Экологическое воспитание школьников посредством реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Экологическое воспитание школьников посредством реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Расплата в этом мире наступает всегда.
Есть два генеральных прокурора: один – тот,
кто наказывает за проступки против общества,
другой – сама природа.
Ей известны все пороки, ускользающие от законов.
Дидро
В настоящее время глобальные проблемы современной цивилизации, связанные с ухудшением экологической ситуации, разрушением мировой экосистемы, изменением климата во многих точках земного шара, в т.ч. у нас на Кубани, не могут не привлекать внимание педагогической общественности к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения.
Являясь школой, реализующей в пилотном режиме ФГОС начального общего и основного общего образования мне, как директору представилась возможность организовать работу по экологическому воспитанию учащихся на качественно новом уровне.
Первое с чего мы начали – анализ уровня экологической культуры учащихся (методика С.Н.Глазачева) и характер их личного экологического опыта.
Данные исследования показали:
100 % опрошенных знают, что такое природа, убеждены в необходимости сохранения природы, осознают единство человека и Природы, испытывают потребность постоянного общения с природой,
45 % считают, что природа помогает думать и отдыхать,
24 %снимает стресс, расслабляет,
100 % опрошенных проявляют интерес к экологическим проблемам и выражают его в:
участии в экологических экспедициях – 10,5 %,
уборке территории – 91,2 %,
озеленении школьного двора – 65 %,
проведении классных часов – 16 %.
65 % оценивают уровень экологической культуры как средний,
12 % - высокий уровень,
23 % - затруднились ответить.
Психолого-педагогическое изучение личного экологического опыта учащихся начальных классов позволило определить его основные виды (опыт наблюдения явлений окружающего мира, эмоционального состояния учащихся в процессе общения с представителями животного и растительного мира, степень применения экологических норм и правил, участия в мероприятиях экологической направленности), а также сформировать четкое представление о качестве экологического опыта современных детей, который, преимущественно, носил негативный характер. На повестке дня встал вопрос о необходимости глубокого переосмысления опыта организации внеурочной деятельности, переходу от разовых мероприятий к системным.
Перед администрацией школы были поставлены задачи:
Разработать и включить в содержательный раздел Основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Обеспечить повышение уровня экологической культуры учащихся, получение метапредметных результатов по окружающему миру, физической культуре, биологии, экологии, географии, химии, физике на всех ступенях образования в рамках учебных предметов, кружков, клубов, средствами проектной, туристско-краеведческой деятельности, организации внеклассных занятий природоведческого содержания.
Направить педагогический потенциал внеурочной работы от «шаблонных» занятий к практическим (возможность живого контакта с природой).
Обучить педагогический коллектив приемам организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, соответствующих мифологичности, образности, предметности мировосприятия учащихся на всех ступенях образования.
Приобрести современное лабораторно-практическое оборудование (цифровые микроскопы, интерактивные комплекты, лабораторное оборудование, системы электронного голосования и т.д.)
Учитывая поставленные задачи, разрабатывая Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, учебный план внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 и 5 – 6 классов, рабочие программы кружков, клубов, студий внеурочной деятельности как части ООП НОО и ООП ООО пришли к выводу, что для участия всех педагогических работников школы в повышении экологической культуры учащихся необходима оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая будет основываться на оптимизации внутренних ресурсов школы (с учащимися занимаются не только классный руководитель, но и учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и т.д.).
Преимущества оптимизационной модели перед другими (модель дополнительного образования, модель «Школа полного дня», инновационно-образовательная модель) – в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создание единого образовательного и методического пространства в школе, сохраняя единый подход в содержании и организации процесса.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 2, ст. Брюховецкая
1.1. Классные руководители 1.2. Педагогические работники 1.3. Студии, объединения 1.4. Доп. образование (УДО) 1.5. Платные образовательные услуги
Кружок «Родной край»1-6 классы, клуб «Весёлый калейдоскоп» 1-4 классы,
общественно-полезные практики (5-6 классы), традицион-ные школьные дела, совместные мероприятия с родителями Кружки «Зеленые страницы» (проектная деятельность, 1-4 классы), «Экологичес-кий практикум» и «Проектирование в географии» (5-6 классы), клуб «Секреты успеха» (педагог-психолог, 1-2 классы)НОУ «Эврика» (кафедры младших школьников, естественно-научная и психологии и здоровья),
газета «Школьная страна»,
театральная студия «Пилигрим»,
ДОО «Алые паруса»,
волонтёрский отряд «МЫ» Кружки «Краеведение и туризм», «Мастерская подарка», «Волшебный бисер», «Конструирование из бумаги», «Золотой напёрсток» Курс «Готовимся к ЕГЭ по биологии», кружок «Юный натуралист»
Следует отметить проблемы, которые пришлось решить при внедрении данной модели внеурочной деятельности в практику:
Расписание занятий (в отдельно взятых классах, в смешанных группах, а также расписание проведения «интенсивов», организация динамических пауз, стыковка расписания уроков, внеурочной деятельности, занятий учащихся в УДО, школе искусств, ДЮСШ и т.д.).
Организация подвоза учащихся (корректировка графика подвоза с учётом занятости учащихся реализующих ФГОС внеурочной деятельностью).
Организация питания (разъяснительная работа с родителями о необходимости обеспечения учащихся завтраками и обедами, корректировка режима работы столовой).
Оплата труда учителей за работу в группах с малой наполняемостью – 5 – 10 человек (внесение изменений в положения «О доплатах и надбавках», «О стимулировании»).
Реализуя оптимизационную модель внеурочной деятельности четыре года в начальной школе и два года в основной (5-6 классы) стоит отметить, что повышению эффективности экологического воспитания способствует сочетание следующих методических приемов:
- предоставление учащимся наглядных образцов экологически обоснованного взаимодействия человека с окружающим миром;
- упражнение в соблюдении экокультурных норм поведения в социоприродной среде;
- конкретности, образности диалога ребенка с природой; включения его в разнообразную эмоционально насыщенную экологически значимую деятельность;
- обеспечения постепенного перехода ребенка от действия по образцу к самостоятельному выбору в пользу экологического благополучия;
- игровой инструментовки взаимодействия младшего школьника с окружающим миром.
Разработанный в соответствии с указанными подходами комплекс методов экологического воспитания младших школьников во внеурочное время, включил в себя: длительные и кратковременные экологические проекты учащихся; сюжетно-ролевые экологические игры; игры-маршруты с элементами туристско-краеведческой деятельности; диалоги с природой, развивающие эмоционально-чувственную сферу ребенка; массовые экологически ориентированные мероприятия-праздники «Масленица», «День здоровья», фестиваль «Осенний марафон» и т.д.. Решение задачи по повышению квалификации педагогов, в т.ч. организации корпоративного повышения квалификации на базе школы по вопросам применения современного оборудования, семинаров с приглашением специалистов издательства «Академкнига/Учебник» позволило учителям:
разработать рабочие программы и календарно-тематические планирования по предметам согласно требованиям ФГОС, включая неурочные часы (экскурсии, практикумы, защиты проектов и т.д.) – 100 %,
реализовать экологически направленную проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – 65%,
применять современное оборудование на уроках и во внеурочной деятельности – 100%,
связывать сюжет экологической игры или праздника с объектами ближайшего окружения – 93%.
Мониторинг результативности внеурочной деятельности показал, что:
100 % учащихся обучающихся в пилотном режиме по ФГОС вовлечены в систему внеурочной деятельности экологической направленности,
100 % педагогов совместно с педагогом-психологом отслеживают эффективность внеурочной деятельности (Личность школьника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога, продуктивность внеурочной деятельности, удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами).
Сравнивая уровни экологической культуры обучающихся МАОУ СОШ № 2 можно сделать вывод, что у ребят реализующих ФГОС уровень экологической культуры выше, чем у таких же школьников несколькими годами ранее:Показатель самооценки экологической культуры учащимися 2010 г. 2014 г.
средний 65 % 51,2%
высокий уровень 12 % 47%
затруднились ответить 23 % 1,8%
Любое препятствие преодолевается настойчивостью. Поэтому чем больше педагоги будут уделять внимание экологической культуре учащихся, тем скорее человечеству удастся остановить тенденцию ухудшения экологической ситуации в мире.