Конспект урока по русскому языку на темуОдносоставные предложения.
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные предложения" (по учебнику Т.А. Ладыженской).
Цели:
Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
Изучить новую терминологию.
Формировать культуру речи учащихся.
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
Основные задачи:
Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию и открытиям;
воспитывать культуру общения, самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Приемы: беседа, фронтальный опрос, коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, творческая работа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит повторить ранее изученные сведения о предложении и выработать умение научиться различать двусоставные и односоставные предложения.
– Откройте тетради, запишите число, тему.
II. Повторение сведений о предложении в форме фронтального опроса.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1)В чем состоит главное отличие предложения от словосочетания?
2)Что называется грамматической основой предложения?
3)Какими бывают предложения по цели высказывания ,интонации?
4)На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?
5)На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?
На столах у вас лежат листочки, возьмите их и из данных в них предложениях соберите текст. Определите стиль и тип речи, каким видом связи связаны между собой данные предложения.
Учащиеся отвечают по тексту:
-Перед нами текст художественного стиля,тип речи- описание. Предложения в этом тексте связаны цепной связью.
Учитель: найти глаголы во всех предложениях. Чем определяется выбор гласной в окончаниях глаголов?
Учащиеся:
-Выбор гласной в окончаниях определяется спряжением .Вспомним личные окончания глаголов.
IV. Изучение нового материала.
1).Актуализация знаний.
Учитель: Итак, вернёмся к теме нашего урока. В тексте, который мы с вами разобрали, не во всех предложениях есть подлежащее и сказуемое ,но все они содержат законченную мысль. В русском языке довольно часто используют предложения, в которых есть только один главный член .Такие предложения называются односоставными. Наша с вами задача сегодня заключается в следующем:
нужно изучить односоставные предложения.
увидеть, чем они отличаются от других.
2) Учащиеся читают теоретический материал по учебнику, и в разобранном ранее тексте определяют виды односоставных предложений.
Учитель: А теперь подведём итог всему сказанному и сформулируем проблему: место односоставных предложений в разделе «Синтаксис и пунктуация».
познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
изучить новую терминологию;
формировать культуру речи учащихся.
– Чтобы решить эту проблему, добиться этих целей, вы должны внимательно слушать меня, прислушиваться к мнению одноклассников. Свои ответы высказывать в тактичной форме, не перебивая друг друга, давая высказаться до конца.
V.Закрепление изученного материала (работа в группах):
а) Первая группа составляет назывные предложения, вторая группа- определенно-личные предложения, третья группа- неопределенно-личные, четвертая группа- безличные.
Учащиеся зачитывают свои задания и дают оценку работе каждой группе.
Учитель:
б) Сделайте синтаксический разбор предложения и выяснить, какое это предложение по наличию второстепенных членов: А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом.
Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
– Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения?
в) Работа с учебником. Выполнить 171 упр. письменно (проверка устно).
г) Индивидуальная работа.
Учитель: Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится. Время у вас ограничено. 5 минут.(задания проецируются на экране).
Вариант 1.Выпишите односоставные предложения:
На перевале караван задержался.
Тянуло вечерней прохладой.
Присаживаемся к костру.
Густой туман. Изморось.
Дождь гонит с гор ветер.
С утра морозит.
Вариант 2.Распространите односоставные предложения.Тишина.
Вечереет.
Не укроешься.
Сижу и читаю.
Дружба.
Лес.
Похолодало.
Вариант 3.
Творческая работа.
Написать сочинение-миниатюру «Зима».
Проверка.Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
Второе задание выполняется на доске.
Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.
Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.
Проверь себя: Выпишите односоставные предложения:
На перевале караван задержался.
Тянуло вечерней прохладой.
Присаживаемся к костру.
Густой туман. Изморось.
Дождь гонит с гор ветер.
С утра морозит.
VI. Обобщение. Итоги урока.
Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к целям урока и посмотрим, удалось ли нам решить их сегодня.
Домашнее задание: § 17,упр.172, записать 5 пословиц с употреблением односоставных предложений; найти в произведениях А.С.Пушкина 5 примеров односоставных предложений и записать.3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".