Аттестациядан отуучу мугалимдерге жардам Группа риска
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
9 декабря 2002 года. Регистрационный номер 155-02
Утверждена
приказом Министерства
здравоохранения
Кыргызской Республики
и Министерства образования
и культуры Кыргызской Республики
от 15 ноября 2002 года N 468/662/1
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке формирования "группы риска" в
образовательных учреждениях Кыргызской Республики
I. Общие положения
1.1. "Группы риска" формируются в образовательных учреждениях республики в целях усиления противодействия растущему распространению потребления психоактивных веществ несовершеннолетними лицами и молодежью Кыргызской Республики. Формирование "группы риска" также имеет целью раннее выявление лиц, имеющих факторы риска на начало потребления или имеющих опыт потребления психоактивных веществ для проведения среди них профилактических мероприятий, оказания помощи несовершеннолетним лицам в их социальной адаптации.
1.2. Психоактивные вещества (ПАВ) - любые вещества естественного или синтетического происхождения, обладающие свойством непосредственного воздействия на центральную нервную систему человека с изменением психофизиологических функций и реакций (внимания, сознания, памяти, эмоций, поведения, интеллектуально-мнестических функций).
1.3. "Группа риска" - лица в силу биологических, психических, психологических или социальных факторов представляющие высокий потенциальный риск на начало употребления ПАВ или имеющие опыт потребления ПАВ без признаков сформировавшегося заболевания.
1.4. Острая интоксикация - преходящее состояние, возникающее вслед за приемом того или иного ПАВ и приводящее к расстройству внимания, сознания, мыслительных функций, восприятия, эмоций, поведения или других психофизиологических функций и реакций.
1.5. Формирование "группы риска" должно осуществляться на принципах максимальной конфиденциальности, соблюдения педагогических и этических норм и препятствовать стигматизации учащихся.
1.6. Включение несовершеннолетних лиц в "группу риска" в виде наказания или оказания давления на учащихся недопустимо.
II. Порядок формирования "группы риска"
2.1. Формирование "группы риска" на предмет употребления ПАВ осуществляется администрацией учебного заведения (заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог) для проведения среди несовершеннолетних профилактической и реабилитационной работы.
2.2. В "группу риска" включаются несовершеннолетние лица, имеющие следующие факторы риска:
А. Биологические - наличие в анамнезе указаний на органические поражения центральной нервной системы (родовые травмы, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы и др.) приведших к формированию тех или иных психических, эмоциональных, поведенческих расстройств, включенных в Международную классификацию болезней и увеличивающих риск начала потребления психоактивных веществ и формирование синдрома зависимости.
Б. Психические и психологические - наличие тех или иных психических (олигофрения, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз) или специфических для подросткового возраста эмоциональных и поведенческих расстройств, включенных в Международную классификацию болезней и увеличивающих риск начала потребления психоактивных веществ и облегчающих формирование синдрома зависимости. К специфичным для подросткового возраста эмоциональным и поведенческим расстройствам относятся следующие расстройства.
Гиперкинетическое расстройство поведения. Характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманных действий или нарушений правил. Во взаимоотношениях с взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может иметь место заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к домашним, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или приятельских связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы занятий, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства. Сочетание стойкого агрессивного, асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности. В других случаях нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.
В. Социальные - наличие в микро- и макроокружении несовершеннолетнего лица социальных факторов, создающих условия или облегчающих доступ к ПАВ и затрудняющих или препятствующих отказу от их потребления (наличие в семье одного или двух родителей, потребляющих ПАВ, неполные семьи, неправильный тип воспитания, наличие знакомых или друзей, допускающих потребление психоактивных веществ, наличие несовершеннолетнего родственника, помещенного в специализированные учреждения для детей с нарушениями поведения, принуждение несовершеннолетнего к потреблению психоактивных веществ более старшими лицами и др.).
При наличии указанных факторов девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение несовершеннолетнего лица проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательства над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов, мошенничества, спекуляции, домашних краж и др.
Г. Наркологические - несовершеннолетние лица, в отношении которых имеются сведения о потреблении ими того или иного ПАВ.
Данная группа является наиболее сложной для педагогов и нуждается в обязательном осмотре врачом психиатром-наркологом даже в случаях однократного обнаружения у учащегося признаков острой интоксикации, свидетельствующих о приеме того или иного ПАВ.
III. Наблюдение за "группой риска" внутри учебного заведения
В зависимости от критериев, на основании которых учащийся был включен в "группу риска", администрация учебного заведения обязана принимать воспитательные меры с учетом природы факторов риска.
1. Биологические факторы - учащиеся данной группы нуждаются в проведении дополнительных мероприятий со стороны администрации учебного заведения лишь в том случае, если наступает декомпенсация их состояния (снижение успеваемости, частые пропуски занятий, обусловленные состоянием здоровья). В этих случаях необходимо создать, по возможности, охранительный режим учебы для учащегося, информировать родителей о возникших проблемах, рекомендовать обратиться за помощью в специализированное медицинское учреждение.
2. Психические и психологические факторы - данная группа нуждается в постоянном наблюдении со стороны педагогов и проведении систематической психолого-педагогической коррекции, направленной на компенсацию тех или иных личностных особенностей учащихся и облегчение их адаптации в школьном коллективе.
3. Социальные факторы - данная группа нуждается в постоянном наблюдении со стороны администрации учебного заведения, а также сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних и проведении систематической психолого-педагогической коррекции и профилактической работы, направленной на компенсацию тех или иных личностных особенностей учащихся и развитие у них навыков адаптивного социального функционирования.
4. Наркологические факторы - данная группа подлежит обязательному консультированию врачом психиатром-наркологом и проведению профилактических медико-психологических мероприятий с целью предотвращения дальнейшего потребления ПАВ и реабилитации учащихся. Недопустима передача сведений об учащихся, включенных в данную группу, в инспекцию или направление в комиссию по делам несовершеннолетних без предварительной консультации врача психиатра-нарколога.
IV. Наблюдение в наркологических учреждениях
4.1. Выявленные в результате медицинских профилактических обследований несовершеннолетние лица, допускающие потребление психоактивных веществ, подлежат проведению профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий в зависимости от наличия или отсутствия зависимости от психоактивных веществ.
Учащиеся со сформировавшимся синдромом зависимости - подлежат проведению лечебно-реабилитационных мероприятий в наркологических учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Учащиеся, имеющие однократные пробы ПАВ или эпизодическое потребление ПАВ - подлежат проведению комплекса медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение дальнейшего потребления ПАВ и социально-психологическую реабилитацию.
Если учащийся продолжает потреблять ПАВ и у него формируется синдром зависимости, то он подлежит лечению от зависимости и медико-психологической и социально-психологической реабилитации.
Начальник Главного управления Начальник управления общего,
организации медицинской среднего, дошкольного и
помощи и лицензирования внешкольного образования
Министерства здравоохранения Министерства образования и
Кыргызской Республики культуры Кыргызской Республики
К.Мамбетов Ч.Тиленбаев