Урок русского языка на темуОдносоставные предложения ( 8 класс)
Урок русского языка в 8 классе
Тема: « Составное именное сказуемое»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с основными элементами составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; со способами выражения именной части, 2) научить находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части, разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть, пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации.
I. Проверка домашнего задания:
Первый ученик рассказывает о составном глагольном сказуемом, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй из упр. 105 называет слова, употребленные в составных глагольных сказуемых в роли вспомогательных.
Третий читает 5—6 предложений с составным глагольным сказуемым на тему «Мои планы на ближайшее будущее».
II. Повторение темы «Виды сказуемого» (простое глагольное, составное глагольное).
На доске проектируется текст с заданием.
— Выписать из текста предложения в таком порядке: сначала с простым глагольным сказуемым, затем с составным.
1) Силу и бодрость дает природа.
С нею умеем мы дружить.
Пусть пролетает год за годом,
Молодость в сердце будет жить.
2) Путь каменист.
И скалы стали строже.
Ты турист.
Ты все осилить можешь,
Ты можешь справиться с бурей любой.
(А. Гурин)
III. Новый материал.
Учащиеся отвечают на вопросы (см. с. 53). В какой части составного именного сказуемого выражается основное лексическое значение? А в какой части заключается его грамматическое значение (наклонение, время)?
Учащиеся делают вывод, что грамматическое значение в составном именном сказуемом выражается глаголом-связкой, а лексическое — именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.).
Далее знакомство с теоретическими сведениями на с. 54.
IV. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 107 на с. 54 составные именные сказуемые нужно обозначить начальными буквами с. и. с., ответить на вопрос, какими частями речи выражена именная часть.
2. Выполнить выборочный диктант по упр. 108 на с. 54 и выписать предложения:
а) с простым глагольным сказуемым, выраженным глаголом быть;
б) с составным именным сказуемым с глаголом-связкой быть.
3. Конструирование по упр. 110. В нем заменить простое глагольное сказуемое составным именным, сделать вывод, как при этом изменяется смысл предложения.
V. Дополнительный материал для закрепления темы. Проецируется текст с заданием.
Спишите текст, подчеркните в предложениях составное именное сказуемое. Определите, какие прилагательные в роли сказуемого обозначают временной признак, а какие — постоянный. Подчеркните качественные прилагательные одной чертой, а относительные — двумя.
НА СЕВЕРЕ
Лес бе..конечный, могучий, грозный. Лесные великаны сходят к самой воде и купают в ней свои ветви. Тиха и прозрачна водная поверхн..сть.
(Не)ласков северный климат. Арктический воздух суровый, холодный. Изменчива ..десь погода. Изменчиво и ..дешнее небо. Вот оно засв..тилось, и заиграли над головой ж..лтые, пурпурные, фиолетовые сполохи полярного сияния.
(И. Перваков)
• Перепишите предложения, устраняя ошибки в употреблении составного именного сказуемого.
1) В годы войны мой отец был танкист. 2) А. П. Гайдар — один мой любимый писатель. 3) Наша гимназия просторна и светлая. 4) В полдень зной становится (не)стерпимым. 5) Фильм оказался (не)интересный. 6) Купание полезное для здоровья.
(Из ученических работ)
• Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Запишите предложения.
1) (Тихая, тиха) украинская ночь. (Прозрачное, прозрачно) небо. 2) Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3) Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4) Болото это (топкое, топко), его люди боятся. 5) (Нелюдимое, нелюдимо) наше море, день и ночь шумит оно.
Тестовое задание
Отметьте предложение с составным именным сказуемым.
I вариант
а) А потом все пошло по-старому.
б) Я решился предоставить все выгоды Грушницкому.
в) Четыре делится на два без остатка.
г) Она вернулась с курорта окрепшей и спокойной.
II вариант
а) Был я в то время студентом в провинциальном университете.
б) Возьмите научите ее танцевать.
в) Малышка перестала плакать.
г) Я буду делать по совести.
Ответы: I г, II а.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание дифференцированного характера: а) упр. 112 устно, выписать сказуемые, указать их вид; б) упр. 111 на с. 55 письменно; в) написать текст о жизни А. С. Грибоедова, указать виды сказуемого.