Реализация федеральной программы Доступная среда, из опыта работы.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ), имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. В нашей республике проживает более 8000 тысячи детей из них 2500 с ограниченными возможностями здоровья. Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах.
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья должен иметь право обучаться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного ученика с ограниченными возможностями здоровья.
В первую очередь требуется создание специальных условий обучения в рамках образовательной среды массовой школы. Таким образом в марте 2011 года Правительством Российской федерации утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
Целью этой программы является создание детям- инвалидам условий для обеспечения равного доступа к получению образования, предоставляемого населению, беспрепятственного пользования средствами связи и информации, возможности равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.
Ставятся следующие задачи: выявление существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности образовательной среды для детей- инвалидов, создание условий для получения детьми-инвалидами полноценного образования;
создание условий для развития инклюзивного образования, в том числе создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
увеличение числа детей-инвалидов, участвующих в культурных и спортивных мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях района.
В 2011 Федеральная программа «Доступная среда» стартовала и в республике Марий-Эл. Министерство образования республики выделило 10 школ, которые будут реализовать проект «Доступная среда», на сегодняшний день их число приближается к 20. По данным Министерства образования к 2015 в «Доступную среду» будут вовлечены 24% школ республики. «Звениговский лицей» начал реализовать эту программу в 2011 году, первым потоком. Нам было очень сложно, но вместе с этим интересно. Сначала нам необходимо было поставить перед собой задачи. Итак главной задачей на начальном этапе для нас стало - создание безбарьерной, комфортной среды для детей с ОВЗ. Для этого в лицее было переоборудовано крыльцо и установлен пандус, переоборудованы и отремонтированы санузлы, отремонтированы и оборудованы кабинеты психолога, логопеда, социального педагога, медицинский кабинет.
Администрацией лицея была создана рабочая группа для реализации программы в составе:
Мясникова Ольга Арсентьевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель рабочей группы;
Иванова Любовь Ахтамовна – заместитель директора по воспитательной работе;
Дудина Татьяна Ивановна – социальный педагог;
Земскова Валентина Андреевна – руководитель МО учителей гуманитарного цикла;
Хасаньянова Ирина Борисовна – руководитель МО учителей естественно-математического цикла.
Рабочей группой была разработана программа для совместного развития инвалидов и обучающихся, не имеющих нарушений «Тропинка к здоровью». Целью этой программы является: организация работы педагогов и специалистов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В программу входят:
система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;
перспективный план обучения детей с ОВЗ
планируемые результаты;
содержание мониторинга динамики развития детей с ОВЗ.
Работа с детьми разделена на 3 направления: - работа с детьми с нарушением зрения, работа с детьми с нарушением слуха, работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Остановлюсь по-подробнее на каждом направлении.
-работа с детьми с нарушением зрения,
Работу со слабовидящими детьми проводила психолог Симонова Марина Георгиевна, педагог-психолог лицея. Для работы с такими детьми закуплен аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей, создана сенсорная комната, в которой много различных, тренажеров и игр для развития зрительного восприятия и остаточного зрения.
- работа с детьми с нарушением слуха
За работу со слабослышащими детьми несет ответственность Мясникова Ольга Арсентьевна, учитель-логопед лицея. Для работы с такими детьми закуплен аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей, звукоусиливающая аппаратура, тренажеры и игры по развитию тактильного восприятия и развитию речи слабослышащих детей.
- работа с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Работу с детьми с ДЦП ведет Дудина Татьяна Ивановна, социальный педагог лицея. Для работы с такими детьми закуплен аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тренажеры и игры по развитию тактильного восприятия и координации движения, так же закуплены инвалидные кресла, ходунки, специализированный стол.
Все три педагога посетили семинары и тренинги для работников образовательных учреждений осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями сертификаты , что позволяет им провести квалифицированную работу по программе «доступная среда детям инвалидам». Так же педагоги занимаются самообразованием (каждый в своем направлении): изучают статьи, книги, опыт других образовательных учреждении внедряющих инклюзивную практику и т.д. Каждый педагог разрабатывает план мероприятий работы с такими детьми и конспекты занятий с учетом специфики заболевания ребенка, ведет индивидуальную карту сопровождения, отслеживает динамику.
Для ребенка-инвалида обучение в школе - способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научится не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми. Наша задача создать в лицее все условия для этого.

15