостоятельности и организаторских способностей в жизнедеятельности отдела;
поведенческий, характеризующий степень сформированности умений межличностного взаимодействия, коммуникативных умений, самоконтроля в общении;
деятельностный, характеризующий степень сформированности ориентации в содержании деятельности, понимании цели деятельности.
3. Выявлены показатели, характеизующие базовые компетенции педагогов в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности:
умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;
умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);
умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
4.Разработан комплекс педагогических условий успешной социально-педагогической адаптации подростков в УВК с. Краснохолм:
овладение педагогами отдела технологиями активизации механизмов социально-педагогической адаптации с учетом спортивной деятельности, формирования коммуникативных умений, организаторских способностей и самоопределения подростков в деятельности отдела;
включение подростков в социально-значимую деятельность;
разработка и внедрение программ «Футбол», «Настольный теннис», «Адаптивная физкультура»; учебное пособие по футболу; участие педагогов УВК в профессиональных конкурсах с методическими разработками и т.д.
На 2 этапе мы планируем работу по активизации деятельности педагогов для создания мотивации учебной деятельности обучающихся через определённые показатели:
Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности – это педагог при создании условий для достижения требуемого результата учебной (воспитательной) деятельности обучающегося применяет в работе определенные условия такие, как дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. Также педагог демонстрирует успехи детей родителям. Даже самый незначительный успех ребенка необходимо отмечать как определенная победа и движение вперед.
Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников) – это когда педагог позволяет ученикам (воспитанникам) самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия. Также педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика (воспитанника) не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников) – это педагог, при самомотивировании учеников (воспитанников), использует такие приемы, как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его самоценности, поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика (воспитанника) положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.
Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику (воспитаннику), обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса.
Кто-то когда-то должен ответить,
Высветить правду, истину вскрыть,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они – главные истины эти:
Поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!
Спасибо за внимание!